Статья:

ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОХРАНЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ ВОД

Конференция: CCC Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Гордей П.В., Кротова П.А. ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОХРАНЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ ВОД // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCC междунар. студ. науч.-практ. конф. № 21(300). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/21(300).pdf (дата обращения: 29.06.2025)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОХРАНЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ ВОД

Гордей Полина Викторовна
студент, Белорусский государственный экономический университет, Республика Беларусь, г. Минск
Кротова Полина Алексеевна
студент, Белорусский государственный экономический университет, Республика Беларусь, г. Минск
Манкевич Ирина Петровна
научный руководитель, доцент, Белорусский государственный экономический университет, Республика Беларусь, г. Минск

 

Вода представляет собой биологическую основу жизни на Земле и играет ключевую роль в геологической истории нашей планеты. На территории Беларуси сосредоточены значительные водные ресурсы, включающие более 20 тысяч водотоков общей протяжённостью свыше 90,6 тысяч километров и более 10 тысяч озёр с общим объемом воды около 9 кубических километров. Водохранилищный фонд страны насчитывает 85 искусственных водоёмов площадью от 100 гектаров каждый, причём наливные водохранилища преимущественно расположены в южных регионах, а озерного типа – в северных. Кроме того, в Беларуси создано более 1500 прудов, используемых главным образом для рыбоводства и рекреационных целей [1].

В настоящее время особенно важное место занимает вопрос качества водных ресурсов, активное использование которых приводит к значительным изменениям их существенных характеристик из-за сброса различных загрязняющих веществ антропогенного происхождения, что приводит к разрушению естественных экосистем. Около 4,6% поверхностных водоёмов нашей страны испытывают существенную антропогенную нагрузку, что проявляется в их загрязнении и деградации вследствие хозяйственной деятельности человека, это обосновывает необходимость введения правовой охраны вод и ответственности за нарушение законодательства об охране и использовании вод. Согласно ст.1 Водного кодекса Республики Беларусь охрана вод представляет собой систему мер, направленных на предотвращение или ликвидацию загрязнения, засорения вод, а также на их сохранение и восстановление [2]. Следовательно, ухудшение состояния водных объектов, вызванное, в частности, увеличением числа правонарушений, указывает на необходимость улучшения правовых механизмов, направленных на охрану водных ресурсов и их рациональное использование. Ключевую роль здесь играет институт юридической ответственности, который остается важным инструментом защиты вод от загрязнения [3].

По мнению О.И. Серегиной, фактическое основание юридической ответственности предполагает установление комплекса юридически значимых обстоятельств, включая сам факт совершения противоправного деяния, наличие причинно-следственной связи между совершенным деянием и наступившими негативными последствиями для водного объекта, выделение объекта преступного посягательства, характеристику загрязняющих веществ по классу опасности, а также расчет размера причиненного экологического ущерба по утвержденным методикам.

В соответствии со ст. 61 Водного кодекса Республики Беларусь нарушение законодательства об охране и использовании вод влечет административную, уголовную, гражданско-правовую и иную ответственность в соответствии с законодательными актами [4]. Правовое регулирование назначения административной ответственности за нарушение законодательства об охране и использовании вод, предусматривается в главе 16 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП) «Административные правонарушения против экологической безопасности, окружающей среды и порядка природопользования». Так, в статье 16.34 предусмотрено, что загрязнение либо засорение поверхностных или подземных вод – влекут наложение штрафа в размере до двадцати базовых величин, на индивидуального предпринимателя – до ста базовых величин, а на юридическое лицо – до пятисот базовых величин [5]. Указанное правонарушение может быть совершено умышленно или по неосторожности. Необходимо устанавливать причинно-следственную связь между совершенными деяниями и наступившими вредными последствиями. Также важно выяснять, не вызваны ли вредные последствия иными факторами, в том числе естественно-природными, и не наступили ли они вне зависимости от установленного нарушения. С установлением причинно-следственной связи связана проблема определения размеров ущерба. К ответственности может быть привлечено физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста либо юридическое лицо в порядке, предусмотренном административным законодательством [6]. Однако, можно наблюдать исключения из принципа неотвратимости административной ответственности в сфере водного законодательства. В примечании к главе 16 КоАП установлено, что лицо освобождается от административной ответственности за совершение правонарушения с вынесением предупреждения при соблюдении ряда условий [5]. Следует проводить разграничения административного правонарушения и преступления, предусмотренного ст. 272 Уголовного Кодекса Республики Беларусь «Загрязнение либо засорение вод». Отметим, что ч.1 ст. 272 Уголовного Кодекса Республики Беларусь предусматривает ответственность за загрязнение либо засорение вод, повлекшие умышленное или по неосторожности причинение ущерба в крупном размере, либо умышленные загрязнение или засорение источников питьевого водоснабжения [7]. Гражданско-правовая ответственность наступает в виде возмещения вреда, причиненного водным объектам, а в случае нарушения прав водопользователей – причиненного этим лицам. Вред водным объектам, как правило, наносится в результате прямого негативного воздействия, выражающегося в непосредственном сбросе токсичных веществ, выбросе отходов или размещении последних вблизи водных объектов и т.п. Возмещение вреда может быть добровольным или по решению суда лицом, его причинившим, в соответствии с законодательством Республики Беларусь об охране окружающей среды [4]. Основная сложность в применении гражданско-правовой ответственности заключается в отсутствии единой методики расчета ущерба, что приводит к существенным расхождениям в оценках размера вреда и затрудняет судебное доказывание. Действующее законодательство не всегда четко определяет критерии установления причинно-следственной связи между действиями нарушителя и наступившими негативными последствиями для водных экосистем, особенно в случаях кумулятивного воздействия нескольких источников загрязнения. К иным видам юридической ответственности за нарушение законодательства об охране и использовании вод можно отнести дисциплинарную ответственность, к которой правонарушитель может быть привлечен за совершение экологического водного проступка. Содержание элементов дисциплинарной ответственности за нарушения водного законодательства, таких как основание ответственности, субъекты, условия, меры ответственности (дисциплинарные взыскания), процедура и порядок применения ответственности определяются Законом «Об охране окружающей среды», Трудовым кодексом Республики Беларусь, а также иными нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность предприятий, организаций, учреждений, а также правилами внутреннего трудового распорядка. Правовое регулирование юридической ответственности за нарушение законодательства об охране и использовании вод является ключевым аспектом обеспечения устойчивого использования водных ресурсов. Для повышения эффективности законодательной системы требуется реализовать комплекс мер, направленных на предотвращение и снижение загрязнения водоемов, а также на восстановление уже пострадавших экосистем. Особое значение имеет внедрение системы лицензирования и контроля за деятельностью, потенциально опасной для водной среды, а также активное вовлечение общественности в процессы мониторинга и принятия решений. Кроме того, целесообразно развивать механизмы экономического стимулирования для предприятий, применяющих экологически чистые технологии и практики.

 

Список литературы:
1. Калинин, М.Ю. Вклад Беларуси в международное сотрудничество по вопросам улучшения состояния водных ресурсов. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа. –URL: http://www.eecca-water.net/file/kalinin_ru.pdf (Дата обращения 11.03.2025).
2. Водный кодекс Республики Беларусь: Кодекс Респ. Беларусь, 30 апр. 2014 г., № 149-З (с изм. и доп.) //  Принят Палатой представителей  2 апреля 2014 г. : одобр. Советом Респ. 11 апреля 2014 г. : в ред. Закона Респ. Беларусь от 17 июня 2023 г. № 296-З  / Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь. – 20.02.2025. – 2/3147.
3. Цыганова, А.А. Правовая охрана водных ресурсов в Республике Беларусь / А.А. Цыганова, Е. Л. Ионас [Электронный ресурс]. – Режим доступа. –URL: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/135239/1/SMES_2024_008.pdf?ysclid=m83o6raw3k841530595 (Дата обращения: 11.03.2025).
4. Серегина, О.И. Юридическая ответственность за загрязнение вод. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа. –URL: https://cyberleninka.ru/article/n/yuridicheskaya-otvetstvennost-za-zagryaznenie-vod/viewer (Дата обращения 11.03.2025).
5. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях: Кодекс Респ. Беларусь, 6 янв. 2021 г., № 91-З (с изм. и доп.) // Принят Палатой представителей 18 декабря 2020 г.: одобр. Советом Респ. 18 декабря 2020 г.: в ред. Закона Респ. Беларусь от 17 февраля 2025 г. № 61-З / Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь. – 20.02.2025. – 2/3147. 
6. Литвинчук, Д.Ю. Некоторые проблемы привлечения к административной ответственности за нарушения водного законодательства. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа. –URL: https://elib.bsu.by/bitstream/123456789/294239/1/363-367.pdf (Дата обращения 11.03.2025).
7. Уголовный кодекс Республики Беларусь: Кодекс Республики Беларусь, 9 июля 1999 г., № 275-З (с изм. и доп.) // Принят Палатой представителей 2 июня 1999 г.: одобр. Советом Респ. 24 июня 1999 г.: в ред. Закона Респ. Беларусь от 17.02.2025 г., № 61-З / Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь. – 20.02.2025. – 2/3147.