Статья:

РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОМАНЕ Л. МИЛЛЕ «CHILDREN’S BIBLE»

Конференция: CCC Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Филология

Выходные данные
Морозова Н.К. РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОМАНЕ Л. МИЛЛЕ «CHILDREN’S BIBLE» // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCC междунар. студ. науч.-практ. конф. № 21(300). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/21(300).pdf (дата обращения: 29.06.2025)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОМАНЕ Л. МИЛЛЕ «CHILDREN’S BIBLE»

Морозова Наталья Константиновна
студент, Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского в г. Ялте, РФ, г. Ялта
Дронякина Надежда Владимировна
научный руководитель, канд. филол. наук, доцент, Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского в г. Ялте, РФ, г. Ялта

 

Семья – одна из главных ценностей человеческого бытия, важнейший социальный институт, во многом определяющий судьбу личности. Неслучайно тема семьи занимает центральное место в мировой литературе, начиная с древнейших эпосов и священных книг, продолжая в творениях классиков и заканчивая произведениями наших современников. Каждая эпоха по-своему интерпретирует феномен семьи, расставляет акценты, предлагает свое видение семейных отношений, конфликтов, ценностных ориентиров.

Актуальность исследования темы и образа семьи в современной литературе обусловлена несколькими факторами. Во-первых, институт семьи переживает сегодня глубокую трансформацию, связанную с изменением традиционных гендерных ролей, ценностных установок, образа жизни. Эти процессы находят отражение в литературе, которая чутко улавливает веяния времени. Во-вторых, тема семьи является сквозной, магистральной для мировой литературы, однако на каждом этапе её развития обретает новое звучание, наполняется актуальными смыслами. Изучение современной интерпретации данной темы позволяет выявить ключевые тенденции общественного сознания, понять специфику нынешнего литературного процесса.

Роман Лидии Милле «Последнее лето» представляет собой яркий образец современной прозы, в которой тема семьи и межпоколенческих отношений получает многоплановое, глубокое осмысление. В центре повествования – трагический конфликт детей и родителей, разворачивающийся на фоне апокалиптических событий. Автор мастерски использует широкий спектр лексико-семантических и стилистических средств для создания образа семьи, раскрытия сложной диалектики чувств и взаимоотношений персонажей.

Лексическая организация текста отражает основные смысловые оппозиции, лежащие в основе романного конфликта. С помощью эмоционально-оценочной лексики, тропов и речевых характеристик персонажей автор противопоставляет мир подростков, полный жизненных сил, бунтарства, жажды свободы – и мир родителей, погрязших в пороках, апатии, бездуховности. Многочисленные лексические повторы, градация, ирония служат средством заострения этого контраста, придания ему предельной выразительности.

На синтаксическом уровне ключевую роль играют параллельные конструкции, создающие эффект единства переживаний героев, а также особый ритм,  придающий   повествованию то драматическую напряженность, то медитативное, утешающее звучание. Библейские аллюзии и реминисценции, включенные в текст романа, позволяют соотнести историю семейного  краха с универсальными моделями грехопадения и спасения, придать ей обобщающий, символический смысл. Несомненным достоинством романа является психологическая достоверность в изображении подростковой речи и ментальности. Большое количество прямой речи, насыщенность реплик персонажей нелитературной лексикой и жаргонизмами позволяет автору передать специфику мировосприятия и самовыражения героев, находящихся в сложном переходном возрасте. За внешней грубостью и развязностью их высказываний скрываются глубокие внутренние переживания, неуверенность в себе, страх разоблачения постыдной связи с родителями.

Роман представляет собой гомодиегетический нарратив с внутренней фокализацией, позволяющий передать непосредственное восприятие семейного взаимодействия глазами детей. Субъективность и ограниченность кругозора юных повествователей становится приемом для выявления неблагополучия мира взрослых. Нелинейная структура повествования имитирует ход мыслей рассказчицы, способствуя достоверной передаче внутреннего мира ребенка.

Критическое отношение детей к образу жизни родителей становится сквозным мотивом повествования. Юные герои ставят под сомнение способность взрослых быть нравственными ориентирами и позиционируют себя как обладателей более зрелого мировоззрения. Следствием неприятия родительского мира становится стремление детей утвердить независимость и оградить личное пространство. Дискурс повествования подчеркивает болезненность и травматичность опыта несвободы, переживаемого детьми в семье.

 

Список литературы:
1. Бахтин, М. М. Филология и коммуникативные науки. Учебное пособие / М. М. Бахтин, Д. Карнеги, Ю. М. Лотман ; под редакцией А. А. Чувакина. – Москва : Флинта, 2024. – 496 с.
2. Милле, Л. Последнее лето / Л. Милле. – Москва : Синбад, 2023. – 256 с.
3. Хазагеров, Г. Г. Основы теории литературы : учебник для вузов / Г. Г. Хазагеров, И. Б. Лобанов. – 2-е изд. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 248 с.
4. Чернец, Л. В. Введение в литературоведение в 2 т. Том 1 : учебник для вузов / Л. В. Чернец [и др.] ; под редакцией Л. В. Чернец. – 6-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 393 с.
5. Энгельгардт, Б. М. Литературоведение. Избранное / Б. М. Энгельгардт. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 271 с.