Статья:

Совершенствование системы осмотров локомотивов помощником машиниста во время стоянки и в пути следования для минимизации и исключения пожаров

Конференция: V Студенческая международная научно-практическая конференция «Технические и математические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Технические науки

Выходные данные
Безбородов С.О. Совершенствование системы осмотров локомотивов помощником машиниста во время стоянки и в пути следования для минимизации и исключения пожаров // Технические и математические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. V междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(5). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_tech/5(5).pdf (дата обращения: 18.09.2019)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Совершенствование системы осмотров локомотивов помощником машиниста во время стоянки и в пути следования для минимизации и исключения пожаров

Безбородов Станислав Олегович
студент Ростовского государственного университета путей сообщения – РГУПС, РФ, г. Ростов-на-Дону
Ковалев Геннадий Викторович
научный руководитель, преподаватель Ростовского государственного университета путей сообщения – РГУПС, РФ, г. Ростов-на-Дону

 

Аннотация. В настоящее время система осмотров тягового подвижного состава локомотивной бригадой имеет ряд недостатков, которые влияют на противопожарную безопасность и безопасность движения поездов в целом. Основной задачей данной статьи является обоснование необходимости совершенствования системы осмотров локомотивов помощником машиниста на стоянках и в пути следования для минимизации и исключения пожаров.

Abstract. At present, the system of examining the traction rolling stock by the locomotive crew has a number of shortcomings that affect the fire safety and traffic safety of the trains as a whole. The main objective of this article is to justify the need to improve the locomotive inspection system by the assistant driver at the parking lots and on the route to minimize and eliminate fires.

 

Ключевые слова: системы безопасности движения поездов, противопожарная безопасность, Российские железные дороги, совершенствование системы осмотра локомотивов.

Keywords: train traffic safety systems, fire safety, Russian Railways, improving the locomotive inspection system.

 

Железнодорожный комплекс остается развивающейся структурой. Растет количество грузовых и пассажирских перевозок, однако в виду сложившейся экономической ситуации возникают некоторые трудности в развитии компании.

В нашей стране иногда появляются сложности в преодолении расстояния между населенными  пунктами. В ближайшей перспективе –  увеличение скорости движения, удлинение плеч обслуживания. В программе развития холдинга до 2030 года - дальнейшее увеличение скорости движения поездов, как одно из ключевых и важнейших моментов. Но на ряду с этим необходимо обеспечить развитие инфраструктуры холдинга.  Быстрота перемещения увеличит спрос, как на пассажирские, так и на грузовые перевозки. Появится больший интерес к компании.

Первостепенным остается вопрос обеспечения безопасности движения поездов. Повышение нагрузки на технические средства железных дорог, в том числе и на локомотивный парк ведет к росту рисков выхода из строя оборудования. Особое внимание стоит уделить противопожарным мероприятиям в локомотивном комплексе. Локомотивный парк в нашей стране весьма многочислен и разнообразен. Основу локомотивного парка Северо-Кавказской железной дороги составляют электровозы: ВЛ80в/и; ЭП1; ЭП1М и 2ЭС4К, и также тепловозы: ЧМЭ3, 2ТЭ10, 2ТЭ116, 2ТЭ25, ТЭМ7 и т.д.

Предупреждению и исключению причин возгораний на локомотивах уделяется особое внимание.

Проведенный  анализ случаев за последние годы показал, что большой процент возгораний приходятся на тепловозы. При этом, пожары  чаще случаются после выхода локомотива с текущего ремонта2-го и 3-го объёмов.

Как следствие того, что при выпуске локомотивов из ремонта автоматические системы пожаротушения бывают разоборудованы, не укомплектованы или  по техническим причинам отключены. Также наблюдаются сбои в алгоритме работы системы пожарной сигнализации. Это приводит к тому, что локомотивные бригады принимают локомотив с выключенной системой пожарной сигнализации,  и вынуждены следовать без нее. Еще одной из причин можно считать некачественное техническое обслуживание и ремонт систем пожаротушения, по причине низкой квалификации обслуживающего персонала, а также нехватки запасных частей и комплектующих.

При приемке локомотива из депо и при смене на путях, локомотивные бригады, в виду нехватки времени, производят осмотр пожароопасных мест и средств пожаротушения поверхностно, хотя согласно инструкции, при ТО-1, помощник машиниста обязан обратить особое внимание на противопожарный инвентарь, огнетушители и даты поверок, наличие песка для тушения и другого инвентаря для борьбы с возгоранием. Также локомотивной бригаде необходимо ознакомиться с записями в журнале технического состояния формы ТУ – 152, обращать внимание на надежность соединения проводов и состояние изоляции, утечке горюче-смазочных материалов.

Согласно статистике возгорания чаще происходят в силовых электрических цепях локомотивов.

К пожарам приводят неисправности следующих узлов: 

1.Силовые электрические цепи – искрения и короткие замыкания в местах подвода проводов, особенно к электродвигателю, электропневматическим вентилям, распределительным коробкам;

2.Системы горюче-смазочных материалов – при неплотностях соединений или обрывах труб подвода масла, топливных трубопроводов высокого давления;

3.Высоковольтные камеры – отсутствие или неправильная установка дугогасительных камер, неисправность резисторов, неудовлетворительное соединение  проводов с аппаратами, приборами и другими узлами;

4.Тяговый трансформатор – излом крепления высоковольтных шин, межвитковое замыкание обмотки трансформатора;

5.Аккумуляторная батарея – выброс электролита, замыкание на корпус, искрение.

Именно этим агрегатам стоит уделять особое внимание.

Проанализировав данную ситуацию в локомотивном комплексе можно вывести следующие пути решения проблемы:

1.Улучшения качества проведения ремонта;

2.Повышение уровня квалификации ремонтного персонала;

3.Необходимость усовершенствования системы осмотров локомотивов.

Любой из этих аспектов заслуживает внимания и изучения, но в данной статье хотелось бы обратить особое внимание на тему «Совершенствование системы осмотров локомотивов помощником машиниста во время стоянки и в пути следования для минимизации и исключения пожаров».

Данная тема остается актуальной, поскольку большинство случаев возгораний можно предотвратить своевременным осмотром и выявлением технической неисправности или совокупности факторов, которые могут привести к пожару.

Действия помощника машиниста при приемке и осмотре пожароопасных мест четко не регламентированы инструкцией по обеспечению пожарной безопасности на локомотивах и моторвагонном подвижном составе от 04.10.2001 №-1672у, и распоряжением об утверждении «Порядка действий локомотивной бригады по обеспечению пожарной безопасности на тяговом подвижном составе и ликвидации пожаров в процессе его эксплуатации» ЦТ-205/р, поэтому необходимо дополнить существующие инструкции. В ходе проведения осмотра необходимо пользоваться следующей схемой:

1.     Осмотреть кабину управления;

2.     Состояние распределительного щита и аккумуляторной батареи;

3.     Наличие искрения, задымления, запаха изоляции в высоковольтной камере;

4.     Наличие средств пожаротушения, даты их поверок и их крепление;

5.     Наличие памяток пожаротушения.

Для более качественного выполнения своих должностных обязанностей в части выполнения ТО-1 локомотивной бригадой считаем целесообразным произвести модернизацию на локомотивах системы освещения путем замены ламп накаливания диодными лампами, которые потребляют меньшее количество электроэнергии, выделяют большее количество света, в то же время являются более безопасными.

Необходимо усилить контроль и ответственность за выпуск локомотивов с утечками горюче-смазочных материалов. На основе анализа причин случаев перегрева контактных соединений, задымления, возгораний необходимо особое внимание обратить на наиболее часто встречающиеся причины в пределах установленного времени на приемку локомотива, техническое обслуживание.  Помощник машиниста, при возможности, обязан осматривать узлы и агрегаты локомотива, а при приемке обращать особое внимание на подтеки выплавляющегося олова с шин, запах изоляции, следы подгара, места возможного перетирания и соприкосновения проводов с металлическим корпусом.

В подвижном составе необходимо на станциях формирования поездов проверить исправность отопительных устройств, осветительных приборов и электропроводки, а в пути следить за соблюдением пассажирами Правил пожарной безопасности, особенно в отношении провоза опасных грузов, запрещённых к перевозке в пассажирских вагонах.

На локомотивах, дизель- и электропоездах необходимо следить за исправным состоянием электрических сетей и электрооборудования, а также вспомогательных устройств и оборудования. Особую осторожность надо проявлять в аккумуляторных помещениях тепловозов и электровозов, не допуская там применения открытого огня.

Перед отправлением в рейс, локомотивная и поездная бригада обязана тщательно проверить наличие и исправность противопожарного оборудования, и других средств защиты, установленных противопожарными нормами.

В пути следования помощник машиниста обязан проверять работу и состояние узлов и агрегатов покинув кабину управления. Однако существует сложность осмотра непроходной секции трехсекционного локомотива. В таком случае помощник машиниста должен осуществлять контроль за отсутствием пожара и возгорания в машинном отделении во время стоянки.

 

Список литературы:
1. Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации. Утверждены Приказом Минтранса России от 21 декабря 2010 г. № 286.
2. Инструкция по обеспечению пожарной безопасности на локомотивах и моторвагонном подвижном составе. В редакции указания МПС России от 04.10.2001 №-1672у
3. Распоряжение об утверждении «Порядка действий локомотивной бригады по обеспечению пожарной безопасности на тяговом подвижном составе и ликвидации пожаров в процессе его эксплуатации» №ЦТ-205/р.