Статья:

Роман Ф.С. Фицджеральда «Великий Гэтсби» как символ разрушения американской мечты

Конференция: XII Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Культурология

Выходные данные
Грекова Д.М. Роман Ф.С. Фицджеральда «Великий Гэтсби» как символ разрушения американской мечты // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(12). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/1(12).pdf (дата обращения: 13.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Роман Ф.С. Фицджеральда «Великий Гэтсби» как символ разрушения американской мечты

Грекова Дарья Михайловна
студент Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, РФ, г. Тула
Андреев Владимир Николаевич
научный руководитель, канд. филол. наук, заведующий кафедрой английской филологии, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, РФ, г. Тула

 

В 20–30 годы прошлого столетие одной из магистральных тем в литературе, искусстве, философии стала тема «американской мечты». Она представляет собой веру в свободу личности и предпринимательства, в общество «равных возможностей», в необъятность и могущество своей страны. Это также вера в то, что любой человек, несмотря на свою классовую и политическую принадлежность, может добиться поставленной цели в жизни и быть счастливым, если он в состоянии распорядиться возможностями, которые приготовила ему судьба.

В отличие от общепринятого представления о понятии «американская мечта», у Ф. С. Фицджеральда сформировалась иная, отличная точка зрения. Он рассматривал его под иным углом, при этом больше всего его интересовала психологическая сторона данного концепта. В его творчестве «мечта» не настолько оптимистична, как у других писателей, она приобретает у Фицджеральда трагический оттенок. Мечта американцев в его произведениях разбивается о жестокую действительность. В одном из своих писем Фицджеральд писал: «Величайшая надежда Америки состоит в том, что здесь что-то должно произойти, но ты скоро устаешь гадать, потому что с американцами ничего не происходит, кроме того, что они стареют, и с американским искусством тоже ничего не происходит, потому что Америка – это история луны, которая так и не взошла» [2]. Эта тема получила широкое отражение в романе «Великий Гэтсби» (The Great Gatsby, 1925) Ф. С. Фицджеральда.

Роман посвящен гибели мечты и разрушению иллюзий. Послевоенный период характеризовался стремительным процветанием страны. В 20-е годы в США быстрыми темпами развивалась экономика, а введение «сухого закона» увеличило число миллиардеров, сколотивших свое состояние на нелегальной продаже алкоголя. Одним из главных персонажей в романе становится загадочный нувориш. В начале книги автор всячески пытается сохранить прошлое Гэтсби в секрете, однако в конце он поднимает завесу тайны. Гэтсби родился в небогатой фермерской семье. В юности, будучи офицером американской армии, он влюбляется на одной из светских вечеринок в Дейзи, девушку из богатой семьи. К несчастью, война разлучает их. Вернувшись с фронта, он узнает, что девушка, в которую он был влюблен, вышла замуж за состоятельного человека, Тома Бьюкенена. Пытаясь завоевать сердце Дейзи снова, он осознает, что простой офицер ей, с детства познавшей, что такое рос кошь, не нужен, поэтому он совершает рискованные и нелегальные действия, стараясь пробиться в элиту. Творчеству Фицджеральда свойственна двойственность изображения не только своих персонажей, но и общества в целом. Этот прием он использует и при раскрытии темы «американской мечты». С одной стороны «мечта» для Фицджеральда – движущая сила, которая убеждает человека усердно работать, чтобы добиться своей цели. Она способна заставить его поверить в свои силы и свой успех. Однако, с другой стороны, пытаясь добиться своей мечты, человек способен совершать незаконные действия – поступки, идущие вразрез не только с законом, но и с моральными устоями общества [5, c. 153]. Все это Фицджеральд показывает нам на примере главного персонажа, Джея Гэтсби. Когда Ник Каррауэй (один из главных персонажей романа, рассказчик) впервые встречает Джея Гэтсби, он сам невольно ощущает неоднозначность его личности. “Gatsby, who represented everything for which I have an unaffected scorn. If personality is an unbroken series of successful gestures, then there was something gorgeous about him” [1, p. 3]. С одной стороны, Гэтсби представлял собой успешного и расчетливого бизнесмена, молодого богача, который направо и налево разбрасывался деньгами, устраивая роскошные вечеринки. С другой стороны, это был человек, который до конца был предан своей мечте: желанию вернуть женщину, которую он любил. “It was an extraordinary gift for hope, a romantic readiness” [1, p. 3–4] . Эта черта и возвышает Гэтсби, по мнению автора, над другими людьми в обществе, придавая ему чистоту и первозданность [5, c. 152]. Именно она делает его по-настоящему «великим». Многие исследователи обращают внимание на расплывчатость образа Джея Гэтсби. А. Зверев объясняет это тем, что он мечется между двумя гранями: первая – любовь к Дейзи, его романтическая мечта воссоединиться с ней, ради осуществления которой он готов пойти почти на все что угодно, хотя в глубине души он понимает, что Дейзи не готова бросить мужа; вторая – трезвый разум и расчетливость. Он не хочет терять все то, что было нажито его тяжким трудом. Гэтсби привык к жизни, полной опасности и противозаконных действий. Это так сильно вросло в его характер, что повсюду им руководит. Более того, он понимает свою зависимость от денег и данной ему власти. Фицджеральда всегда интересовала тема богатства и бедности. В его произведениях она тесно переплетается с темой «американской мечты». Описывая разрушительное влияние денег на личность, писатель, в то же время, восхищается возможностями, которые они предоставляют. По мнению Фицджеральда, мир богатых людей – наследственный, а, следовательно, очень замкнутый и кастовый. Он покупает, использует, а потом выкидывает, все, что ему не нужно. Попасть в этот мир любому, кто изначально к нему не принадлежал, значит погибнуть, как и погиб Гэтсби [4]. Трагедия Гэтсби состоит в том, что он создал себе выдуманный идеал, которой ему не удалось достичь. В своей безрассудной и слепой погоне за осуществлением своей мечты, он даже не задумывался о моральных потерях. “Gatsby believed in the green light, the orgiastic future that year by year recedes before us. It eluded us then, but that’s no matter – tomorrow we will run faster, stretch out our arms farther… So we beat on, boats against the current, borne back ceaselessly into the past” [1, p. 115]. В трагедии Гэтсби, Фицджеральд видит трагедию всей Америки. По мнению писателя, человек, обладая необыкновенной способностью восхищаться, любить и мечтать, в итоге сталкивается с жестокой реальностью и разочаровывается во всем, теряет всякую веру в свои силы. Так случилось и с Гэтсби. Гэтсби – романтический герой, он мечтает о прекрасном новом мире, как и миллионы американцев и иммигрантов, заманенных в Америку обещаниями о лучшей жизни. Все они стремительно пытались «протоптать» себе дорогу к мечте, но достичь ее так и не удалось. В этой идее звучит приговор всей стране. Приговор невозможности достичь желаемого. Эту идею Фицджеральд воплощает в Гэтсби, которому суждено погибнуть, потому что в современном бездушном материальном мире, полном вычурной красоты, ему нет места [3].

Подводя итоги, хотелось бы отметить, что Фицджеральд создал образ «американской мечты» в корне отличающийся от общепринятого понятия.

В творчестве Фицджеральда «мечта» американцев приобретает несчастливый конец: она разрушается, когда человек сталкивается со всей жестокостью и несправедливостью реального мира.

При этом Фицджеральда интересует психологический аспект «мечты». Он не смотрит на своих героев и на события односторонне.

С одной стороны «мечта» для него это положительное явление, которое заставляет человека двигаться вперед, а с другой стороны, это разрушительная сила, которая, в итоге, может погубить человека.

 

Список литературы:
1. Fitzgerald, F. Scott. The Great Gatsby / F. Scott Fitzgerald. – Wordsworth Editions Limited, 2001.
2. Голепольский, Т. Г. Американская трагедия [Электронный ресурс] / Т. Г. Голепольский, В. П. Шестаков. – Режим доступа: http://fitzgerald.narod.ru/ critics-rus/golenpolski-shestakov.html (дата обращения 19.12.2018). 
3. Горбунов, А. Н. Романы Френсиса Скотта Фицджералда / А. Н. Горбунов. – М.: Наука, 1974. – Режим доступа: http://fitzgerald.narod.ru/ critics-rus/kovalev-amdream.html (дата обращения: 22.12.2018). 
4. Ковалев, Ю. В. «Американская мечта» в творчестве Ф. С. Фицджералда / Ю. В. Ковалев. – Режим доступа: http://fitzgerald.narod.ru/critics-rus/gorb3.html (дата обращения: 22.12.2018). 
5. Сивинич, С. С. Роман Ф. С. Фицджеральда «Великий Гэтсби»: Парадоксы американской мечты / С. С. Савинич // Вестн. Моск. гос. обл. ун-та. Сер. Рус. филология. – 2010. – № 4. – C. 150–154.