Статья:

Значение обряда сидош (трёх дней) в жизни зороастрийцев

Конференция: XIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Культурология

Выходные данные
Веремеюк К.В. Значение обряда сидош (трёх дней) в жизни зороастрийцев // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(14). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/3(14).pdf (дата обращения: 25.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 10 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Значение обряда сидош (трёх дней) в жизни зороастрийцев

Веремеюк Константин Васильевич
студент, Гомельский государственный медицинский университет, Республика Беларусь, г. Гомель
Коленда Артур Николаевич
научный руководитель, старший преподаватель, Гомельский государственный медицинский университет, Республика Беларусь, г. Гомель

 

Введение. Известный учёный-патологоанатом С. С. Вайль писал: «Под смертью надо понимать необратимое прекращение функций организма, делающее невозможным существование его как единой целостной системы». Данное утверждение как нельзя точно отражает причину возникновения страха перед смертью. Нежелание принимать такой исход заставило людей прошлого прийти к формированию концепции души, которая стала олицетворять «жизнь за гробом» [1].

Для подготовки к этой новой жизни каждый зороастриец должен был соблюдать обряд сидош (трёх дней).

Цель. Изучение причины проведения обряда сидош, а также основных изменений души в первые три дня после смерти зороастрийцев.

Материалы и методы. Написание статьи осуществлялось путём анализа как самих религиозных текстов зороастризма, так и научной литературы по данной теме.

Результаты исследования и их обсуждение. Есть ли жизнь после смерти? Этот вопрос задавали представители всех древних цивилизаций. Чтобы ответить на этот вопрос они стали создавать различные религиозные верования. Последние, объединившись общей фабулой, дали начало развитому религиозному культу. Однако всякая развитая религия может существовать только в развитом обществе. А во всяком развитом обществе должны быть хорошо представлены концепты морали, что в наибольшей степени хорошо представлено в зороастрийском обществе. Противостояние создателя «аша» – Ахура-Мазды и создателя «друга» – Ангра-Майнью, а также почитающих их людей привели к созданию концепта рая, ада и хамистакана (аналог католического чистилища). Если умерший при жизни совершал больше добрых поступков, то он попадал в рай, если больше злых дел – в ад, если же количество добрых и злых дел было одинаково то он попадал в хамистакан. Хорошо развитые представления о жизни за гробом дали возможность всем членам арийского общества подготовиться к ней. И основным способом подготовки являлся обряд сидош. Смысл этого обряда заключается в проведении последовательного освобождения («авадигинишник») – церемонии в честь ангела-психопомпа Сроша. Сама церемония заключается в зажигании перевязанной связки барсмана. При этом в каждый из трёх дней должно проводиться не менее пяти церемоний в честь Сроша. Кроме того, каждый день на рассвете необходимо освящать дроны (священный хлеб). На четвёртый день необходимо петь ту часть Висперада, которая восславляет фраваши. Кроме того, в этот день необходимо принести возлияния ближайшему огню [5]. Обряд сидош необходим для того, чтобы умерший мог получить защиту от дэвов в первые три дня после смерти, которая могла настигнуть в любое время и в любом месте [2, 3, 4, 5].

Когда оканчивается жизнь благочестивого человека, душа, облачённая в белые одеяния, три дня пребывает рядом с его головой. По обычаям зороастрийцев, у головы умершего в этот период всегда должен гореть огонь. Это необходимо, чтобы дэвы Ангра-Майнью, Визареша, Аз, Асто-Видхату, Вайя и др. не смогли принести страданий этой душе и увести её в ад. По верованиям зороастрийцев, душа в эти три дня повторно переживает свой рост. Так, в первый день она предстаёт в виде младенца, на второй – в виде семилетнего ребёнка, а на третий – в виде пятнадцатилетнего взрослого. Кроме того, душа умершего в первую ночь получает удовольствие от своих добрых мыслей и досаду за свои злые мысли, во вторую – удовольствие от добрых слов и дискомфорт от злых, в третью ночь – удовольствие от своих добрых дел и воздаяние за злые поступки. Все эти три дня душа, ощущая всю радость и воздаяния за деяния, имевшие место при жизни, испытывает страх и панику, видя, как тело распадается. Несмотря на то что она осознаёт, что при Последнем Обновлении жизнь вновь соединится с телом, но душа всё равно не теряет надежды на сиюминутное воскрешение, считая, что ещё есть шанс вернуться в тело [2, 3, 4]. Однако, понимая своё положение, душа не отчаивается и каждую ночь поёт Гату Уштавайти:

По воле тому, кто по воле всему,

Мазда властен даровать Ахура:

Долговечность и силу прошу я,

Истины мне дай для держания

Даром даяния жизнь Здравомыслия.

(Я. 43.1).

В этой гате умерший просит дать ему сил и долговечности, которые необходимы для служения Ахура-Мазде в новой жизни. При этом для праведного человека «новая жизнь» будет проходить в области бесконечного света [2, 3, 4]. Все вышеперечисленные переживания праведной души возможны только в том случае, если умерший при жизни совершал обряд сидош. Если же он пренебрегал им, то злопагубные дэвы нападали и терзали душу усопшего, принося ей немыслимые страдания.

Когда оканчивает жизнь грешный человек, его душа, одетая в вонючее тряпьё, также три дня пребывает рядом с головой умершего. Однако она будет испытывать всю горесть, какую испытала в своей жизни. И ещё раз узреет все свои грехи и преступления, которые она совершила при жизни. Осознавая свою будущую обитель, душа грешника на первый день теряет покой из-за своих злых мыслей, на второй – из-за злых слов, на третий – из-за своих злых деяний. Однако в мире не существуют безгрешные и абсолютно грешные люди, поэтому в первую ночь душа грешная ощущает счастье и отвагу, благодаря Духу своих Добрых мыслей, на втору ночь – благодаря Духу Добрых слов, на третью ночь – благодаря Духу Добрых дел [2, 3, 4]. При этом каждую ночь она напевает Гату Кима:

Куда бежать? Идти в какую землю?

От родичей, племени прогоняют.

Селение меня не принимает,

Ни лживые правители страны.

Как, Мазда, ублажу Тебя, Ахура?

(Я. 46.1)

Из-за того, что умерший вёл жизнь грешника, ангел Срош не обеспечивал его защиту в первые три дня, даже несмотря на проведённый обряд сидош. Осознавая свою судьбу, душа грешная ещё более страстно, чем душа праведного алчет вернуться в тело для того, чтобы искупить свои грешные мысли, слова и поступки. Однако жизнь, как известно, вернётся в тело только при Последнем Обновлении, из-за чего душа грешная, лишившись надежды, ждёт четвёртого дня, когда она предстанет пред судьями загробного мира на мосту Чинвад [2, 3, 4].

Выводы. Исходя из проведённого исследования, следует, что проведение обряда сидош является важной частью в жизни любого зороастрийца, так как именно этот обряд позволяет обеспечить защиту души Срошем. Однако соблюдение этого обряда не даёт стопроцентную гарантию на помощь Сроша после смерти, что заставляет зороастрийцев вести праведную жизнь, уменьшая количество злых мыслей, слов и дел, тем самым повышая моральные качества представителей данной конфессии. После смерти душа обитает возле головы умершего в течение трёх дней, испытывая при этом радость за свои добрые мысли, слова и поступки, а также воздаяние за их злые аналоги. Каждую ночь душа поёт Гаты Заратуштры, желая при этом вернуться в лишённое жизни тело, хотя она и осознаёт, что время для этого не пришло. Страх, паника, ужас, боль, радость, отвага – эти и другие чувства, которые испытывает душа в первые три дня после смерти, на четвёртые сутки исчезают, так как душа пребывает на суд за гробом, который проходит на мосту Чинвад. И уже от этого суда будет зависеть окончательное место пребывания души в загробном мире – рай, ад или хамистакан.

 

Список литературы:
1. Судебная медицина [Электронный ресурс] : учебник / под ред. Ю. И. Пиголкина. – 3-е изд., перераб. и доп. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2015. – Режим доступа –URL: http://www.studmedlib.ru/book/ISBN9785970433409.html (Дата обращения 23.03.2019).
2. Гаты Заратуштры / пер. с авестийского, вступ. ст. коммент. и прилож-ия И. М. Стеблин-Каменского. – СПб. : Петербургское Востоковедение, 2009. – 192 с.
3. Паври Д. Д. К. Зороастрийская доктрина загробной жизни. С момента собственной смерти и до моста Чинват. М. : Амрита-Русь, 2004. – 144 с.
4. Зороастрийские тексты. Суждения Духа разума (Дадестан-и меног-и храд). Сотворение основы (Бундахишн) и другие тексты / подг. текстов О. М. Чунаковой. – М. : Издат. фирма «Восточная литература» РАН, 1997. – 352 с.
5. Dadestan-i Denig [Electronic resourse]. – 2019. – Mode of access : http://www.avesta.org/mp/dd.htm. – Date of access : 24.03.2019.