Статья:

ОСОБЕННОСТИ БАНКРОТСТВА КОМПАНИЙ ТРАНСПОРТНОЙ ОТРАСЛИ

Конференция: CCC Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Бабочкина П.В. ОСОБЕННОСТИ БАНКРОТСТВА КОМПАНИЙ ТРАНСПОРТНОЙ ОТРАСЛИ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCC междунар. студ. науч.-практ. конф. № 21(300). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/21(300).pdf (дата обращения: 29.06.2025)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ОСОБЕННОСТИ БАНКРОТСТВА КОМПАНИЙ ТРАНСПОРТНОЙ ОТРАСЛИ

Бабочкина Полина Викторовна
магистрант, Новосибирский государственный технический университет, РФ, г. Новосибирск
Овчинникова Наталья Николаевна
научный руководитель, канд. экон. наук, доцент, Новосибирский государственный технический университет, РФ, г. Новосибирск

 

Аннотация. В условиях роста числа банкротств в транспортной отрасли анализ причин финансовой несостоятельности компаний становится особенно важным для экономической стабильности и развития логистической инфраструктуры. Цель – выявить факторы банкротства транспортных компаний. В работе использованы анализ статистических данных Федресурса, классификация факторов (внешние и внутренние). Установлено, что банкротства в отрасли обусловлены комплексом причин, включая макроэкономические колебания, рост цен на топливо, управленческие ошибки и высокую долговую нагрузку. Особое внимание уделено отраслевой специфики банкротства.

 

Ключевые слова: транспортная отрасль, банкротство, факторы банкротства.

 

Транспортная отрасль играет ключевую роль в экономике любой страны, обеспечивая логистику товаров, пассажирские перевозки и связь между регионами. Однако в последние годы этот сектор сталкивается с растущим числом банкротств, особенно среди малых и средних компаний. Согласно данным Федресурса, в 2024 году количество банкротств в отрасли «транспортировка и хранение» составило 634 случая, что на 34,6% больше по сравнению с 2023 годом. Эта отрасль вошла в ТОП-5 по числу банкротств, уступив только строительству, торговле, операциям с недвижимостью и обрабатывающему производству [1]. Такая негативная динамика обусловлена комплексом факторов – от глобальных экономических изменений до внутренних управленческих проблем.

Транспортная отрасль – это отрасль в экономике, направленная на оказание услуг по перевозке пассажиров, грузов и багажа из одного места в другое с использованием различных видов транспорта (автомобильного, железнодорожного, морского, воздушного и др.). Она включает не только непосредственно перевозки, но и вспомогательные операции, такие как погрузка, разгрузка, экспедирование, аренда транспортных средств и другие сопутствующие услуги.

Транспортные компании сталкиваются с динамичными изменениями рынка, что может привести к финансовым трудностям и даже банкротству.

Учитывая высокую капиталоемкость транспортного бизнеса, процедура банкротства таких компаний имеет ряд особенностей. В соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)», процесс банкротства юридических лиц включает ряд последовательных стадий: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление и конкурсное производство [4]. Транспортные компании проходят все эти стадии, однако имеют свои отраслевые особенности.

Главная особенность связана с характером активов транспортных кампаний. Основу их имущественного комплекса составляют: транспортные средства (автомобили, железнодорожный подвижной состав), спецтехника (погрузчики, краны), а также складские и терминальные объекты. Реализация таких активов в ходе банкротства осложняется их износом, зависимостью от рыночной конъюнктуры и необходимостью соблюдения лицензионных требований.

При процедуре банкротства транспортной компании, особое внимание заслуживает конкурсное производство – заключительная стадия при банкротстве, когда арбитражный суд признает невозможность восстановления платежеспособности компании. На этом этапе имущество компании распродается для погашения долгов перед кредиторами. Для транспортных компаний этот процесс осложняется, так как сопровождается попытками руководства вывести активы (например, продажа транспорта по заниженным ценам), что требует особого контроля со стороны арбитражных управляющих. При этом высокая доля лизингового имущества у компании усложняет процедуру, так как изъятие техники лизингодателями сокращает конкурсную массу [3, с. 132].

Так же стоит отметить, что для транспортной отрасли внешнее управление считается более эффективной, чем финансовое оздоровление, так как позволяет сохранить бизнес и списать часть долгов через мировое соглашение [3, с. 132]. При финансовом оздоровлении компания продолжает работать под контролем руководства, но с утвержденным планом погашения долгов (например, рассрочка, реструктуризация). В отличии от финансового оздоровления, при внешнем управлении руководство компании отстраняется, управление передается внешнему управляющему, который ищет способы спасти бизнес (например, через реструктуризацию долгов, продажу части активов).

Учитывая всю сложность процедуры банкротства транспортных компаний, закономерно возникает вопрос: какие именно факторы приводят такие предприятия к финансовому краху? Отметим, что факторы, способствующие банкротству, носят комплексный характер и могут быть систематизированы по источнику возникновения. Все их можно разделить на внешние – обусловленные макроэкономической ситуацией и рыночными условиями, и внутренние – связанные с управленческими решениями и организацией бизнес-процессов. На Рисунке 1 представлена визуализация факторов банкротства в транспортной отрасли.

 

Рисунок 1. Факторы банкротства в транспортной отрасли

 

Особого внимания заслуживают управленческие факторы. Так как именно они, чаще всего являются ключевыми причинами финансовых проблем компаний. Эти внутренние слабости многократно усиливают негативное влияние внешних экономических потрясений, создавая эффект «снежного кома».

Исходя из представленного рисунка мы можем сделать выводы, что внешние факторы оказывают большое давление на отрасль, снижая ее устойчивость, а внутренние в свою очередь, усугубляют ситуацию, делая компании более уязвимыми к внешним вызовам. Таким образом, рисунок подчеркивает необходимость комплексного подхода к управлению рисками для обеспечения устойчивости транспортных предприятий в условиях нестабильной среды.

Анализ текущих тенденций показывает, что транспортная отрасль переживает сложный период, вызванный как глобальными экономическими изменениями, так и внутренними проблемами компаний. Исследователи прогнозируют, что волна банкротств транспортных компаний продолжится и к концу 2025 года рынок может сократиться ещё на 15-18%, особенно в сегменте малых перевозчиков [2]. Однако, у тех, кто сможет адаптироваться – внедрить технологии, оптимизировать расходы и перестроить бизнес-модель – есть шанс не только выжить, но и укрепить свои позиции на рынке. Успех в отрасли будет зависеть не от масштабов автопарка, а от гибкости, технологичности и способности управлять рисками.

 

Список литературы:
1. Банкротства в России: 4 кв. 2024 и 2024 год. Статистический релиз Федресурса. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – URL: https://fedresurs.ru/news/24a1287d-3595-44c3-9c83-5c3b9ab4b1df?utm_referrer=https:%2F%2Fyandex.ru%2F (Дата обращения: 22.05.2025).
2. Грузовые перевозки. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – URL: https://companies.rbc.ru/news/RK4v8Wqj8l/gruzovyie-perevozki-kak-spasti-otrasl-ot-bankrotstva-i-uhoda-v-ten/ (Дата обращения: 22.05.2025).
3. Рябченко Александр Григорьевич, Копылова Мария Дмитриевна, Завгородняя Лидия Евгеньевна Банкротство транспортных компаний // Право и практика. 2022. №1. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/bankrotstvo-transportnyh-kompaniy (Дата обращения: 22.05.2025).
4. Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" от 26.10.2002 N 127-ФЗ (последняя редакция). – [Электронный ресурс]. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_39331/ (Дата обращения: 22.05.2025).