Влияние спорта на психологическое здоровье
Конференция: LI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Медицина и фармацевтика
LI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Влияние спорта на психологическое здоровье
Тревожность называют одним из самых распространенных аффективных расстройств во многих странах[1]. Авторы международного обзора исследований тревожности, опубликованного в 2006 г. в The Canadian Journal of Psychiatry[2], выявили, что от тревожного расстройства страдает каждый шестой человек в мире и эта болезнь длится не менее года. Зачастую тревож-ное состояние сопровождается депрессией. При депрессии человек испытывает состояние подавленности или безнадежности, нарушение аппетита или сна, пониженный уровень энергии и трудности с концентрацией. Большинство людей, страдающих депрессией, излечиваются с помощью антидепрессантов, определенных видов психотерапии или комбинированного медикаментозно-терапевтического метода лечения.[3]
Специфика данной работы заключается в альтернативном подходе к лечению тревожности и депрессии у студентов медицинского университета.
Ведь вопрос о психологическом здоровье достаточно остро встает в жизни современного человека, живущего среди постоянного стресса и стремительно меняющейся обстановки. Относительно студентов медицинского университета можно выделить совокупность, активирующих тревожное состояние, факторов: большая умственная нагрузка, избыток информации, усталость и т.д. Подавляющее число студентов не акцентируют внимание на сложившуюся ситуацию, что в конечном итоге приводит к усугублению клинической картины тревожных расстройств.
Главным преимуществом занятий спортом как альтернатива медикаментоз-ному лечению является отсутствие побочных явлений, присущих анксиолитикам и антидепрессантам. Так при психофармакотерапии отмечаются следующие побочные эффекты: гиперседация, миорелаксация, «поведенческая токсичность» (встречается у 15,4% принимающих анксиолитики и проявляется в основном нарушениями внимания и координации движений), «парадоксальные» реакции (чаще в виде усиления агрессивности и ажитации).[4]
Учитывая выше сказанное, систематические занятия спортом может выступать ключевым фактором в лечении тревожных расстройств, не осложненных клиническими симптомами.
Цель работы – выявить зависимость между занятиями спортом и уровнем тревожности и депрессии.
Задачи исследования:
- С помощью Госпитальной шкалы тревоги и депрессии HADS (The hospital Anxiety and Depression Scale Zigmond A.S., Snaith R.P.) провести диагностику эмоционального состояния студентов фармацевтического факультета АГМУ.
- На основании полученных данных, для группы студентов с субклиническими выраженными тревожно - депрессивными состояниями ввести дополнительные занятия спортом в свободное от учебы время (плавание, спортивная ходьба, бег и т.д. на выбор)
- Провести повторную диагностику по шкале HADS.
- Сравнить полученные данные.
Материалы и методы
В работе используются эмпирические методы исследования, такие как описание данных и сравнение, и анкетирование как частный способ опросного анализа. А также экспериментальный метод, нацеленный на корректировку показателей по шкале HADS. Данные методы в совокупности представляют систематическое посещение дополнительных занятий по физической культуре или повышение общей физической активности(длительные прогулки и т.д.) в течение 2 месяцев.
Результаты и обсуждения
По шкале HADS средний уровень тревоги и депрессии у студентов фармацевтического факультета изначально составлял 8,5, что соответствует наличию субклинически выраженных симптомов.
Студенты с показателем равным или выше среднего были отобраны в специальную контрольную группу, для которой была предусмотрена более тщательная проработка физической активности на предстоящие два месяца.
Главная задача контрольной группы, насчитывающей 10 человек, состояла в комбинации физической активности средней и высокой интенсивности исходя из уровня собственной физической подготовки.
По результатам анонимного анкетирования 8 из 10 человек для физической активности средней интенсивности предпочли длительные пешие прогулки, а для высокой интенсивности бег и плавание, оставшиеся 2 человека выбрали занятие в спортивном зале с варьированием интенсивности занятий.
Среднее количество времени, выделенного каждым обучающимся для физической активности, представлено в табл.1.
Таблица 1.
Среднее количество времени, выделенного каждым обучающимся для физической активности
Студент |
Среднее количество времени за неделю (в мин), выделенное на физическую активность высокой интенсивности |
Среднее количество времени за неделю (в мин), выделенное на физическую активность высокой интенсивности |
1 |
60 |
30 |
2 |
65 |
20 |
3 |
70 |
35 |
4 |
70 |
30 |
5 |
85 |
15 |
6 |
90 |
20 |
7 |
70 |
25 |
8 |
80 |
20 |
9 |
70 |
65 |
10 |
65 |
60 |
Среднее количество |
72,5 |
32 |
Для остальных студентов фармацевтического факультета на выбор были предложены следующие меры для повышения физической активности: длительные прогулки (не менее одного часа в день), бег или скандинавская ходьба в зависимости от состояния здоровья (не менее 75 минут в неделю[5]), самостоятельные занятие спортом в домашних условиях, дополнительные занятия в спортивных секциях.
По результатам анонимного анкетирования большинство студентов фармацевтического факультета (74%) сделало выбор в пользу длительных прогулок.
По истечению 2 месяцев средний уровень тревоги и депрессии составил 7 баллов, что говорит о тенденции к снижению выраженных симптомов тревожно - депрессивного состояния и корректировки эмоциональной картины в сторону нормы.
Такую динамику можно объяснить неким антистрессовым механизмом, связанным с физическими упражнениями. Так в статье, опубликованной в Neuropharmacology, Филип Холмс (Philip Holmes) и его коллеги из Университета Джорджии описывают действие нейропептида галанина, который защищает синапсы и нейроны от разрушительного влияния стресса.
Известно, что стресс и депрессия вызывают атрофию нейронов и синапсов: связи между нервными клетками слабеют и рвутся, а новые не образуются. Иными словами, уменьшается синаптическая пластичность мозга. Нервная клетка становится «неконтактной», общее разнообразие нервных цепочек уменьшается, и это в свою очередь, сказывается на когнитивных способностях. А уровень галанина, в свою очередь, повышается при физических нагрузках.[6]
Таким образом, всего лишь 122,5 минуты спортивных занятий комбинированной интенсивности могут помочь обучающемуся справиться с субклинически выраженной депрессией и тревогой, внося изменения не только в распорядок дня, но и в биохимическое состояния организма.
Выводы
Повышение физической активности студентов приводит к снижению тревожности и депрессивного состояния, что может стать дальнейшим источником для корректировки свободного времени обучающихся.