Статья:

ХРИСТИАНСКИЕ ОБРАЗЫ В СОВЕТСКОМ КИНО

Конференция: CCLXXI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Культурология

Выходные данные
Андриенко К.С. ХРИСТИАНСКИЕ ОБРАЗЫ В СОВЕТСКОМ КИНО // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCLXXI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 39(271). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/39(271).pdf (дата обращения: 14.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ХРИСТИАНСКИЕ ОБРАЗЫ В СОВЕТСКОМ КИНО

Андриенко Кирилл Сергеевич
магистрант, Саратовская православная духовная семинария Саратовской Епархии Русской Православной Церкви, РФ, г. Саратов
иером. Герман (Лытус)
научный руководитель, Саратовская православная духовная семинария Саратовской Епархии Русской Православной Церкви, РФ, г. Саратов

 

Советское кино, как отражение официальной идеологии, демонстрировало неоднозначное отношение к христианству, эволюционировавшее в зависимости от политических реалий. На начальном этапе, в 1920-х годах, кино активно использовалось как инструмент антирелигиозной пропаганды. В фильмах того периода, таких как "Чудотворная" (1925) и "Путевка в жизнь" (1931), священнослужители представали в негативном, сатирическом свете, символизируя реакционные силы и мракобесие.

Однако, в условиях Великой Отечественной войны, когда общество требовало консолидации против внешнего врага, советское руководство вынуждено было скорректировать свою антирелигиозную политику. В этот период на экраны вышли фильмы, демонстрирующие более толерантное отношение к церкви и верующим. Примером служит "Александр Невский" (1938) Сергея Эйзенштейна, где образ православной веры представлен как важный элемент национальной идентичности и патриотизма [1].

Таким образом, кинематограф отражал динамику взаимоотношений советской власти и церкви, демонстрируя, как политические потребности влияли на образ христианства в искусстве.

После окончания Второй мировой войны, в условиях "холодной войны", советская кинематография вновь активизировала критику религии, в том числе христианства. Фильмы "Дело Румянцева" (1955) и "Председатель" (1964) представили священнослужителей как символы мракобесия, лицемерия и алчности, продолжив антирелигиозную пропаганду [2, c. 58].

Незначительное смягчение позиции по отношению к христианству прослеживается в период «перестройки» 1980-х годов. Фильм «Покаяние» (1984) Тенгиза Абуладзе, хотя и не ставя себе цель прославить христианство, поднимает вопросы духовного и нравственного возрождения, используя религиозную символику на фоне критики советского режима.

В целом, советское кино, являясь инструментом государственной идеологии, отражало официальную политику по отношению к религии. В течение большей части советского периода христианство и церковь в фильмах представали в негативном, критическом свете, служа антирелигиозной пропаганде. Лишь в периоды, когда политическая ситуация требовала компромиссов, кино демонстрировало более толерантное отношение к христианству.

Советский кинематограф, несмотря на официальную идеологию атеизма, не обошел стороной христианскую тематику, демонстрируя эволюцию своего подхода к религии, от яростной критики к более тонким и многозначным формам ее изображения [3, c. 216].

1. Антирелигиозная пропаганда: ("Чудотворная", "Путевка в жизнь") - христианство представлено как реакционное явление, препятствующее прогрессу [4].

2. Прославление советской государственности: ("Александр Невский", "Иван Грозный") - христианские мотивы используются для утверждения идей патриотизма и национальной идентичности [3, 5].

3. Нейтральное или сочувственное отношение к христианству: ("Покаяние", "Остановился поезд") - отражают смягчение антирелигиозной политики в определенные периоды, предлагая более гуманный взгляд на верующих и церковь [6, c. 69].

4. Скрытые христианские образы и смыслы: ("Иваново детство", "Сталкер", "Иди и смотри") - режиссеры, избегая прямого изображения христианской символики, используют глубокие философские мотивы, касающиеся веры, поиска смысла жизни и духовных ценностей [7, c. 44].

Таким образом, анализ советских фильмов, показал, что кино, отражая идеологическую динамику, демонстрирует сложное и неоднозначное отношение к христианству. От прямого противопоставления и высмеивания религии до использования христианских мотивов для утверждения национальной идентичности и до более глубоких и метафорических размышлений о вере и духовности - советский кинематограф отражает не только смену политических курсов, но и меняющиеся взгляды на мир и человека.

 

Список литературы:
1. Российский художественный киноцентр (Роскино). Советское и кино о религии и христианстве [Электронный ресурс]: сайт. URL: https://www.kino-teatr.ru/kino/dossier/rossiya1700 (дата обращения: 14.04.2024). Загл. с экрана.
2. Жирмунский А.В. Христианство в советском и послесоветском кино: историко-философский анализ. М.: Издательский центр «Академия», 2013. С. 67.
3.   Журавель Я.А. Социально-политическое значение образа христианства в советском кинематографе // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2013. № 12 (26). С. 216.
4. Федоров А.С. Анализ антирелигиозных фильмов. [Электронный ресурс]: сайт. URL: https://psyfactor.org/kinoprop/antireligion.htm (дата обращения: 24.01.2024). Загл. с экрана.
5. Кино против религии: до полвека до «Ливиафана» [Электронный ресурс]: сайт. URL: https://w-o-s.ru/article/13013 (дата обращения: 24.09.2023). Загл. с экрана.
6. Хомутских, М.А. Христианство в советском и российском кинематографе: взаимовлияние художественного и религиозного в гетерогенном обществе / М.А. Хомутских // Вестник Волгоградского государственного педагогического университета. – 2020. – Т. 10. – № 1 (44). – С. 69-74.
7. Яхонтова О.А. Вопросы формирования и развития образа христианства в советском кинематографе (1927-1941 гг.) // История, политика и культура: сборник научных трудов. № 4. Серпухов, 2015. С. 187.