Статья:

Стратегия «умного роста» транспортного развития урбанизированных территорий

Конференция: L Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Технические науки

Выходные данные
Халаф О.И. Стратегия «умного роста» транспортного развития урбанизированных территорий // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. L междунар. студ. науч.-практ. конф. № 20(50). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/20(50).pdf (дата обращения: 21.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Стратегия «умного роста» транспортного развития урбанизированных территорий

Халаф Омар Исмаил Саадех
магистрант Институт архитектуры и строительства Волгоградского государственного технического университета – ИАиС ВолгГТУ, РФ, г. Волгоград
Ишмаметов Рамиль Хамидуллович
научный руководитель, доцент Институт архитектуры и строительства Волгоградского государственного технического университета – ИАиС ВолгГТУ, РФ, г. Волгоград

 

Smart growth strategy for urban transport development

 

Omar Khalaf

master’s degree student in Institute of Architecture and Civil Engineering of Volgograd State Technical University – IACE of VSTU, Russia, Volgograd

Ramil Ishmametov

associate professor in Institute of Architecture and Civil Engineering of Volgograd State Technical University – IACE of VSTU, Russia, Volgograd

 

Аннотация. В данной статье рассматриваются проблемы неэффективной транспортной системы. Отмечены негативные последствия растущих автомобильных перевозок для окружающей среды, социального и экономического развития.  Выявлены побочные эффекты существующей транспортной системы и планирования землепользования. Для решения обозначенных проблем предлагается использование стратегии «умного роста», а также нового подхода к планированию и проектированию. Выделено несколько тематических областей для работы в направлении создания устойчивых и интеллектуальных городских транспортных систем.

Abstract. This article addresses to the problems of an inefficient transport system. The negative effects of growing road transport on the environment, social and economic development are noted. The side effects of the existing transport system and land use planning have been identified. To solve these problems, it is proposed to use the strategy of "smart growth", as well as a new approach to planning and design. Several thematic areas have been identified for working towards the creation of sustainable and intelligent urban transport systems.

 

Ключевые слова: стратегия «умный рост»; устойчивое развитие; транспорт; транспортная система; окружающая среда; экономическое и социальное развитие; городское планирование; урбанизация.

Keywords: smart growth strategy; sustainable development; transport; transport system; environment; economic and social development; urban planning; urbanization.

 

Транспорт издавна является важнейшим фактором экономического развития. Эффективное и надежное перемещение людей и товаров, повышает производительность труда и стимулирует экономический рост. С повышением уровня региональной конкуренции качество жизни приобретает все большее значение, являясь важным фактором привлечения и стимулирования талантливой и продуктивной рабочей силы. Транспортные инвестиции являются ключевыми в повышении привлекательности региона для бизнеса и комфортного проживания.

Люди, находящиеся в недостаточно благоприятном экономическом, социальном или физическом положении, нуждаются в транспортных коммуникациях, чтобы иметь полноценные возможности работать, учиться и участвовать в общественной жизни [2, с. 24]. Транспорт представляет собой большие и все более растущие затраты для многих семей. Домашние хозяйства, находящиеся в местах с недостаточной доступностью к зонам приложения труда, культурно-бытовому и социальному обслуживанию, а также без альтернатив индивидуальным средствам передвижения, как правило, имеют большие транспортные затраты [6, с. 194]. Соответственно, инвестиции, которые улучшают доступность и предоставляют больше вариантов общественного транспортного обслуживания, позволяют экономить как денежные средства, так и время.

Негативные побочные эффекты городского планирования транспортной системы стали особенно заметны в крупных городах развитых стран [9, с. 5]. Растущие объемы автомобильных перевозок все чаще приводят к снижению экономической производительности, ухудшению экологического состояния и качества жизни в городах. В развивающихся странах быстрая урбанизация и автомобилизация, а также неадекватное планирование и управление городским транспортом привели к недопустимым уровням дорожного движения - перегруженности, загрязнению воздуха и снижению экономической производительности. Растущее использование индивидуального автомобильного транспорта в густонаселенных городах привело к снижению эффективности и действенности общественного транспорта, а недостаточные инвестиции в инфраструктуру привели к возникновению подобных проблем, зачастую усугубляемых городской нищетой и социальной изоляцией [11, с. 38]. Сокращение объема ресурсов, выделяемых на субсидирование этих систем, привело к снижению качества услуг. В условиях непрерывного роста населения, продолжающейся урбанизации и появления мегаполисов возникает острая необходимость применения в секторе городского транспорта решений, способствующих устойчивому городскому развитию, и обеспечению оперативного реагирования на проблему глобального потепления [10, с. 273]. На схеме 1 отмечены побочные эффекты транспортной системы и планирования землепользования.

За последние три десятилетия выбросы загрязняющих веществ от выхлопных газов в атмосферу резко сократились, во многих городских районах сохраняются проблемы с качеством воздуха, отчасти обусловленные увеличением пробега автотранспортных средств. Последние научные исследования более четко увязывают загрязнение воздуха с проблемами общественного здравоохранения [7, с. 36]. В глобальном масштабе надвигающаяся угроза изменения климата привлекает внимание к экологическим последствиям в транспортном секторе.

 

Рисунок 1 Цикл транспортной системы и планирования землепользования

 

Развитие представляет собой прогресс. Общество ищет способы извлечь максимальную пользу из новых разработок и увеличить прибыль. Сложившаяся ситуация, в которой населению приходится преодолевать большие расстояния между домом и работой, мотивирует на поиск возможностей сближения рабочих мест, жилья и объектов обслуживания [5, с. 80]. Во многих странах, в которых научный прогресс улучшил не только качество жизни населения, но также экономическую составляющую и окружающую среду, «умный рост» стал ключом к достижению подобного успеха.

Стратегия «умного роста» предполагает создание новой инфраструктуры и улучшение уже имеющейся, с целью сделать её более удобной и безопасной [3, с. 59]. Стратегия «умного роста» направлено на стимулирование социальной, гражданской и физической активности. Процесс экономического развития сопровождается негативным влиянием на окружающую среду. Стратегия же «умного роста» наоборот призвана защищать среду обитания и улучшать её состояние наряду с экономическим прогрессом. Данная стратегия способна создать больше возможностей для местных жителей, рабочих, туристов, детей, семей, одиноких, пожилых людей, и предоставить им больший выбор в том, где жить и как взаимодействовать с окружающим миром и обществом. Стратегия «умного роста» сохраняет лучшее из прошлого, создавая новое будущее для грядущих поколений. Это и является основой устойчивого развития.

Устойчивый и разумный транспорт можно рассматривать как выражение устойчивого развития данного сектора. Устойчивый транспорт решает местные, региональные, национальные и глобальные проблемы и поэтому требует значительной координации. Важно применять «устойчивый транспорт» на целостной и комплексной основе в различных секторах экономики для обеспечения эффективного решения таких ключевых проблем, как истощение ресурсов, глобальное изменение климата, нарушение экосистем и токсичное загрязнение.

Для создания разумной транспортной системы необходимо использование нового подхода к планированию и проектированию дорог. Инвестиции в транспортный сектор способны удовлетворить конкретные потребности каждого проекта [4, с. 58]. Для создания разумной транспортной системы важно решение финансовых затрат, проблем землепользования и  транспортных коммуникационных сетей, охраны окружающей среды, и в целом проблем урбанизации общества (схема 2).

Лучшее транспортное решение возникает в процессе, в котором многопрофильная команда, учитывая широкий спектр решений, тесно сотрудничает с обществом.

 

Рисунок 2  Составляющие интеллектуальной транспортной системы

 

Чтобы работать в направлении устойчивых и интеллектуальных городских транспортных систем, можно выделить пять ключевых тематических областей:

1. Объединение вопросов транспортного регулирования с городским планированием с целью сокращения моторизованных поездок.

2. Создание немоторизованной транспортной инфраструктуры.

3. Модернизация системы общественного транспорта.

4. Управление процессом движения транспортных средств.

5. Развитие транспортных средств и топливные технологии.

Устойчивое развитие направлено на создание городской среды, обеспечивающей максимальное экономическое развитие и социальную справедливость при одновременном сведении к минимуму негативных внешних воздействий на природную среду [8, с. 55]. С точки зрения землепользования и транспорта это означает снижение зависимости от автомобилей за счет альтернативных вариантов передвижения, ориентированных на экологические способы горизонтальных перемещений, велосипедный и общественный транспорт.

 

Список литературы:
1. Абрамян C.Г., Ишмаметов Р.Х. Энергоэффективные и ресурсосберегающие технологии в строительстве : монография / Волгогр. гос. техн. ун-т. - Волгоград: Изд-во ВолгГТУ, 2018. - 233 с.
2. Безопасность транспорта и сложных технических систем глазами молодежи : Всероссийская молодежная научно-практическая конференция. – Иркутск, 2018. – 368 с.
3. Благинин В.А., Мухатинова Р.Н., Сулимин В.В. Практика транспортно-ориентированного девелопмента  // Наука и бизнес: пути развития. – 2016. – № 12 (66). – С. 58-60.
4. Гузенко А.В. Интеграция современных систем управления финансовыми потоками в интеллектуальные транспортные системы городов // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). – 2014. – № 2 (46). – С. 56-62.
5. Енин А.Е., Витковская А.С. Концепция "умный город" как подход к городскому развитию // Архитектурные исследования. – 2018. – № 2 (14). – С. 78-86.
6. Зырянов В.В. Подготовка специалистов по интеллектуальным транспортным системам // Безопасность, дорога, дети: практика, опыт, перспективы и технологии материалы форума, г. Ростов-на-Дону. – 2015. –  С. 192-196.
7. Курушина Е.В.  «Умный» рост: институциональные и ментальные трансформации // Экономика и управление. – 2014. – № 5 (103). – С. 32-38.
8. Матназаров Д.Д. Создание систем технической помощи в интеллектуальной транспортной системе // Организация дорожного движения и безопасность на дорогах европейских городов : материалы Международной молодежной научно-практической конференции. Чешский технический университет в Праге, ФГБОУ ВПО «Госуниверситет - УНПК». – 2014. – С. 53-59.
9. Нордин В.В., Харитошкин Н.В. Ранжирование мероприятий городской транспортной политики // Бюллетень транспортной информации.  – 2018. – № 8 (278). – С. 3-8.
10. Полохов А.Н. Архитектура наземной навигационной системы как вспомогательный элемент управления крупномасштабными транспортными системами (КТС) // Управление развитием крупномасштабных систем (MLSD'2009) : Материалы третьей международной конференции (секции 4-6). Институт проблем управления им. В.А.Трапезникова РАН. Москва, 2009. – С. 272-274.
11. Пономарев А.Д. Даляев Н.Ю. Развитие интеллектуальных транспортных систем на основе биокибернетических систем управления транспортными средствами // Перспективы развития науки в современном мире : Сборник статей по материалам VII международной научно-практической конференции. – Уфа, 2018. – С. 37-43.