Статья:

TELEGRAM-КАНАЛЫ КАК АГЕНТЫ СОВРЕМЕННОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПОЛЯ

Конференция: XLV Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Культурология

Выходные данные
Гуторова Н.С. TELEGRAM-КАНАЛЫ КАК АГЕНТЫ СОВРЕМЕННОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПОЛЯ // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XLV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10(45). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/10(45).pdf (дата обращения: 26.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

TELEGRAM-КАНАЛЫ КАК АГЕНТЫ СОВРЕМЕННОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ПОЛЯ

Гуторова Надежда Сергеевна
магистрант, Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, РФ, г. Санкт-Петербург
Крамер Александр Юрьевич
научный руководитель, канд. культурологии, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, РФ, г. Санкт-Петербург

 

Аннотация. Проблематика современного информационного поля заключена в определении появившихся и активно развивающихся каналах распространения журналистского контента. Одной из таких форм транслирования информации стали telegram-каналы. До сих пор исследователи и практикующие журналисты не могут определиться, являются ли каналы СМИ.  Но в современном информационном поле telegram-каналы опережают классические форматы СМИ в скорости подачи информации и объему обратной связи. Даже если не считать каналы в telegram СМИ, они все равно заняли в информационном поле свое место в качестве агентов.

Abstract. The problematic of the modern information field lies in the identification of emerging and actively developing channels for the dissemination of journalistic content. Telegram channels have become one of these forms of broadcasting information. Until now, researchers and practicing journalists cannot decide whether the channels are media. But in the modern information field, telegram channels are ahead of classical media formats in terms of the speed of information delivery and the volume of feedback. Even if we do not count the channels in the telegram media, they still took their place in the information field as agents.

 

Ключевые слова: информационное поле; telegram-канал; агент поля; медиатекст; медиадискурс.

Keywords: information field; telegram channel; agent; media text; media discourse.
 

Современное информационное поле являет собой по мнению А.В.Манойло, А.И. Петренко, Д.Б. Фролов  многогранную  «открытую систему, включающую в себя информационные потоки, находящиеся в непрерывном взаимодействии друг с другом» [4]. Но это и активно изменяющаяся структура. Само информационное поле рассматривается также в качестве среды для реализации  информационно-психологического воздействия на индивидов за счет тех информационных потоков, которые транслирует производитель событийно-новостного контента. Поэтому учитывая изменения в сфере журналистики, нельзя считать, что структура информационного поля также стоит на месте.

С развитием диджитал-технологий интернет-издания упрочнили свои позиции в сфере журналистики в частности и в информационном поле в целом. Сейчас это основной агент современного информационного поля. Стоит отметить, что согласно П.Бурдье, агентами информационного поля считаются те, кто совершает действия внутри него [1, с.12]. И такие агенты могут быть как индивидуальными, так и институциональными. В контексте СМИ под индивидуальными могут рассматриваться непосредственно производители контента: журналисты, редакторы, владельцы СМИ, корреспонденты и ведущие. Тогда как само средство массовой информации является уже институциональным агентом информационного поля.

При  этом развитие информационных технологий позволило появится такому агенту как  telegram-канал. Он в свою очередь  представляется как феномен внутри журналистского дискурса, так как зародился из классического мессенджера и перерос в один из форматов журналистского вещания, и у которого есть все шансы трансформироваться в новый формат СМИ.

Причиной такого взлета telegram-каналов стала потребность аудитории в быстром и удобном получении информации. Именно эти факторы послужили толчком развития новых форм распространения информаци.

И несмотря на то, что большинством исследователей и практикующих журналистов telegram-каналы не приравниваются к средствам массовой информации, они являются ими по своим функциям.

  1. информирование, так как каналы активно транслируют новостей контент на широкую аудиторию, являясь более удобным источником информации нежели аналогичные интернет-издания;
  2. образование/просвещение, что связано с использованием telegram-каналов в качестве транслятора авторского познавательного контента;
  3. критика, что подтверждается наличием в telegram-каналах оценки социально значимых, актуальных культурно-творческих, профессионально-этических, правовых, экономических и технологических аспектов информационного производства. [3, с. 209 - 211].

Если за агента информационного поля брать новостной telegram-канал, то еще одним критерием его принадлежности к журналистской структуре является тот факт, что в канал, как правило, публикуется медиатекст. Посты новостных изданий отвечают всем признакам медиатекстов, которые были определены в Марии Казак [2, с.73-75]:

  • вербальная составляющая - непосредственно печатный электронный текст;
  • медийная составляющая - широта распространения выходящей информации (читают контент даже те, кто на канал не подписан);
  • гипертекстовая составляющая - возможность перенаправлять текст по ссылке или интегрировать ссылку непосредственно с текстом;
  • функционально-жанровая составляющая - использование разных типов текстов для постов: новость, аналитическая статья, заметка, эссе.

Таким образом, по вышеизложенному можно сделать вывод, что владельца, редактора и копирайтера (журналиста-фрилансера) в telegram-канале можно считать индивидуальным агентом, который создает  контент для информационного поля, тем самым активно совершая действия в нем. И в данном случае сам telegram-канал рассматривается в контексте институционального агента,  который позволяет транслировать информацию на широкую массу.

Также стоит отметить, что будучи агентом информационного поля telegram-канал способствует развитию альтернативного медиадискурса, где отражаются те же темы и жанровые типы, что и в традиционных СМИ. Благодаря чему создается конкурентная среда внутри способом транслирования информации за пользовательские предпочтения. И благодаря этой конкуренции у аудитории появляется возможность получать информацию из разных источников, сравнивать ее и выбирать для себя оптимальный канал для потребления новостного контента.

 

Список литературы:
1. Бурдье П. Социология политики : [Пер. с фр / Сост., общ. ред. и предисл., с. 7-26, Н.А. Шматко]. - М. : Sоcio-Logos, 1993. - 333 с.
2. Казак М.Ю. Язык газеты. Федер. гос. автоном. образоват. учреждение "Белгор. гос. нац. исслед. ун-т". - Белгород, 2012. - 118 с.
3. 3.  Короченский А.П.  Регулятивная роль медиакритики. М.: Галерия, 2004. - 400 с. 
4. Манойло А. В., Петренко А. И., Фролов Д. Б. Государственная информационная политика в условиях информационно-психологической войны. М : Горячая линия - Телеком, 2003. - 541 с.