Архаическая улыбка в скульптуре Древней Греции
Секция: Культурология
XLIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Архаическая улыбка в скульптуре Древней Греции
Во все времена человек считался венцом природы. Его изображали с доблестью и красотой, гармоничным внутренне и внешне. Именно в соответствии с представлениями и требованиями каждой эпохи менялся характер передаваемой художниками красоты. Архаический период в истории Древней Греции охватывает VII и IV веками до н. э. В эту эпоху происходит развитие искусства и ремесел, в частности, расписной керамики и монументальной скульптуры, вырабатываются жанровые характеристики стиля, предвестника классической культуры Греции. При раскопках афинского акрополя, возведенного в VI веке до н.э. при правителе Писистрате, было обнаружено много полуразбитых, но не утративших своего очарования, мраморных женских и мужских статуй. В них сочетаются строгость и грация, они выглядят празднично и гармонично. Некоторые скульптуры сохранили остатки цветов – шоколадную (загорелую) окраску тела, золотистые волосы, розовые щеки, голубые глаза. Архаическая статуя строго фронтальна, замкнута в сплошных плоскостях и рассчитана на рассмотрение с одной точки зрения – в ее основе лежит скульптурный, высекающий стиль (по определению Б. Виппера).
По этим образцам мы можем определить намерения древних мастеров Греции в изображении человека. Во-первых, художников не привлекают ни детство, ни старость. В скульптуре архаической эпохи преобладают статуи обнаженных юношей и задрапированных молодых девушек, жизненные силы которых находятся в расцвете и равновесии.
Во-вторых, в скульптурах нет индивидуальности. Это обобщенный образ Идеальных Мужчины и Женщины. Мужские статуи называются «Куросы». Это обнаженный молодой человек с атлетической фигурой. Он всегда стоит прямо, его тело пронизано готовностью к движению. Женские статуи называются «Коры». Здесь идеал женственности выражен в его первозданной чистоте – светлая улыбка, доверчивый и изумленный зрелищем мира взгляд миндалевидных, удлиненных глаз, задрапированная хитоном фигура, струящиеся волосы. В подобных скульптурных формах дышат чувства, вдохновлявшие поэзию Сафо: «Стоит лишь взглянуть на тебя, – такую
Кто же станет сравнивать с Гермионой!
Нет, тебя с Еленой сравнить не стыдно золотокудрой,
Если можно смертных равнять с богиней».
В-третьих, все скульптуры улыбаются, удерживая улыбку в уголках своих губ. Что же кроется за этой таинственной улыбкой?
Специальных исследований на эту тему не находится. Есть упоминание об архаической улыбке в исследовательской работе Б.Р. Виппера «Введение в историческое изучение искусства» и многочисленных рефератах интернет – пространства, повторяющих вскользь описание ученого.
Рисунок 1. Кора с Афинского Акрополя (V в. до н.э.)
Версия первая. По мнению ученого и исследователя Бориса Виппера, «архаическая улыбка появляется на лицах потому, что скульптор ещё не умеет правильно моделировать щёки и губы; художник использует метод обработки лица как плоскости, находящейся под прямым углом к двум другим плоскостям головы. Это приводит к тому, что черты лица (рот, вырез глаз, брови) закругляются не в глубину, а вверх, и это придает лицам греческих архаических статуй выражение улыбки или удивления». Но стоит обратить внимание на потрясающие складки одежды коры, на тщательно выделанные волосы, украшения. Важна и светотень – ее игра помогает достичь объема, долепить образ. Те же три плоскости приобретают совершенно законченный, смоделированный вид. Может быть, дело не только в этом? Пластическое мышление уже начинает побеждать скульптурное. Греческие мастера заимствовали систему обработки камня в древневосточном искусстве, у египетских скульпторов, но вкладывали в свой образ новый смысл, соответствующий идеалам греческой культуры. Статуи создавались не для обоготворенного владыки. Они утверждали и прославляли мощь свободного человека. Да, скульптура греческой архаики в целом несет в себе много черт условности. Мастера еще не осмеливаются показать человеческие тела в движении, только драпировки одежды словно развиваются на ветру от ходьбы. Некоторые исследователи называют женский скульптурный образ данной эпохи так: «эффект тела и одежд стоящего на ветру человека».
Осмелюсь выдвинуть вторую, «философскую» версию. Исходить мы будем из греческого мировосприятия той эпохи. Прежде всего, появляется одно из величайших завоеваний греческой культуры – философия. Анаксимандр описал космос как циклический физический процесс. Высшая точка философии – общая победа космоса, порядка над хаосом. Возникает искусство театра, греческая трагедия; впервые были записаны тексты гомеровских поэм. Пифагор основал греческую систему начального образования с музыкально-гимнастическим уклоном. Архилох, Алкей, Анакреонт, Сафо явились представителями нового, лирического течения в литературе и поэзии. Они воспевали жизнь и чувства человека, стоящего лицом к лицу с мирозданием, хотящего постичь его гармонию, тайну его целостности. И, хотя в архаической философии греков подробности создания мира ускользают, но осознание всеобщей взаимосвязи – человека, венца создания; чисел, основ всего сущего; космоса – это составляет ее силу. Поэтому авторы скульптур и выражают в улыбающихся куросах и корах состояние жизнерадостности, уверенности в своих силах. Впервые в истории в только что созданном человеке видится возможность радости бытия, возможность разнообразных переживаний, возможность улыбки.
Вывод таков: «архаическая улыбка» отвечает глубокому смыслу, внутренним идеям философского видения греческими мастерами своего времени: глубокого по содержанию, обобщенного по жанровым особенностям, жизнерадостного и уверенного по отношению к окружающему миру, эпохи человека, благородно стремящегося к самосовершенствованию.