Статья:

Гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание

Конференция: CXXVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Культурология

Выходные данные
Ивлева А.С. Гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CXXVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 16(126). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/16(126).pdf (дата обращения: 18.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание

Ивлева Александра Сергеевна
студент, кафедра начального и дошкольного образования, Филиал ТюмГУ, Ишимский педагогический институт имени П. П. Ершова (филиал) Тюменского государственного университета, РФ, г. Ишим

 

CIVIL-PATRIOTIC AND SPIRITUAL-MORAL EDUCATION

 

Alexandra Ivleva

Student, Department of primary and preschool education, branch of TSU, Ishim pedagogical Institute named After P.P. Ershov (branch) Tyumen state University, Russia, Ishim

 

Аннотация. В данной статье рассматривается такие понятия как «Патриотизм». Представлено значение духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания в современном мире, а также условия и методы для формирования данного воспитания.

Abstract. This article discusses such concepts as "Patriotism". The article presents the importance of spiritual and moral and civil-patriotic education in the modern world, as well as the conditions and methods for the formation of this education.

 

Ключевые слова: гражданственность, нравственные ценности, патриотизм, воспитание, методы, формы, условия.

Keywords: citizenship, moral values, patriotism, education, methods, forms, conditions.

 

В современном мире существует проблема, которая регламентируется, как общественные кризис. Он преобладает в том, что произошел спад нравственных и духовных ценностей в обществе. Данный кризис ведёт за собой следующие проблемы: многие перестали интересоваться историей и культурой, разрушились ценностные установки, потерялись жизненные ориентиры.

Понимая, что в настоящий момент в обществе произошло снижение воспитательного и учебного воздействия национального фактора на формирование духовной нравственности и патриотизма, следует возобновлять знания о патриотизме и нравственности с малых лет.

Гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание с давних времен тесно связанны между собой и представляют важность для формирования личностей нашего народа. Данное воспитание позволяет чувствовать себя частью культуры, которая углубляется в родные корни наших предков.

Рассматривая духовно-нравственное воспитание, можно подчеркнуть главные цели и задачи для формирования настоящей нравственной личности. Это и выработка понимания жизненной важности морали, и формирование нравственных чувств, таких как милосердие, любовь к людям, совести, гражданственности, патриотизма, веры, ответственности, и формирование бережного отношения к природе, и становление социально одобряемых взглядов. Духовно-нравственное воспитание-это важная часть в образовательном процессе [3].

Не так давно в Российской федерации была принята стратегия развития воспитания, рассчитанная до 2025 года. Данный стандарт направлен на решения множества задач. Одним из принципа- образовательного процесса, который уделяет внимание духовно-нравственному воспитанию, социокультурным правилам и нормам. «Главной целью озвученной концепции является определить принципы, пути развития и воспитания высоконравственной личности. Согласно ей, деятельность ДОУ и школы должна иметь своей целью формирование патриота, сознательного гражданина» [3].

Рассматривая гражданско-патриотическое воспитание, мы также можем увидеть, как и в духовно-нравственном воспитании, направленность на формирование личности. Но данное направление подчеркивает следующие задачи: любовь к своей стране, знание символики-герб, гимн, флаг, любовь к своему городу, приобщение к социальным ценностям (гражданственности, знание своих великих героев, патриотизм, формирование основы национального самосознания.

Останавливаясь на патриотическом воспитании следует разобраться в понятии «патриотизм».

Н. М. Карамзин понимал под патриотизмом любовь к благу и славе Отечества, желание способствовать им во всех отношениях [1].

Д.С. Лихачев считал, что патриотизм-это воспитание любви к своему родному краю, к родной культуре, к родной речи-задача первостепенной важности, и нет необходимости — это доказывать. Она начинается с малого- с любви к своей семье.

У Н.Г. Чернышевского было следующее мнение «Историческое значение каждого русского человека измеряется его заслугами перед Родиной, его человеческое достоинство-силой его патриотизма» [1].

В словаре С.И. Ожегова представлена следующая трактовка понятия патриотизма «Преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу» [2].

Анализируя четыре точки зрения, можно сделать вывод, что- патриотизм- значимая ценность, которая выражается в любви к своему Отечеству, Родине, стране, народу.  Из определений можно выделить следующие признаки:

1)Любовь к благу и славе Отечества

2)Заслуги человека перед Родиной

3)Человеческое достоинство

4) Патриотизм воспитывает нравственные ценности человека

Существуют такие нормативно-правовые документы, как Конституция Российской Федерации, в которой в части 1 статье 59 (защита Отечества является долгом и обязанностью) подчеркивается необходимость усиления патриотического воспитания в общеобразовательных учреждениях [1].

Для того, чтобы воспитать настоящего патриота существуют следующие условия, такие как создание в общеобразовательных учреждениях среды, в которой дети могут получать знания о Родине, знакомиться с историей свое страны (школьный музей, приглашение ветеранов, классные часы, уроки патриотического воспитания, а также уроки памяти о героях).

Следует применять такие формы в обучении:

1)дискуссии, в которых дети будут рассуждать на такие темы как «Что ля меня патриотизм», «Для чего помнить героев нашей страны»

2) проблемные уроки, в которых дети будут сами определять цель и задачи изучения истории страны

3) внеклассная деятельность, где дети смогут проявить свой талант в чтении стихотворений, в изобразительной и музыкальной деятельности. К этому относится и посещение памятников, выставок, музеев, концертов, посвященной патриотической тематики. Игры гражданско-патриотической направленности, социальные акции.

4) Уроки гражданско-патриотической тематики, где учитель может продемонстрировать фильмы, литературу.

Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание- это неотъемлемая часть каждого гражданина. Важно с самого детства рассказывать о достижениях общества, чтить память предков, уважать природу, ценить людей.

 

Список литературы:
1. Патриотизм как гражданско-правовая обязанность личности перед государством // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016.  № 1-1.  С. 81-84; Режим доступа: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=8301 (дата обращения: 27.04.2021).
2. Толковый словарь ожегова. Режим доступа: https://gufo.me/dict/ozhegov/патриотизм  (дата обращения: 27.04.2021).
3. ФГОС: духовно-нравственное воспитание. Режим доступа: https://vospitanie.guru/nravstvennoe/fgos (дата обращения: 27.04.2021).