Гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание
Конференция: CXXVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Культурология
CXXVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание
CIVIL-PATRIOTIC AND SPIRITUAL-MORAL EDUCATION
Alexandra Ivleva
Student, Department of primary and preschool education, branch of TSU, Ishim pedagogical Institute named After P.P. Ershov (branch) Tyumen state University, Russia, Ishim
Аннотация. В данной статье рассматривается такие понятия как «Патриотизм». Представлено значение духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания в современном мире, а также условия и методы для формирования данного воспитания.
Abstract. This article discusses such concepts as "Patriotism". The article presents the importance of spiritual and moral and civil-patriotic education in the modern world, as well as the conditions and methods for the formation of this education.
Ключевые слова: гражданственность, нравственные ценности, патриотизм, воспитание, методы, формы, условия.
Keywords: citizenship, moral values, patriotism, education, methods, forms, conditions.
В современном мире существует проблема, которая регламентируется, как общественные кризис. Он преобладает в том, что произошел спад нравственных и духовных ценностей в обществе. Данный кризис ведёт за собой следующие проблемы: многие перестали интересоваться историей и культурой, разрушились ценностные установки, потерялись жизненные ориентиры.
Понимая, что в настоящий момент в обществе произошло снижение воспитательного и учебного воздействия национального фактора на формирование духовной нравственности и патриотизма, следует возобновлять знания о патриотизме и нравственности с малых лет.
Гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание с давних времен тесно связанны между собой и представляют важность для формирования личностей нашего народа. Данное воспитание позволяет чувствовать себя частью культуры, которая углубляется в родные корни наших предков.
Рассматривая духовно-нравственное воспитание, можно подчеркнуть главные цели и задачи для формирования настоящей нравственной личности. Это и выработка понимания жизненной важности морали, и формирование нравственных чувств, таких как милосердие, любовь к людям, совести, гражданственности, патриотизма, веры, ответственности, и формирование бережного отношения к природе, и становление социально одобряемых взглядов. Духовно-нравственное воспитание-это важная часть в образовательном процессе [3].
Не так давно в Российской федерации была принята стратегия развития воспитания, рассчитанная до 2025 года. Данный стандарт направлен на решения множества задач. Одним из принципа- образовательного процесса, который уделяет внимание духовно-нравственному воспитанию, социокультурным правилам и нормам. «Главной целью озвученной концепции является определить принципы, пути развития и воспитания высоконравственной личности. Согласно ей, деятельность ДОУ и школы должна иметь своей целью формирование патриота, сознательного гражданина» [3].
Рассматривая гражданско-патриотическое воспитание, мы также можем увидеть, как и в духовно-нравственном воспитании, направленность на формирование личности. Но данное направление подчеркивает следующие задачи: любовь к своей стране, знание символики-герб, гимн, флаг, любовь к своему городу, приобщение к социальным ценностям (гражданственности, знание своих великих героев, патриотизм, формирование основы национального самосознания.
Останавливаясь на патриотическом воспитании следует разобраться в понятии «патриотизм».
Н. М. Карамзин понимал под патриотизмом любовь к благу и славе Отечества, желание способствовать им во всех отношениях [1].
Д.С. Лихачев считал, что патриотизм-это воспитание любви к своему родному краю, к родной культуре, к родной речи-задача первостепенной важности, и нет необходимости — это доказывать. Она начинается с малого- с любви к своей семье.
У Н.Г. Чернышевского было следующее мнение «Историческое значение каждого русского человека измеряется его заслугами перед Родиной, его человеческое достоинство-силой его патриотизма» [1].
В словаре С.И. Ожегова представлена следующая трактовка понятия патриотизма «Преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу» [2].
Анализируя четыре точки зрения, можно сделать вывод, что- патриотизм- значимая ценность, которая выражается в любви к своему Отечеству, Родине, стране, народу. Из определений можно выделить следующие признаки:
1)Любовь к благу и славе Отечества
2)Заслуги человека перед Родиной
3)Человеческое достоинство
4) Патриотизм воспитывает нравственные ценности человека
Существуют такие нормативно-правовые документы, как Конституция Российской Федерации, в которой в части 1 статье 59 (защита Отечества является долгом и обязанностью) подчеркивается необходимость усиления патриотического воспитания в общеобразовательных учреждениях [1].
Для того, чтобы воспитать настоящего патриота существуют следующие условия, такие как создание в общеобразовательных учреждениях среды, в которой дети могут получать знания о Родине, знакомиться с историей свое страны (школьный музей, приглашение ветеранов, классные часы, уроки патриотического воспитания, а также уроки памяти о героях).
Следует применять такие формы в обучении:
1)дискуссии, в которых дети будут рассуждать на такие темы как «Что ля меня патриотизм», «Для чего помнить героев нашей страны»
2) проблемные уроки, в которых дети будут сами определять цель и задачи изучения истории страны
3) внеклассная деятельность, где дети смогут проявить свой талант в чтении стихотворений, в изобразительной и музыкальной деятельности. К этому относится и посещение памятников, выставок, музеев, концертов, посвященной патриотической тематики. Игры гражданско-патриотической направленности, социальные акции.
4) Уроки гражданско-патриотической тематики, где учитель может продемонстрировать фильмы, литературу.
Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание- это неотъемлемая часть каждого гражданина. Важно с самого детства рассказывать о достижениях общества, чтить память предков, уважать природу, ценить людей.