Статья:

Проблемы казачества в современной России

Конференция: XLII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: Культурология

Выходные данные
Василенко А.С. Проблемы казачества в современной России // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XLII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2(41). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/2(41).pdf (дата обращения: 22.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 2 голоса
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Проблемы казачества в современной России

Василенко Алёна Сергеевна
студент 5 курса (заочное отделение) направление подготовки: «Спортивная режиссура», Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, РФ, г. Краснодар
Сологуб Галина Николаевна
научный руководитель, канд. культурологии, доц., Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, РФ, г. Краснодар

 

В данной статье говорится о проблемах и необходимости возрождения казачества в современной России.

Каждый человек в любой точке России знает или хотя бы слышал о таком народе как казаки. Где-то изучение его проходит более углублённо, например, на Кубани, благодаря введению во всех образовательных учреждениях учебного курса Кубановедения. Где-то на изучение этого огромного пласта отдельной культуры выделяют лишь несколько часов, проходя данную тему только вскользь на уроках истории. Но независимо от этого роль казачества, их традиций, обычаев, культуры и воинских подвигов в истории не перестаёт быть значимой.

Конечно, полностью культурная жизнь казаков сейчас не забыта, поскольку существуют как любительские, так и профессиональные творческие коллективы, которые всеми силами стараются не только удержать на плаву культурное казачье прошлое, но и максимально внедрить его в нашу жизнь, донести всю его самобытность и прелесть до современного общества. Самым известным из таких коллективов является основанный в 1811 году Государственный академический ордена Дружбы народов Кубанский казачий Хор на данный момент под руководительством композитора и общественного деятеля Виктора Гавриловича Захарченко. Но следует признать, что сейчас в детские хоровые коллективы казачьей песни дети идут весьма неохотно, и проблема здесь очевидна. Репертуар считается устаревшим, на оригинальном языке более чем непонятным. Иными словами, казаки в наше время – это не модно.

Однако если спросить каждого, кто же такие казаки, мы услышим совершенно разные ответы и непохожие друг на друга точки зрения. На мой взгляд, не существует чётко регламентированного правильного или неправильного ответа на данный вопрос. Не зная историю зарождения казаков, как этноса, историю развития и традиций, нельзя точно составить представление об этом исконно русском явлении.

Казаки глубоко чтут православную веру. Если казачья станица переезжала в полном составе на новое место, то разбирали церковь и перевозили с собой. Переехав, сначала они собирали храм, а потом строили хаты. При возвращении из походов, казаки жертвовали часть добычи в церковь. В то время, как в каждом без исключения доме был угол с висевшими в нём иконами [1, с. 5]. В наше время довольно непросто представить такую истинную религиозность.

Подводя небольшой итог, можно сказать, что главные особенности, определяющие казаков – это вера, образ мысли, традиции и образ жизни.

То, как казаки и казачество в целом представляются в понимании каждого из нас – не более чем результат наших глубоких, а чаще, к сожалению, поверхностных знаний о них. И значат они для нас ровно столько, сколько мы знаем об их складе жизни.

Ни для кого не секрет, что культура, быт и моральные устои казаков уже достаточно давно стали всё дальше и дальше отдаляться от нашего понимания. Сейчас подавляющее большинство особенно молодых людей не имеет ни малейшего представления об укладе казачьей жизни в далёком прошлом, располагая лишь той информацией, что не так давно появились, или как говорят в СМИ «возродились», некие казаки, которые неизвестно почему стали патрулировать город вместе с полицией. Не зная базовых вещей о казаках, в глазах многих представление о них складывается изначально ошибочное, поскольку, проводя ассоциацию, можно легко предположить, что роль казаков, как сейчас так и, соответственно, раньше была и есть довольно непонятной. А если роль непонятна, то можно сказать, что она вовсе и не велика.

Тема казачества уже долгое время остаётся актуальной. Но ведь опять же, не зная истории, мало кто задумывается, что его возрождение началось не с недавнего появления казачьих патрулей на улицах города, а почти двадцать лет назад.

В 1917 году в России существовало больше десяти казачьих войск. Они были различны по национальному составу (русские, татары, украинцы, калмыки, башкиры, буряты …) и у каждого войска были свои устоявшиеся традиции. Но было и то, что объединяло их всех: служение государству и Отечеству.

Судьбу их сильно изменила Октябрьская революция 1920 года. В то время были упразднены все казачьи войска. Однако, не смотря на это, уже бывшие казаки всё же сохраняли свои реликвии, как и надежду о возвращении в Россию. В 1990 году, спустя семьдесят лет, в Краснодаре прошёл военный марш-парад кубанских казаков. Это было началом новой страницы истории казачества в России в целом и в Краснодарском крае в частности.

Тогда же во многих городах и станицах края стали создавать фольклорные казачьи коллективы. В культурной и общественной жизни вновь появились давно забытые казачьи традиции и обычаи.

Сейчас в России приняты федеральные законы, создавшие необходимые условия для возрождения традиционного хозяйственного уклада казаков, культурных традиций и организации военной службы.

В Краснодарском крае в структуру администрации включен департамент по делам казачества и вопросом воспитания допризывной молодёжи, поскольку осуществление подготовки молодёжи к военной службе является одной из основных целей казачества. На данный момент на Кубани есть 147 действующих казачьих военно-патриотических клубов, а также Кубанский казачий кадетский корпус имени атамана М.И. Бабыча, открытый в Краснодаре. Обучение усиленно направлено на физическую и военную подготовку, подразумевая под собой воспитание в кадетах выдержки, силы воли, выносливости и готовности в любой момент встать на защиту интересов Родины [1, с. 118].

Возрождение казачества – это сохранение исторической памяти, и, поскольку на Кубанское казачье войско равняются в других регионах страны, на Кубани традиции и обычаи должны максимально восполняться.

Не трудно заметить, что, действительно, казачество набирает обороты и всё прочнее закрепляется в современной России. Но только происходит это в одностороннем порядке. Усиленно внедряя функцию казачества как военную, постепенно на «нет» сходит его функция культурная. И если в первом случае проблема находит всё новые решения, то во втором она, по большей части, стоит на месте.

Для данной статьи потребовалось прочесть много литературы разного рода, но я решила сделать упор на книгу А.П. Кашкарова «Казаки: традиции, обычаи, культура (краткое руководство настоящего казака)», выпущенную в 2015 году, поскольку мне был интересен взгляд автора на поднятую проблему, тем более что он рассматривает её с нескольких точек зрения. А также курс лекций по истории Кубани Ю.Г. Бич и А.Н. Малукало 2013 года. В них чётко определён этап возрождения казачества на Кубани.

Проблема казачества в современной России давно стала обсуждаемой темой, актуальность которой нисколько не уменьшается. Развитие не стоит на месте, всё больше российских городов затрагивает данная тематика. Является ли внедрение казачества в страну истинным порывом восполнить и сохранить прошлые традиции или делается это с какой-то иной целью – у каждого своё суждение. Безусловно, казаки в историческом прошлом были достойными воинами. Но ведь в многогранном понятии казачьей культуры заключены не только их умения искусно владеть холодным оружием и сражаться на поле боя. Ни в коем случае нельзя забывать об их моральных устоях, отношении к семье, товарищам, обрядам и обычаям, а также трепетного отношения к своей вере. Без этих составляющих люди рискуют навсегда потерять то, что помогает понять, кто же такой казак и что есть казачество на самом деле.

 

Список литературы:
1. Бич Ю.Г., Малукало А.Н. – История Кубани, Краснодар, 2013.
2. Кашкаров Андрей Петрович – Казаки: традиции, обычаи, культура (краткое руководство настоящего казака), 2015.