Статья:

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ СРЕДИ СТУДЕНТОВ

Конференция: CCCXX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Безопасность жизнедеятельности

Выходные данные
Головина Д.А. ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ СРЕДИ СТУДЕНТОВ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCCXX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 41(320). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/41(320).pdf (дата обращения: 19.11.2025)
Идет голосование
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ СРЕДИ СТУДЕНТОВ

Головина Дарья Андреевна
студент, Самарский государственный университет, РФ, г. Самара
Данилова Алла Михайловна
научный руководитель, канд. пед. наук, доцент кафедры Физическое воспитание и спорт, Самарский государственный университет, РФ, г. Самара

 

FORMATION OF MOTIVATION FOR PHYSICAL EDUCATION AMONG STUDENTS

 

Golovina Darya Andreevna

Student, Samara State University, Russia, Samara

Danilova Alla Mikhailovna

Academic Supervisor, PhD in Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Physical Education and Sport, Samara State University, Russia, Samara

 

Аннотация. Статья рассматривает проблему формирования мотивации студентов к занятиям физической культурой. Выделяются ключевые факторы, влияющие на заинтересованность молодёжи, предлагаются практические рекомендации по повышению уровня вовлечённости.

Подчёркивается важность комплексного подхода и роль преподавательского состава в данном процессе.

Abstract. The article examines the problem of forming students' motivation to engage in physical education. The key factors influencing the interest of young people are highlighted, and practical recommendations for increasing the level of engagement are offered. The importance of an integrated approach and the role of the teaching staff in this process is emphasized.

 

Ключевые слова: мотивация, физическая культура, студенты, высшее образование, физическое воспитание, вовлечённость, образовательные технологии, теория запланированного поведения.

Keywords: motivation, physical education, students, higher education, physical education, engagement, educational technology, theory of planned behavior.

 

Теоретические основы мотивации к физической активности

Мотивация к физической культуре — сложный процесс, включающий внутренние и внешние стимулы.

Существуют три ключевые теории её формирования:

  1. Теория самодетерминации (SDT): автономия, компетентность, связанность.
  2. Теория запланированного поведения (TPB): личное отношение, социальные нормы, воспринимаемый контроль.
  3. Социально‑когнитивная теория (SCT): самоэффективность, моделирование, взаимная поддержка.

Факторы мотивации студентов

Внутренние:

  • интересы и предпочтения;
  • здоровье и физподготовка;
  • спортивный опыт;
  • самооценка.

Внешние:

  • организация занятий в вузе;
  • спортивная инфраструктура;
  • преподаватель и его методика;
  • студенческая среда.

Методы формирования мотивации

  1. Дифференциация программ — разнообразие активностей, разделение по уровню, учёт гендерных предпочтений.
  2. Развитие автономии — выбор формата, индивидуальные планы, участие в организации мероприятий.
  3. Формирование компетентности — постепенное усложнение нагрузок, отслеживание прогресса, мастер‑классы.
  4. Создание социальной среды — соревнования, клубы, партнёрство с спортзалами.

5. Информационная работа: лекции, вебинары, примеры успехов.

6. Поощрение: награды, стипендии за ГТО, публичное признание.

Типичные ошибки:

  • однообразие занятий;
  • игнорирование индивидуальности;
  • формальная оценка;
  • нехватка оборудования;
  • неудобное расписание.

Практические рекомендации для вузов

Для повышения мотивации студентов к занятиям физической культурой:

  1. Выявлять предпочтения обучающихся (анкетирование).
  2. Использовать цифровые инструменты для мониторинга активности.
  3. Проводить спортивные квесты и флешмобы.
  4. Делать занятия доступными в разное время.
  5. Вовлекать студсовет в планирование спортивной жизни.
  6. Внедрять наставничество между курсами.
  7. Сотрудничать с городскими спорторганизациями

 

Заключение

Формирование устойчивой мотивации к физической культуре требует системного подхода: персонализации программ, социальной поддержки и демонстрации пользы активности.

Главный принцип — переход от обязательности к осознанной потребности в движении.

Реализация предложенных методов позволит повысить посещаемость занятий, улучшить физическую подготовленность студентов, сформировать привычки здорового образа жизни и снизить заболеваемость.

В перспективе — разработка цифровых платформ для индивидуализации физкультурно‑оздоровительного процесса и оценка эффективности мотивационных программ.

 

Список литературы:
1. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. — СПб. Питер, 2021. — 512 с.
2. Лубышева Л. И. Социология физической культуры и спорта. — М.: Академия, 2020. — 240 с.
3. Решетников Н. В., Кислицын Ю. Л. Физическая культура. — М.: Академия, 2022. — 176 с.
4. Столяров В. И. Современные проблемы физкультурно оздоровительной деятельности // Теория и практика физической культуры. — 2023. — № 5. — С. 4–8.
5. Якимович В. С. Управление физической культурой в высшем учебном заведении // Вестник спортивной науки. — 2022. — № 3. — С. 56–60.