Статья:

ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СРЕДЫ НА КЛИПОВОЕ МЫШЛЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ

Конференция: CCCXX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Пузикова В.В. ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СРЕДЫ НА КЛИПОВОЕ МЫШЛЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCCXX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 41(320). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/41(320).pdf (дата обращения: 20.11.2025)
Идет голосование
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СРЕДЫ НА КЛИПОВОЕ МЫШЛЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ

Пузикова Виктория Владимировна
студент, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, РФ, г. Липецк

 

Клиповое мышление - тип мышления, при котором человек воспринимает мир как набор фрагментарных и мало связанных между собой образов. Максимально быстрое познание, невозможность концентрироваться на деталях. Людям с таким типом мышления трудно анализировать большие текста, читать книги и сохранять концентрацию. Были проведены исследования среди активных пользователей интернета, и доказано, что во время использования информационных ресурсов и социальных сетей активность мозга локализуется всего в двух зонах: отвечающей за кратковременную память и быстроту реакции, в то время как области, отвечающие за анализ и логику практически не задействованы.

Это явление связано с развитием информационных технологий и изменениями в социально-экономической среде.

Уровень образования и доступ к информационным технологиям играют ключевую роль в формировании когнитивных процессов. Исследования показывают, что семьи с более высоким социально-экономическим статусом имеют больше ресурсов для стимулирования когнитивного развития у детей.

С другой стороны, социальные сети кардинально меняют то, как мы воспринимаем информацию. Они ускоряют ее распространение, но при этом могут привести к поверхностному усвоению и ослаблению навыков критического анализа. Учащиеся в образовательной среде, активно использующие цифровые ресурсы, демонстрируют снижение концентрации на длинных текстах и более высокий уровень зависимости от визуальных стимулов.

В экономически развитых и урбанизированных регионах, где темп жизни стремительный, а объем задач и уровень стресса высоки, люди вынуждены адаптироваться. Мозг начинает эффективнее работать с краткими информационными порциями, что и является клиповым мышлением

Люди с более низким уровнем образования могут реже развивать навыки критического анализа и системного мышления, что усиливает склонность к поверхностному восприятию информации.

Современные социальные нормы, массовая культура и образ жизни порождают привычку к скоростному потреблению информации: новости, мемы, короткие видеоролики. Это напрямую влияет на когнитивный стиль населения.

Клиповое мышление оказывает заметное влияние на образовательный процесс и развитие критического мышления. Ученикам и студентам становится сложнее концентрироваться на длинных текстах и глубоко анализировать информацию. Для снижения негативного эффекта рекомендуется внедрение техник глубокого чтения, развитие медиаграмотности, а также осознанное использование цифровых ресурсов, чтобы балансировать скорость восприятия информации и аналитические способности

Клиповое мышление является адаптивной реакцией на быстро меняющуюся информационную среду. Однако оно также может привести к поверхностному восприятию информации и снижению способности к глубокому анализу. Оно усиливается сочетанием:

быстрого темпа жизни и экономической конкуренции

Доступности цифровых технологий и социальных сетей

Особенностей образовательного и культурного контекста

В будущем клиповое мышление, скорее всего, станет ещё более распространённым явлением, поскольку информационные потоки будут только ускоряться, а цифровые технологии и социальные сети будут всё активнее формировать привычку к быстрому, фрагментарному восприятию информации. При этом важно развивать медиаграмотность и навыки критического анализа, чтобы смягчить негативные последствия этого когнитивного феномена

Таким образом, формирование клипового мышления обусловлено множеством причин. Этот феномен оказывает сильное влияние на человека, и отнюдь не положительное. Это явление сопряжено с опасностями: оно усиливает спонтанные покупки и делает нам более восприимчивыми к манипуляциям в рекламе и финансах.

Следовательно, изучение клипового мышления важно не только для педагогов и психологов, но и для экономистов и социологов, так как оно напрямую связано с моделями потребительского поведения и адаптацией населения к цифровой среде

 

Список литературы: 
1. Kraynov, A. L., & Shalaeva, N. V. (2020). Influence of Clip Thinking on the Cognitive Abilities of Students. European Proceedings of Social and Behavioural Sciences.
2. Burlacu, N. (2020). The Clip Thinking Phenomenon: The Typology of Technological Products. ICVL Conference Materials.
3. Kornuta, O. (2017). Clip Thinking and Clip Perception: Teaching Methods Aspect. Open Educational E-Journal.