Статья:

ФЕОДАЛЬНОЕ ПРАВО И ЕГО ОСОБЕННОСТИ В АНГЛИИ, ФРАНЦИИ, ГЕРМАНИИ

Конференция: CCCXXVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Кригина П.А. ФЕОДАЛЬНОЕ ПРАВО И ЕГО ОСОБЕННОСТИ В АНГЛИИ, ФРАНЦИИ, ГЕРМАНИИ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCCXXVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 47(326). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/47(326).pdf (дата обращения: 16.01.2026)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ФЕОДАЛЬНОЕ ПРАВО И ЕГО ОСОБЕННОСТИ В АНГЛИИ, ФРАНЦИИ, ГЕРМАНИИ

Кригина Полина Александровна
студент, Белорусский государственный экономический университет, Республика Беларусь, г. Минск
Ленцевич Ольга Михайловна
научный руководитель, канд. ист. наук, доц., доц. кафедры теории и истории права, Белорусский государственный экономический университет, Республика Беларусь, г. Минск

 

Актуальность темы: определяется принципиальной важностью компаративного исследования феодального земельного права для понимания генезиса различных моделей западноевропейской государственности. Несмотря на общую правовую основу, сложившуюся в результате рецепции римского права и адаптации варварских правд, дальнейшая эволюция земельных отношений в Англии, Франции и Германии продемонстрировала существенную дифференциацию. Научная дискуссия между приверженцами универсальной концепции феодализма (М. Блок [1]) и сторонниками регионального подхода сохраняет свою остроту, особенно в аспекте соотношения публично-правовых и частноправовых элементов в феодальных отношениях. Проведение сравнительного анализа правового статуса феодалов в X–XIII вв. дает возможность преодолеть указанную дихотомию путем детального изучения специфики поземельных отношений в каждом из рассматриваемых регионов.

Феодальное право – это особенная правовая система, возникшая в средневековой Европе. Оно регулировало прежде всего отношения, связанные с землей, и определяло положение людей в обществе.

Основу феодальной системы Англии составляла строгая иерархия земельной собственности, где верховным собственником всей земли признавался король. После нормандского завоевания 1066 года Вильгельм Завоеватель установил принцип, согласно которому все землевладельцы держали землю непосредственно от короны. Как отмечает В.В. Кучма, данная традиция уходит корнями в эпоху Вильгельма Завоевателя, который в 1086 году в Солсбери принял клятву верности всех своих ленников [2, с. 507]. Поэтому в праве посленормандского периода не существовало понятия неограниченной, безусловной собственности на землю, когда оно касалось королевских подданных. Король – верховный собственник. «Головные держатели» (бароны, лорды) – получали крупные земельные владения [3, с. 170] (баронии) напрямую от короля. Рыцари – получали меньшие участки от этих лордов. Это обстоятельство позволило феодальному строю в Англии стать более организованным, чем во Франции. Правило "вассал моего вассала – мой вассал" [4, с. 132–133] которое принципиально отличалось от континентальной модели.

В Англии можно выделить три главных вида прав на землю (с точки зрения правомочий) [5, с. 57]: Fee simple – наиболее близкое к полной собственности держание, которое могло свободно отчуждаться и передаваться по наследству. Life estate – пожизненное держание, прекращавшееся со смертью владельца. Entail – заповедное держание (майорат), которое передавалось строго по нисходящей линии наследникам. Владение оформлялось торжественной церемонией, а чтобы учесть все владения, в 1085—1086 годах была составлена «Книга Страшного суда».

Особенностью английского права стал институт доверительной собственности (trust), основанный на разделении правомочий между юридическим владельцем и бенефициаром. Как отмечает В.В. Кучма, имущество передавалось доверительному управляющему, который действовал как собственник перед третьими лицами, но был обязан управлять им в интересах бенефициара. Этот институт, не имевший аналогов в континентальном праве, позволял обходить многие ограничения феодальной системы и способствовал развитию гибких форм собственности.

Во Франции X–XIII веков сложилась классическая модель вассально-ленных отношений, основанная на принципе "вассал моего вассала – не мой вассал". Система представляла собой сложную сеть взаимных обязательств, основанных на владении землей. Права феодала (сеньора) проистекали из его статуса землевладельца и воина и пронизывали все сферы жизни: от экономики и суда до политики и военного дела. Эти права не были абсолютными, но зависели от договора с вышестоящим сеньором и, в конечном счете, с королем.

Ключевым элементом, на котором строилась власть феодала [6, с. 282–291], являлся феод – земельный надел, передававшийся ему вышестоящим сеньором. Этот дар не был безвозмездным: в обмен на землю вассал приносил сюзерену клятву верности, известную как оммаж, и брал на себя ряд обязательств. Главным из них была военная служба. Король наделял землями (феодами) своих ближайших сторонников – герцогов, графов и баронов. Эти крупные землевладельцы могли делить свои владения и передавать их рыцарям, становясь их сеньорами. Владение землей в те времена не было безусловным правом собственности. Земля предоставлялась в пользование при условии выполнения определенных обязанностей вассала перед своим сеньором. Если вассал не выполнял эти обязанности, он мог лишиться земли.

Экономические взаимоотношения в системе вассалитета включали ряд финансовых обязательств. Одним из них был специальный сбор, дававший наследнику право на официальное оформление собственности на землю после кончины предыдущего владельца. Другим значимым инструментом была возможность установления внешнего управления владениями в ситуации, когда наследник являлся недееспособным по возрасту. В этот период все прибыли от имущества изымались сюзереном вплоть до достижения наследником совершеннолетия. 

Помимо управления землей, феодал обладал и полноценной судебной властью в своих владениях. Эту власть он реализовывал через разные суды. Для крестьян действовал сеньориальный суд. Здесь феодал лично разбирал все их тяжбы – от земельных споров и мелких проступков до вопросов о невыполненных повинностях. Что важно, все штрафы и конфискации от таких разбирательств шли прямиком в карман самого феодала. Для своих рыцарей-вассалов феодал создавал другой суд – курию. Его особенность была в том, что он состоял из «равных» — других вассалов, которые и судили представителей своего сословия. Этот принцип «суда пэров» был важной феодальной привилегией. Наконец, существовало разделение на «высшую» и «низшую» юстицию. Крупные лорды имели право «высшей юстиции», что, по сути, делало их верховными судьями на своей земле. Они могли судить за самые тяжкие преступления, вплоть до убийства, и даже выносить смертные приговоры. Благодаря этой власти их влияние становилось почти таким же абсолютным, как у короля.

Помимо этого, существовали военные и политические права, такие как право и обязанность военной службы. Главная обязанность вассала – по призыву сюзерена явиться в полном вооружении в сопровождении оговоренного числа рыцарей и служить 40 дней в году за свой счет. Также существовало право на ведение частных войн. Для усиления королевской власти феодалы часто имели право вести войны друг с другом для разрешения споров. Церковь пыталась ограничить это право «Божьим миром».

Король Франции был верховным сеньором лишь формально. На деле он не мог приказать, например, простому рыцарю, который служил могущественному герцогу Бургундскому. Крупные феодалы чувствовали себя полноправными государями на своих землях. Герцоги Нормандии или графы Тулузские чеканили собственную монету, издавали местные законы и даже самостоятельно заключали союзы с другими правителями, включая иностранные державы. Их власть в пределах своих владений была почти неотличима от королевской. Экономическая власть феодалов реализовывалась через систему повинностей. Барщина и оброк с зависимых крестьян. Баналитеты – монопольные права на использование мельниц, печей. Рельеф – плата за вступление в наследство. Экстренные сборы (помощь) для особых случаев (выкуп из плена, рыцарская церемония наследника).

Таким образом, права феодалов в средневековой Франции представляли собой комплекс военной, судебной, экономической и административной власти, неразрывно связанной с землевладением. Эта система создала могущественную аристократию, которая долгое время была сильнее короля, определяя политическую раздробленность страны. Однако именно процесс централизации и борьба короны с этими правами во многом сформировали единое французское государство.

Феодальное право в Германии представляло собой систему правовых норм, регулировавших отношения между сеньорами и вассалами. Сформировавшееся в IX–XII веках, оно стало основой политического и социального устройства Священной Римской империи германской нации. Особенностью немецкого феодального права была его крайняя децентрализация и региональное разнообразие, что отражало специфику политического развития немецких земель. А права феодалов в средневековой Германии составляли основу всей социально-политической системы. В отличие от других европейских стран, где шёл процесс централизации, в Германии права и привилегии феодалов были особенно широки и закреплены в правовых документах, важнейшим из которых стало «Саксонское зерцало» (XIII в.). Эти права формировали уникальную модель «феодальной вольности», которая определяла слабость центральной власти и особый путь развития немецких земель вплоть до Нового времени.

В Германии, как и во Франции, действовал принцип "вассал моего вассала – не мой вассал», который означал, что каждый вассал был обязан верностью только своему непосредственному сеньору. Император не мог напрямую требовать выполнения вассальных обязанностей от низших звеньев феодальной иерархии. Оформление вассальных отношений представляло собой единый торжественный ритуал, состоявший из трех ключевых этапов, которые символизировали создание прочной личной и правовой связи между сеньором и вассалом. Этот жест символизировал полное доверие и посвящение себя служению. Инвеститура – следующий шаг, который закреплял отношения материально. В ответ на клятву верности сеньор символически передавал вассалу какой-либо предмет (например, горсть земли, ветвь или перчатку), что означало фактическую передачу во владение феода (земельного надела).

В Германии существовала сложная система землевладения, состоящая и двух типов земельной собственности. Лен (феод) [7, с. 377-379] – условное и ограниченное владение, связанное с несением повинностей. Его уникальной чертой была возможность двойного наделения: один человек владел леном, а другой имел право «ожидания» на него. Аллод — полная и неограниченная собственность на землю, не обремененная повинностями. Важно отметить, что аллодами владели не только князья, но и часть свободного крестьянства.

Одним из самых значительных правовых сборников средневековой Германии было [8, с. 472-474] «Саксонское зерцало» легитимизировало ситуацию, когда подданный мог открыто противостоять незаконному и несправедливому решению своего короля или судьи. Это была уникальная для средневековья правовая норма, которая подрывала саму идею безоговорочного подчинения власти. Она устанавливала, что власть – это не произвол, а служение закону, и любое отступление от этого закона лишало решения правителя их легитимности. Саксонское зерцало было призвано упорядочить сложные и часто конфликтные отношения между двумя главными центрами силы средневекового общества – Императором и Папой Римским. Согласно этой доктрине, Бог вручил для защиты христианского мира два символических меча, что означало верховенство Церкви в вопросах вероучения, морали и управления душами верующих. Светский меч был вручен Императору, наделяя его полномочиями для земного управления, защиты границ и поддержания правопорядка.

В заключение можно с уверенностью утверждать, что «Саксонское зерцало» выполняло роль неписаной конституции. Провозглашенные в нём принципы – верховенства права, ограничивавшего произвол власти; дуализма властей, создававшего баланс между Церковью и Государством; и правовой регламентации феодальной иерархии, — образовали прочную и сбалансированную политическую систему. А отношения между [9, с. 129–131] сеньорами и вассалами в средневековой Германии были построены на сложной иерархической структуре, детально регламентированной ленным правом. Ключевой особенностью стало необычайно сильное положение высших феодалов (князей и курфюрстов), которые, получив от императора суверенные права, превратили свои владения в независимые государства. Право феодалов, закрепленное в таких документах, как Золотая булла, и включавшее в себя чеканку монеты, суд, налоги и даже право частной войны, стало главным фактором, определившим длительное существование политической раздробленности в Германии вплоть до XIX века.

 

Список литературы:
1. Блок, М. Апология истории, или Ремесло историка / Марк Блок ; Пер. Е. М. Лысенко; Примеч. и ст. А. Я. Гуревича ; [АН СССР.]. – 2-е изд., доп. – М. : Наука, 1986. - 254,[2] с.
2. Кучма В.В.  Государство и право Древнего мира и Средних веков: В двух частях. Волгоград: Издательство Волгоградского государственного университета, 2001. — 548 с.
3. Всеобщая история государства и права : Учеб. для студентов вузов, обучающихся по спец. "Юриспруденция" / [Батыр К. И., Исаев И. А., Кнопов Г. С. и др.]; Отв. ред. К. И. Батыр. - Москва : Былина, 1999. - 495 с.
4. Попова, А. В. История государства и права зарубежных стран Древнего мира и Средних веков учебник и практикум для вузов / А. В. Попова. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. 211 с.
5. Сентябова А.В., Чиркин В.А. С315 История государства и права зарубежных стран Средних веков : учеб. метод. пособие / А.В. Сентябова, В.А. Чиркин. – Ижевск : Удмуртский университет, 2025. ‒ Электрон. (символьное) изд. (3,1 Мб). – 208 с.
6. История государства и права зарубежных стран: Учебник И90 для вузов: В 2 ч. Ч. 1 / Под общ. ред. д. ю. н., проф. О. А. Жидкова и д. ю. н., проф. Н. А. Крашенинниковой. — 2-е изд., стер. — М.: Норма, 2004. — 624 с.
7. История государства и права зарубежных стран / Под ред. П.Н. Галанзы. М., 1980. С.528
8. Берман Г. Дж. Западная традиция права: эпоха формирования. М.: Изд-во МГУ: Издательская группа ИНФРА-М - НОРМА, 1998 (англ. 1983). 624 с.
9. История государства и права зарубежных стран: учеб. пособие / А. И. Гройсберг, В. Л. Ефимовских, Т. Е. Логи-нова; Перм. гос. нац. исслед. ун-т. Пермь, 2016. – 352 с.