Статья:

Проблема усыновления российских детей гражданами Испании

Конференция: LXV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Гапотченко М.С. Проблема усыновления российских детей гражданами Испании // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 35(65). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/35(65).pdf (дата обращения: 04.06.2020)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Проблема усыновления российских детей гражданами Испании

Гапотченко Мария Сергеевна
студент, Саратовская государственная юридическая академия, РФ, г. Саратов
Иванова Татьяна Александровна
научный руководитель, канд. юрид. наук, доцент, Саратовская государственная юридическая академия, РФ, г. Саратов

 

На данный момент в Российской Федерации более 40 тысяч детей являются воспитанниками детских домой. Статистика свидетельствует о том, что ежегодно процент сирот уменьшается, чему, в первую очередь, способствует институт усыновления. Согласно семейному законодательству РФ, усыновление или удочерение – приоритетная форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, которая допускается в отношении несовершеннолетних и только в их интересах. К тому же, оно позволяет с максимальной эффективностью обеспечить не только интересы детей, но и интересы взрослых людей, которые по тем или иным причинам лишены возможности иметь свое потомство. [6]

Одним из важнейших  международных  актов,  регулирующих  данный вопрос, является Конвенция  о  правах  ребенка  1989  года,  закрепляющая в статье 20 право на усыновление ребенка, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который не может оставаться в таком окружении. [1] Немаловажной особенностью является факт допущения усыновления детей не только в своем государстве, но и за его пределами. Международное усыновление – достаточно распространенное явление, однако с каждым годом процент усыновленных иностранцами детей уменьшается в связи с так называемой «протекционистской политикой» России, в соответствии с которой усыновление иностранными гражданами допускается только в случаях, если не представляется возможным передать этих детей на воспитание в семьи граждан РФ, постоянно проживающих на территории РФ, либо на усыновление родственникам. Указанное правило закреплено в ч. 4 ст. 124 СК РФ. [3] Существует несколько мнений относительно данного положения: кто-то поддерживает это, говоря о необходимости воспитания российских детей непосредственно российскими гражданами в единой культуре, другие же говорят о заранее установленной на законодательном уровне дискриминации иностранных граждан, из-за которой многие отечественные сироты лишаются шанса на «лучшую жизнь», объясняя это тем, что иностранцы, как правило, чаще россиян усыновляют детей-инвалидов в целях обеспечения им должного лечения и ухода. Снижение развития международного усыновления также связывают с социально-экономической ситуацией в мире, негативной общественной установкой на усыновление российских сирот иностранцами и несовершенством нормативно-правовой базы.

Одним из государств, граждане которого часто обращаются по вопросам усыновления в Россию, является Испания, занимающая по статистике 2 место после Италии. Несмотря на большое количество сирот, воспитывающихся в испанских детских домах, испанские граждане все же рассматривают возможность усыновления ребенка из другого государства. Это связано с тем, что процедура усыновления в Испании значительно сложнее, чем в РФ, и довольно часто процесс может затянуться на долгие годы. Практика свидетельствует о том, что в среднем срок процедуры составляет 6-7 лет, в то время как в России срок составит 2,5-3 года в среднем. Вдобавок к этому, существует высокий риск того, что впоследствии ребенка захотят вернуть к родителям, лишенным родительских прав, если те встанут на путь исправления, что позволит им вновь растить детей, поскольку такие ситуации допускаются испанским законодательством. Тем временем шанс, что подобное произойдет с российскими сиротами, в десятки раз ниже, поэтому перспектива создания крепкой семьи с усыновленным ребенком гораздо выше.

Особенность правового регулирования данного вопроса состоит в том, что Королевство Испания – одна из немногих стран, с которой Российской Федерацией заключен двусторонний договор о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей, подписанный в Мадриде в июле 2014 года и ратифицированный нашим государством в марте 2015 года. [2] Переговоры были сложными и откладывались с 2009 года, однако ускорились в связи с застойным состоянием процесса, когда более 600 испанских семей пострадали из-за невозможности усыновления уже выбранных ими детей. Принятый договор существенным образом урегулировал возникающие ранее вопросы, устранил имеющиеся пробелы и определил вектор развития дальнейшего сотрудничества в данной сфере. В нем закреплены основные принципы, полномочия компетентных органов, список необходимых документов, порядок осуществления контроля и обмена информацией, а также порядок определения применимого законодательства в спорных ситуациях.

Согласно 9 статье Договора, условия, при которых ребенок может быть усыновлен, определяются законодательством государства его происхождения. Соответственно, если усыновитель является гражданином Испании, ему необходимо соблюдать требования нашего семейного законодательства. В пункте 13 статьи 127 СК РФ говорится о том, что не вправе быть усыновителями лица, состоящие в союзе, заключенном между лицами одного пола, признанном браком и зарегистрированном в соответствии с законодательством государства, в котором такой брак разрешен, а также лица, являющиеся гражданами указанного государства и не состоящие в браке. [3] Необходимо отдать должное испанской стороне – при заключении Договора Испания пошла на определенные уступки, отдав верховенство российскому законодательству. По этой причине многие за рубежом считают это соглашение дискриминационным и вынужденным. К примеру, Сиси Касерес, координатор по вопросам семьи Государственной Федерации лесбиянок, геев, бисексуалов и трансгендеров, заявила, что Москва поставила испанское Правительство на распутье: либо подписывать Договор на предложенных условиях, либо отказаться от его подписания, что повлекло бы за собой полный запрет на усыновление, – об этом сообщает авторитетное издательство El Pais.

Все помнят трагический случай, произошедший в Америке с российским ребенком, в результате которого в 2012 году был принят Федеральный закон № 272, известный как «закон Димы Яковлева». [4] Несмотря на то, что в Испании подобных ситуаций не случалось, после произошедшего в США во многом усложнилась, а позднее даже была «заморожена», процедура усыновления иностранцами сирот из России, были введены дополнительные ограничения, возрос в несколько раз процент отказов в удовлетворении заявлений. Поэтому при разработке двустороннего соглашения особое внимание уделялось регулированию вопросов, связанных с обменом информацией и последующим контролем за усыновленными детьми, чтобы избежать подобных трагедий. Камнем преткновения был тот факт, что Испания является страной, легализовавшей однополые браки, в то время как Россия не признает и не поддерживает подобные отношения. Поэтому главной задачей стало обеспечение того, чтобы российский ребенок не попал в такую семью, из-за чего также было запрещено усыновление лицом, не состоящим в браке, в целях недопущения в дальнейшем заключения брака между представителями одного пола.

Испанские граждане, желающие взять в семью ребенка из России, должны предоставить обширный перечень документов. С учетом широкого распространения однополых браков в этой стране российская сторона тщательно проверяет всю подноготную потенциальных усыновителей. Договор 2014 года предусматривает возможность направления соответствующих запросов в компетентные органы государства для получения необходимых сведений о законности заключенного брака, о взаимоотношениях между супругами для подтверждения их гетеросексуальных отношений – об этом уточняется пресс-центром органа в области опеки и попечительства в Испании. Однако международное сотрудничество в этой области не находится на должном уровне, в связи с чем не представляется возможным соблюдение всех договоренностей между государствами. Как известно, усыновители обязаны в трехмесячный срок со дня въезда усыновленного ребенка в государство их места проживания поставить ребенка на консульский учет в консульском учреждении РФ, а в последующем предоставлять соответствующие отчеты об условиях жизни и воспитания ребенка в семье. Затруднительной в этом плане является процедура предоставления и передачи отчетов, так как не урегулированы до конца все сроки и сам процесс взаимодействия государств. И поскольку осуществлять соответствующие функции в области обмена информацией об усыновителях, контроля за усыновленными детьми довольно сложно, в Российской Федерации предпочитают отказывать в удовлетворении заявлений об усыновлении, опасаясь невозможности осуществления соответствующих обязательств. В этом кроется, пожалуй, основная проблема, возникающая у граждан Испании при усыновлении российских детей.

Подводя итог, стоит отметить, что международное усыновление – явление положительное, способствующее обеспечению права ребенка на семью и полноценное развитие. Поэтому если не удается пристроить сироту в российскую семью, то следует позволить усыновить его зарубежной семье. Несомненно, данный институт требует дальнейшего совершенствования, особенно в сфере ответственности и контроля. [5] Для этого необходимо, в первую очередь, наладить систему отношений между компетентными органами государств для содействия усыновлению и улучшить работу органов опеки и попечительства как на национальном, так и на международном уровнях.

 

Список литературы:
1. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.) (вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 г.). // Сборник международных договоров СССР, 1993. № XLVI.
2. Договор между Российской Федерацией и Королевством Испания о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей от 09 июля 2014 г. // СЗ РФ. 2015. № 15. Ст. 2202.
3. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ (в ред. от 18 марта 2019 г.) // СЗ РФ. 1996. № 1. Ст. 16.
4. Федеральный закон от 28 декабря 2012 г. № 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» (в ред. от 27 декабря 2018 г.) // Российская газета. 2012. № 302.  
5. Беланова Г.О. О совершенствовании института международного усыновления. // Философия права. 2015. № 1 (68). С. 71-73.
6. Скребкова М. В. Сиротство как социальный риск современного общества. // Социальные риски и управление ими в современном обществе: материалы Всерос. науч.-практ. конф. Мурманск: Мурм. гос. гуманитар. ун-т. 2015. С. 42-46.