Статья:

Упущение в деятельности органов местного самоуправления в сфере лесных отношений

Конференция: CXXVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Шаповалов И.Н. Упущение в деятельности органов местного самоуправления в сфере лесных отношений // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CXXVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 18(128). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/18(128).pdf (дата обращения: 25.01.2022)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Упущение в деятельности органов местного самоуправления в сфере лесных отношений

Шаповалов Илья Николаевич
студент, Красноярский государственный аграрный университет, РФ, г. Красноярск

 

Охрана такого важного природного ресурса, как лес, – задача не только государства, общества, отдельных граждан, но и органов местного самоуправления, призванных «регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения».

Нормы российского законодательства предусматривают обширный объем полномочий муниципальных администраций в сфере лесных отношений. В соответствии со ст. 84 Лесного кодекса Российской Федерации в обязанности органов местного самоуправления в отношении лесных участков, принадлежащих муниципальному образованию, входят, в том числе: владение, пользование, распоряжение такими лесными участками; установление ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади такого лесного участка для целей его аренды; подсчитывать древесину, заготовленную гражданами для собственных нужд в лесах, расположенных на лесных участках, принадлежащих муниципальному образованию; представление информации в единую государственную автоматизированную информационную систему учета древесины и операций с ней, а также другие функции.

Несмотря на наличие зеленых насаждений на территории многих муниципальных образований в российских регионах, обладающих признаками лесных, вопрос о принятии данных земельных участков с произрастающими на них насаждениями в собственность до настоящего времени не решен. Соответственно, кадастровые работы в отношении земельных участков в границах таких муниципальных образований, на которых расположены леса, не проводились, межевание земель отсутствует, хотя на большинстве таких территорий все еще принимаются меры по поддержанию санитарного состояния этих территорий. плантации деревьев.

С другой стороны, отсутствие формализованного права муниципальной собственности на зеленые насаждения, произрастающие на территориях населенных пунктов, не позволяет должным образом организовать их охрану, защиту и воспроизводство, создает многочисленные проблемы в борьбе с незаконными рубками, а также в принятии мер. для возмещения ущерба окружающей среде от незаконных рубок (размер которых не может быть определен в денежном выражении).

До сих пор остро стоит проблема, связанная с самовольным изъятием лесных участков на землях лесного фонда, превышением полномочий муниципальных должностных лиц при их выделении, что, в свою очередь, вызвано незавершенным процессом инвентаризации и регистрации лесных земель, от высокого уровня коррупции в сфере землепользования данной категории.

Так, в Калининградской области по запросу прокуратуры в 2014 году было возвращено 10 лесных участков, отошедших из собственности РФ в результате незаконного отчуждения земельных участков из земель лесного фонда, занятых лесным массивом. плантации глав муниципалитетов. Например, прокурор Полесского района Калининградской области подал в суд апелляционную жалобу, оспаривая мировое соглашение о незаконном отчуждении лесного участка из земель лесного фонда (находящегося в федеральной собственности), требования прокурора были удовлетворены. удовлетворен судом в полном объеме.

В связи с опозданием органами местного самоуправления сроков оформления муниципальных лесов в муниципальную собственность и их регистрации в кадастровом реестре прокуратура принимает судебные меры, обязывающие органы местного самоуправления к осуществлению данных мероприятий, в том числе способствует достижению целей по предупреждению, ликвидации и тушению пожаров в лесах, расположенных в населенных пунктах. Используя методы судебного принуждения, прокуратура также обязывает муниципалитеты осуществлять управление лесным хозяйством в городских лесах и издавать лесные постановления в порядке, установленном законом.

В соответствии с п. 6 ст. 84 Лесного кодекса РФ, в полномочия органов местного самоуправления входит организация осуществления мер пожарной безопасности в лесах. Во многих регионах до настоящего времени нерешенной задачей считается недоступность отчетливого определения субъектов тушения лесных пожаров на землях городских лесов, точно также как и в целом в лесах, находящихся на территориях населенных пунктов, территориях сельскохозяйственного предназначения и территориях других категорий, не имеющих отношение к территориям лесного фонда.

Часто между структурами МЧС, муниципалитетами, собственниками земельных участков возникает спор об ответственности за осуществление данной деятельности, при этом особенно остро эта проблема стоит при исчезновении торфяных болот, особенно на сельскохозяйственных угодьях.

Органы прокуратуры применяют методы судебного принуждения к администрациям муниципальных образований с целью надлежащего выполнения возложенных на них законом обязательств по защите лесов от пожаров, восстановлению, защите лесов, в том числе путем обращения в суд с исками об обязанности устранить нарушения правил. пожарного режима. Так, прокурор Ровенского района Саратовской области обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации неопределенного круга лиц к администрации Кривоярского муниципального образования Ровенского муниципального района Саратовской области об обязании устранить нарушения пожарной безопасности, провести работы по оснащению территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем, разработать план привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и выполнении иных мероприятий в сфере обеспечения пожарной безопасности.

Анализ практики тушения пожаров данного типа в регионах страны свидетельствует об отсутствии единого подхода к организации этой деятельности. На многих участках основную работу по тушению пожаров выполняют сотрудники региональных лесничеств (поскольку зачастую неизмененные пожары других категорий уходят в лесные участки на участках лесного фонда, где они закреплены за этими подразделениями). В то же время существует договоренность (которая не всегда соблюдается, что влечет за собой неадекватные расходы федерального бюджета, из которых предусмотрены субсидии на деятельность региональных лесных властей) о компенсации затрат на вымирание в ущерб лесному хозяйству. бронировать. фонды, созданные на уровне регионов и муниципальных образований.

Анализ деятельности органов местного самоуправления в сельских учреждениях, муниципальных районах, центрах города, городских округах по реализации компетенций в области охраны окружающей среды и управления ресурсами указывает на необходимость постоянного мониторинга и контроля выполнения. этих функций муниципальными администрациями. В то же время особое внимание необходимо уделять тому, чтобы органы местного самоуправления могли осуществлять свои полномочия в сфере лесных отношений, учитывая ценность этого природного ресурса и высокий уровень ежегодно выявляемых нарушений лесного законодательства.

 

Список литературы:
1. Ильясов Р.В. Некоторые проблемы применения уголовной ответственности за экологические правонарушения // Деятельность правоохранительных органов и государственной противопожарной службы в современных условиях: проблемы и перспективы раз- вития: тезисы докладов Международной научно-практической конференции. Иркутск: Изд-во Вост.-Сиб. ин-та МВД России, 2003. С. 44-45.
2. Исламова Э.Р. Проблемы реализации полномочий прокурора при осуществлении «общего» надзора // Крымский научный вестник. 2016. № 1. С. 227-234.
3. Кичигин Н.В. Коррупционные риски в землепользовании // Экологическое право. 2015. № 5. С. 13-20.
4. Козодубов А.А., Яковлев А.В. Становление муниципального лесного контроля в Российской Федерации // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2012. № 1. С. 2-8.
5. Лесной кодекс Российской Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 08.11.2006: одобрен Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 24.11.2006: ввод. федер. законом Рос. Федерации от 04.12.2006 № 200-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. № 50. Ст. 5278.
6. О работе в 2014 году органов прокуратуры Калининградской области по надзору за исполнением законодательства в сфере лесопользования [Электронный ресурс]. URL: http://www.prokuratura39.ru/ statistical-data/item/4794-o-rabote-v-2014-godu-organov-prokuraturyi-oblasti-po-nadzoru-za-ispolneniem-zakonodatelstva-v-sfere-lesopolzovaniya.html (Дата обращения 10.03.2021).
7. О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения: федер. закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 12.03.1999: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 17.03.1999 // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 14. Ст. 1650.
8. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федер. закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 30.12.2015): принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 16.09.2003: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 24.09.2003 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 40. Ст. 3822.
9. Плаксин С.М. и др. Контрольно-надзорная деятельность в Российской Федерации: Аналитический доклад – 2012. М.: МАКС Пресс, 2013. 148 с.