Статья:

Медиакультура в контексте современности

Конференция: XXXIX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: Культурология

Выходные данные
Медиакультура в контексте современности // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по материалам XXXIX студ. междунар. заочной науч.-практ. конф. — М.: «МЦНО». — 2016 —№ 10(38) / [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/10(38).pdf
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Медиакультура в контексте современности

Капранова Анастасия Николаевна
студент, Самарский государственный социально-педагогический университет – СГСПУ, РФ, г. Самара

В данной статье рассматривается информационная эпоха как один из этапов развития медиакультуры. Современные информационно-коммуникативые средства описываются в данной статье в качестве результата революции в средствах коммуникации и отображают уровень современный культуры, творцом которой остается человек.

Медиакультура – понятие, которое в отечественной научной практике стало использоваться после международного семинара, состоявшегося в 1993 г. в г. Звенигорске. На протяжении 20 лет сложилось уже не одно определение, которое бы старательно приближало нас к пониманию роли медиакультуры в современном информационном обществе. Но следует понимать, что и понятие культура, как часть рассматриваемого термина, имеет не одну сотню определений. В частности, определение английского этногрофа Э.Б. Тайлора, которое считается первым и самым распространенным в мире [1,c.39], подразумевает только духовную культуру. В труде «Первобытная культура» (1871) он отмечает, что культура – это «некоторое сложное целое, которое включает в себя знания, верования, искусство, мораль, законы, обычаи и другие способности и привычки, приобретаемые и достигаемые человеком как членом общества» [2]. В данной статье остановимся на понимании культуры как процесса и результата духовной деятельности человека.

 Ряд современных исследователей обозначают медиакультуру особым типом культуры информационной эпохи, представляющий собой совокупность информационно-коммуникативных средств. Автору статьи больше импонирует концепция медийности профессора Б. Сапунова [3, c.138–142], согласно которой медиакультура была присуща всей истории человечества, ведь передача накопленных знаний от поколения к поколению происходила с помощью специальных средств общения и связи – средствами коммуникации. Если смотреть на историческую типологию культуры через призму медийности, то, согласно профессору Б.Сапунову, первый по времени тип медиакультуры сложился еще в условиях дописьменной коммуникации, основанном только на общении, информация от которого сохранялась только в памяти или визуальных символических изображениях. Затем происходили революции в средствах коммуникации – появление рукописного слова, затем изобретение печатного станка. Результатом последней революции стало массовое использование новейших иформационно-коммуникативных средств. Из этого следует, что современная культура – это медиакультура на новом этапе своего развития, творцом которой остается человек.

Исследованиями в области специфики медиакультуры занимались многие зарубежные исследователи XX века, в России этот термин появился сравнительно недавно и был в центре внимания исследователей Е.Вартановой, А.Грабельникова, А.Шарикова, Г. Юшкявичюса и других. В настоящее время изучением роли медиакультуры в развитии современного информационного общества занимаются Л.Ахмедова Н.Клушина, С.Коу, В.Морозова, И.Челышева и др.

Одним из названий, которое отображает современное отношение к количеству существующей информации и ее доступности для современных исследователей XXI века, является «информационная эпоха». Использование электронно-компьютерных технологий и сети Интернет привело к «информационному взрыву», основными характеристиками которого остается хаотичность, избыточность и всеядность. Но те люди, которые учли тенденции современного образования и развили в себе способность быстро ориентироваться в изменяющемся мире, быстро осваивать новые знания и новые области профессиональной деятельности, смогли использовать хаотичность и всеядность сети Интернет в своих интересах. Как печатная книга когда-то стала важнейшим инструментом культуры, (началось издание журналов и газет, появилась журналистика как форма профессиональной деятельности), так появление социальных сетей и увеличение возможностей в сети Интернет привело к новым сферам профессиональной деятельности – СЕО-оптимизация, контент-маркетинг, СММ.

Средства массовой коммуникации (СМК) в условиях доступности сети Интернет практически для каждого жителя планеты могут оказывать как позитивное, так и негативное воздействие на человека [4, c.20]. Новейшие электронные средства коммуникации изменяют облик коммуникативного пространства. Этим вопросом задавались также участники смены «Информационный поток» в рамках молодежного форума «iВолга 2014», который проходил с 18 по 28 июня в Самарской области. Гость форума Алексей Блинов, игрок телевизионного шоу «Что? Где? Когда?», в разговоре с участниками смены отметил в качестве плюса тот факт, что «ответы даются в конкретный момент времени». Действительно, если снова обратиться к социальным сетям как средству коммуникации, то сможем отметить быстроту и доступность общения людей на разных континентах, что, безусловно, говорит о плюсах их использования; социальные сети приобщают человека к участию в общественной жизни [5, c.227], обсуждая последние события, участвуя в разного рода голосованиях и т.д.

Доступность средств, позволяющих создавать информацию, делает каждого субъекта потенциальным автором. Но тенденция к упрощению формы изложения мысли, сокращению используемых оборотов речи, которая навязывается социальными сетями, противоречит языковой культуре А.С.Пушкина и Л.Н. Толстого по продлению мыслей, что является отрицательным показателем. Медиакультура включает в себя культуру передачи информации и культуру ее восприятия. Twitter упрощает форму изложения мыслей, потому что требует короткого и емкого изложения и ограничивает сообщение определенным количеством символов. Социальная сеть Instagram, как средство коммуникации, привела к минимуму использования слов, так как в качестве передачи информации использует фотографии.

Таким образом, подводя итоги исследования о медиакультуре, следует отметить, что это процесс и результат коммуникативной деятельности человека. Вопросы о положительном и отрицательном воздействии средств массовой коммуникации на формирование общественного сознания и социализации личности остаются открытыми, но мнение о том, что медиакультура – это важный фактор духовного производства, предполагающий активное участие каждого сознательного индивида, уровень которого не прослеживался за всю историю человеческой коммуникации, является оправданным.

 

Список литературы:
1. Культурология: Учеб. для студ. техн. вузов / Н.Г. Багдасарьян, А.В. Литвинцева, И.Е. Чучайкина и др.; Под ред. Н.Г. Багдасарьян. – 5-е изд., испр. и доп. – М.:Высш.шк.,2006. – 709с.
2. Тейлор Э. Первобытная культура. – М.: Изд-во: Социально-экономическое, 1939.
3. Кириллова Н. Что такое медиакультура? // ТелеЦЕНТР. – 2005. – №4. – С.19–21 
4. Крюков Н.А. Медиакультура и ее роль в современном информационном обществе // Омский научный вестник. – 2013. – №5. – С.226–228.
5. Сапунов Б. Медиакультура без культуры? (Что стоит за модным понятием) // Высшее образование в России. – 2006. – №12. – С.138–142.