Статья:

Костюм в традиционной культуре казахов

Конференция: X Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Культурология

Выходные данные
Шилина Г.И. Костюм в традиционной культуре казахов // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. X междунар. студ. науч.-практ. конф. № 9(10). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/9(10).pdf (дата обращения: 22.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 1 голос
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Костюм в традиционной культуре казахов

Шилина Галина Ивановна
студент, Алтайский государственный педагогический университет, РФ, г. Барнаул
Ан Светлана Андреевна
научный руководитель, д-р филос. наук, профессор, Алтайский государственный педагогический университет, РФ, г. Барнаул

 

В современное время человек стал по - другому относиться к своему внешнему виду, в особенности к одежде. Если раньше люди специально украшали одежду орнаментом, аксессуарами в виде браслетов, сережек, подвесок и придавали каждому элементу особое значение, например украшения как оберег, символ чего – либо, то сейчас это просто украшения. Раньше сами шили вещи, сейчас же одежду можно приобрести, купить. Хотелось бы отметить, что утрачиваются народные элементы в одежде. Если раньше смело можно было по одежде определить национальность, семейное положение, социальный статус, то сейчас это практически невозможно. Костюм является важным элементом любой культурной системы, любого исторического типа цивилизации. Поэтому становится актуально изучение различных народных костюмов, так как это не просто вещи, а источники информации об определенном этносе, его истории. Именно в костюме отражается индивидуальность каждого этноса. К сожалению, традиционный костюм ушел из обихода большинства народов, но в некоторых этносах еще сохранилась традиция одевать его на особые праздники.

Рассмотрим традиционный казахский костюм и его особенности. Отметим, что в истории изучения различных этносов одежда занимает особое место, так как служит ценным источником для изучения материальной культуры, а также связана с историей народа. Она является важным звеном в жизни этноса, так как отражает социальные, возрастные, имущественные различия, особенности семейного быта, эстетические вкусы этноса и исторические связи с другими этносами. В традиционном казахском костюме отразились древние традиции, которые тесно связаны с климатическими условиями. Особой ценностью у казахов пользовались шкуры куланов, сайгаков и тигров, мех енота, соболя, горностая, благодаря которым они защищались от непогоды. Летняя одежда была более яркой. Цвета разделяли людей по благосостоянию и уровню обеспеченности. Существовали предписания, по которым за каждым общественным слоем закреплялся определенный цвет. Казахская национальная одежда различалась по принадлежности к богатым слоям населения, красочностью и богатством убранства, большим количеством традиционного орнамента, наличием узорного шитья и серебряной инкрустации, использованием массивных украшений, изготовляемых из золота и серебра, драгоценных камней с филигранью [4, с. 263].

Важную роль в самой конструкции  костюма играет одежда ранних кочевников. Это подтверждает открытие археологами могильников в Горном Алтае – курган 1, могильник Ак-Алаха 3, в котором был обнаружен женский костюм, состоящий из юбки, рубахи, легкой меховой шубы, украшенной кожаными аппликациями, а на ногах белые войлочные сапоги-чулки, по верхнему краю украшенные аппликацией из зооморфных мотивов. Конно-кочевые цивилизации Востока оставили богатое наследие предметов искусства, где одежда занимает особое место.  В одежде был  в приоритете красный цвет, означавший  высшую власть и господство. Цвет и орнамент – два базовых фактора художественного образа национального костюма. Орнамент строится на ритмическом чередовании изобразительных и геометрических символов. Каждый из элементов орнамента имел прототип: круг и крест символизировали солнце, квадрат – землю, спираль и зигзагообразная линия – развитие, движение. Одной из причин появления орнамента была необходимость отмечать отличительными знаками предметы семьи, рода, племени. Эти знаки – символы приобрели орнаментальную выразительность узора.

Основным источником для создания оригинальных цвето-орнаментальных композиций явилась природа. Цвет орнамента связан с верой в магическую роль того или иного тона. При изготовлении костюма на первом месте всегда стоял красный цвет, затем черный и белый, а так же другие цвета: желтый, зеленый, бордовый, синий, оранжевый, голубой. Цветовое решение национального казахского костюма строилось по принципу контраста. Цвет в одежде издревле использовали для усиления образности и информативности, для передачи характера, но более всего он выполнял символическую функцию. К примеру, первая рубашка ребёнка у многих тюркских народов называлась «ит-койлек» – «собачья рубашка». Её шили из множества разноцветных лоскутов в технике курак. Прежде чем впервые надеть на ребёнка рубашку, её набрасывали на голову щенка или собаки. Если в семье часто умирали дети, то первую одежду ребенка шили из 7 лоскутов ткани, полученных из семи разных домов. Только матери шили такую рубашку своим детям; чужому человеку эту работу не доверяли, даже внутри семьи.

Если рассматривать костюм как структуру, роль которой ‒ обеспечение безопасности, процветания и благополучия обладателя, его можно условно разбить на несколько зон. Каждая зона подлежит «защите», которую обеспечивают определенные составляющие. Знаковые и символические составляющие комплекса казахского национального костюма были впервые рассмотрены Б. Ибраевым, который выразил идею о тесной взаимосвязи структуры костюма с космогонической идеей Мирового древа. Упрочнению защиты способствовало наличие орнаментальных мотивов [1, с. 41-44].

В комплекс одежды казахских женщин входили штаны, верхняя распашная плечевая одежда типа камзолов и халатов. Женщины носили длинную нераспашную рубаху - «койлек». Молодые женщины и девушки предпочитали красные или пестрые ткани. Ворот у женских рубах был глухой, его обшивали отложным воротником. Спереди ‒ прямой, довольно длинный разрез с застежкой у горла. Поверх платья девушки носили нагрудник. Магическую защиту усиливала многослойность костюма. Структура защиты начинала формироваться снизу, начиная с нижнего белья, прилегавшего к телу человеку, и постепенно слой за слоем, завершалась верхней одеждой, наложенными поверх украшениями и головным убором, который защищал наиболее ценную с энергетической точки зрения часть тела. Головные уборы играли главенствующую роль опознавательной функции одежды, а так же носили социальный и возрастной характер. В головных уборах девушек преобладал белый цвет. Незамужние девушки носили «такия» ‒ маленькую шапочку из ткани, и «борик» ‒ шапку с меховым околышем. Шили их из ярких тканей и украшали, особенно тюбетейки, вышивкой или различными нашивками из бус, бисера, кораллов, серебра. На макушку пришивали «уки» ‒ султанчик из перьев филина, служивших оберегом. «Саукеле» ‒ свадебный головной убор в форме усеченного конуса. Основу его шили из тонкого плотного войлока, покрытого бархатом, шелком или сукном, чаще красного цвета. Сбоку прикрепляли наушники, а затем их обшивали украшениями. Конус убора означал Мировую гору, а перья филина ‒ Мировое древо.  Саукеле на невесте ‒ это обозначение триединства мира, три части которого ничего не значат сами по себе, но вместе создают новое: мать-вселенную, невесту [2, с. 79]. Первый год замужества женщина носила саукеле, где преобладал красный цвет. Во время беременности на голову замужней женщины надевался первый кимешек (накидка), детали которого постепенно менялись в зависимости от возраста. Он состоял из двух частей: самого кимешека – накидки, сшитой по форме головы с вырезом для лица, и верхней части в виде женской чалмы, тюрбана, наматываемого поверх кимешека. Обе части шились из белой ткани. Разнообразны мужские головные уборы казахов, в которых доминировал белый цвет, поэтому высокая шляпа из белого войлока получила название «ак калпак» [3, с. 429].

Мужчины носили нательные рубахи двух типов, нижние и верхние штаны, легкую верхнюю одежду и более широкую верхнюю одежду типа халатов из различных материалов. Обязательной частью костюма были матерчатые кушаки и кожаные пояса. Верхние штаны шалбар шили из верблюжьей домотканной материи и кожи. Расшивали штаны шелковыми узорами растительного орнамента, концы обшивали красивой тесьмой и оторачивали мехом. Поверх рубахи мужчины надевали распашную одежду ‒ камзол средней длины. Камзолы шили из однотонных, темных тканей. Обязательным атрибутом костюма была «такыя» ‒ круглая матерчатая шапочка. А также носили тюбетейки. Для нарядных тюбетеек использовался бархат, они украшались вышивкой, золотом и серебром. Головной убор считался оберегом для головы, как для самой важной части тела человека. Он соотносился с сакральным верхом, который называют «кут».  Для защиты от проникновения злых духов, от сглаза покрывался вышивкой ворот, а затем и воротник, нагрудник в костюме молодых женщин, и накладная деталь, прикрывавшая разрез спереди платья кормящих матерей. Область пазухи в девичьей и детской одежде стремились обезопасить с помощью оберегов ‒ тумар. Волосы также являются проводником между энергетической сущностью человека и внешним миром. С этим поверьем связано использование большого количества серебряных накосных украшений. Важны и руки, магическую защиту которых обеспечивала вышивка и нижней части рукавов ‒ прообраз манжет. Ту же функцию выполняла и отделка подола одежды, которая защищала нижнюю часть тела человека, область таза и детородных органов. Сакральная область подмышек маркировалась наличием ластовиц ‒ бау.

Обувь ‒ один из важных символов, так как она соприкасается с ногой ‒ опорой человека, защищает ее.  Считалось, что нижняя часть костюма является параллелью нижнего мира. Обувь – ритуальная преграда для внешнего злого проникновения, поэтому богата орнаментом и металлическими деталями.

Велика была роль украшений в жизни казахов. Так, кольцо - символ цельности, круговорота и солнцеворота, непрерывности и цикличности. Этой же символикой наделен и цельный браслет. Серьги считались оберегом, они являлись украшением женщин всех возрастов. Звон подвесок, как и звон монеток в накосных украшениях, отпугивал злых духов, а также охранял косы. Считалось, что в косах содержалась часть души.  Накосные украшения, серьги, съемные нагрудные украшения девочки носили с подросткового возраста [2, с. 80-83], возраста полового созревания.

Таким образом, казахский традиционный костюм ‒ это не просто атрибут необходимости, он несет в себе национальный и религиозный смыслы. Это отражение уникальной этнической группы, способное многое рассказать о культуре, быте, истории казахского народа. Более того, он  выполняет функции защиты и благополучия обладателя, является преградой от влияния злых духов.

 

Список литературы:
1. Ибраев, Б. Космогонические представления наших предков / Б. Ибраев // Декоративное искусство СССР. - 1980.- №8. - С.41-44.
2. Сатбаева, А. Символика праздничной одежды в казахской культуре / А. Сатбаева //Язык-Культура-Общество. Межкультурная коммуникация: материалы межвузовской конференции молодых исследователей. Российский университет дружбы народов ; под общ. ред. В. П. Синячкина ; отв. ред. У. М. Бахтикиреева. – 2016. – С. 78-83.
3. Турганбаева, Ш.С. Колористическое решение казахского национального костюма / Ш.С. Турганбаева // Мир науки, культуры, образования. – 2015. - № 5 (54).  –  С. 428-429.
4. Шильдебаева, Л. К. Разработка требований к казахской национальной одежде  / Л. К. Шильдебаева // Современные задачи инженерных наук. – 2017. – С. 262-266.