Статья:

Особенности журналистского расследования на современном телевидении

Конференция: III Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Культурология

Выходные данные
Юмагужина О.В. Особенности журналистского расследования на современном телевидении // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. III междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(3). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/3(3).pdf (дата обращения: 19.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Особенности журналистского расследования на современном телевидении

Юмагужина Оксана Владимировна
студент Казанского (Приволжского) федерального университета РФ, г. Казань
Шафикова Люция Наильевна
научный руководитель, старший преподаватель Набережночелнинского института КФУ, РФ, г. Казань

 

Телевидение занимает очень важно место в системе российских медиа и является традиционным для россиян источником получения информации. При этом современная структура телевизионного контента характеризуется доминированием программных продуктов, созданных в развлекательном ключе. Высокая динамика и рост показателей сегмента развлекательного вещания связан с объективными причинами: коммерциализация телевидения предполагает, что программная  политика того или иного канала формируется, исходя из максимального привлечения внимания зрительской аудитории. Поскольку телевидение в России является рейтинговым, а показатели рейтинга оказывают прямое влияние на обороты телерекламы, размещаемой на телеканале, то редакционная политика сводится к формированию того контента, который будет широко востребован зрителями, а следовательно, оплачен рекламодателями [1; с.14].

При этом жанр журналистского расследования является в значительной степени дефицитным в условиях современной российской журналистики, т.к. расследовательская журналистика является опасной для тех, кто ею занимается. [2; с.145].

Несмотря на отток зрителей от традиционного телеэкрана по общим медиаметрическим показателям телевидение в России остается самым востребованным СМИ. Средний объем телесмотрения даже сохраняется на прежнем уровне - почти четыре часа в день. Но аудитория продолжает «стареть» и становится все более «женской». Все это создает новые вызовы для программирования каналов и требует поиска качественно новых решений в работе с постав­щиками контента и самими зрителями. В случае подтверждения негативных макроэкономи­ческих прогнозов для страны в целом решать эти задачи в среднесрочной перспективе теле­визионной отрасли скорее всего будет непросто.

Переходя к специфике расследовательской журналистики, отметим, что под ней следует понимать такой жанр, который связан с поиском и обработкой материала, который не находится в свободном доступе, но носит актуальный и интересный (или даже интригующей) характер по отношению к телезрителям. Исходя из этого, расследовательская журналистика занимает весьма важное место в системе жанров российской медиасистемы.

Расследовательская журналистика в системе жанров СМИ заслуживает особого внимания в силу того, что выполняет ряд важнейших социальных функций: доведение актуальной информации, являющейся до факта проведения расследования – недоступной – до широкой публики, общества, в целом. Таким образом, расследовательская журналистика способствует формированию социального контроля над деятельностью властных структур и различных социальных институтов.

Основными признаками расследовательской журналистики является последовательный хронологический подход к подаче и изложению материала, который опирается на приемы документалистики [3; с.224]. Элементами расследовательской журналистики могут также являться эпатажность и скандальность в подаче материала в тех или иных сюжетах. Однако в конечном итоге все зависит от тематической линии самой контента, которая позиционируется под видом расследовательской журналистики. Так, наряду с серьезными расследованиями, важными в плане формирования социального контроля. Журналистское расследование может носить также «желтый» характер и касаться, например, анализа личной жизни популярной личности, но в то же время являться журналистским расследованием с элементами гламура и скандальности с «желтым» оттенком [4; с.51].

Целью журналистского расследования является выяснение скрытых причин и тенденций развития различных противоправных деяний или исторических фактов и установление виновных в возникновении исследуемых явлений лиц. В качестве предмета в журналистском расследовании выступают известные или скрытые преступления, а так же разнообразные исторические факты не известные широкой общественности или факты, события или явления, достоверность того или иного аспекта которых вызывает сомнение у журналиста.

Современная российская расследовательская журналистика имеет двоякую характеристику. С одной стороны, за последние 20 лет мы стали свидетелями появления значительного числа журналистов, работающих в жанре расследований [5; с.128].

Вместе с тем, в 2010 годы особенно активно развивается жанр псевдорасследовательской журналистики, цель которого состоит в пропаганде и выполнении определенного политического заказа.

Примером современной расследовательской журналистики на телевидении является проект телеканала «Совершенно секретно» под названием «Документальное расследование».

Журналисты программы «Документальное расследование» стараются освещать ситуации и факты максимально объективно.

В программе «Документальное расследование» рассматриваются громкие дела и политические расследования, коррупционные скандалы в высших эшелонах власти, иные различные ситуации, приоткрывающие завесу тайн по тем или иным событиям и фактам.

Таким образом, «Документальное расследование» - это цикл документальных фильмов и репортажей телеканала «Совершенно секретно», посвященный малоизвестным страницам истории, геополитическим играм, громким уголовным делам и так далее.

Специфика журналистского расследования в телепрограмме «Документальное расследование» на телеканале «Совершенно секретно» реализуется в выборе тем и их раскрытии.  Для оформления самого текста корреспонденты программы «Документальное расследование» используют специальную программу VIDI news. Она запрограммирована таким образом, что выделяет  титры – голубым цветом, основной текст – зеленым, а синхроны – красным. В числе основных используемых в программе «Документальное расследование» сценарных приемов следует отметить сжатое изложение оригинальных фактов, интересные комментарии от участников событий.

Темами журналистских рас­следований в программе «Документальное расследование» могут выступать практически любые социально значимые явления, события и тен­денции. Затрагиваемые проблемы могут и не быть связаны с фактами, которые тщательно скрывают, но они должны вывести журналиста на ранее неизвестные сведения или новые ракурсы. При этом разглашение собранных сведений должно содействовать решению общественных противоречий.

Предмет журналистского расследования в программе «Документальное расследование» мо­жет корректироваться в процессе сбора и анали­за информации, а репортер может рассматри­вать ситуацию с разных позиций. Однако, какой бы стратегии не придерживался журналист, «на выходе» он должен получить системную картину происходящего, из которой можно было бы полу­чить ответы на все поставленные вопросы.

Таким образом, программе «Документальное расследование» на телеканале «Совершенно секретно» занимает важно место в системе современной расследовательской журналистики. Создатели программы реализуют большое число журналистских кейсов, используя различные жанры и технологии расследовательской журналистики.

 

Список литературы:
1. Телевидение в России: Состояние, тенденции и перспективы развития. Отраслевой доклад. – М.: Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, 2017. – 122 с.
2. Митрохин В.К. Методика информационно-аналитической работы в расследовательской журналистике // Филологический журнал. – 2012. – № 1 (19). – С. 144-146. 
3. Тертычный А.А. Журналистские расследования: жанровый потенциал // Век информации. – 2016. – № 2. – С. 223-225. 
4. Колесниченко А.В. Настольная книга журналиста. – М.: Аспект Пресс, 2013. – 399 с. 
5. Константинов А.Д. Журналистское расследование: История метода и современная практика. – СПб.: Изд. Дом «Нева», 2003. – 476 с.