Статья:

Почему образование в России нуждается в цифровизации?

Конференция: LXX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Технические науки

Выходные данные
Зленко Н.С. Почему образование в России нуждается в цифровизации? // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(70). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/1(70).pdf (дата обращения: 22.09.2021)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Почему образование в России нуждается в цифровизации?

Зленко Наталья Сергеевна
студент, Армавирский государственный педагогический университет, РФ, г. Армавир
Гурова Евгения Александровна
научный руководитель, старший преподаватель, Армавирский государственный педагогический университет, РФ, г. Армавир

 

Аннотация. В статье рассмотрены направленности цифровизации образования в согласовании с притязаниями передового социума. Проанализированы главные направленности становления цифровых образовательных технологий. Обусловлена надобность внедрения цифровых образовательных технологий в РФ. Уделены главные тренды в развитии образовательных технологий, обеспечивающих составление важных на современном рубеже становления общества компетенций индивидуума.

Abstract: the article considers the directions of digitalization of education in accordance with the claims of advanced society. The main directions of formation of digital educational technologies are analyzed. Due to the need for the introduction of digital educational technologies in the Russian Federation. The main trends in the development of educational technologies that ensure the compilation of important at the modern turn of the formation of society competencies of the individual are considered.

 

Ключевые слова: цифровизация системы образования, он-лайн обучение.

Keywords: digitalization of the education system, on-line training.

 

Система российского образования должна стать неким драйвером модификации обычного общества в его цифровой вариант. Цифровизация системы образования является фундаментом перехода на новый этап и её целью является подготовка сотрудников, в абсолютной степени важных на современном рынке труда. Они обязаны завладеть новейшими технологиями, а ещё продолжать перманентное изучение благодаря дистанционного онлайн- обучения.

Наш мир непрерывно трансформируется, ежегодно появляются актуальные инновации. Это дает возможность неустанного развития, повышения навыков и компетенций, освоения новых сфер деятельности.

Не считая такого, однотипные операции все более автоматизируются, предоставляя индивидуму вероятность созидать, в связи с чем, тем более необходимым делаетсядееспособность критически осознать доступную информацию в нюансе ее достоверности и пригодности в предоставленной определенной истории  [1, с. 51]. Е.А. Кашина отмечает: «Изменились требования к умениям учащихся, поскольку необходимо не только читать, писать и считать, нужно уметь организовывать ресурсы данных, плодотворно сотрудничать, собирать, оценивать и использовать информацию» [5, с. 1].

Значит, возможно вести речь о притязании к наличию у индивидума информационной культуры как важного элемента совместного значения культуры и незаменимого обстоятельства общественного взаимодействия, а ее составление выступает одной из ведущих функций прогрессивной образовательной системы. Для решения данной задачи нужно адаптироваться к свежим условиям нашего времени. Еще недавно речь шла об информатизации образовательной системы, под которым понималась совокупность мер по трансформации образовательных процессов посредством включения в систему обучения и воспитания в школе информационных технологий [5, с. 136]. 

Российская педагогическая наука дает несколько определений информатизации образовательной системы: в широком смысле, как «совокупность социальнопедагогических преобразований, связанных с насыщением образовательных систем информационной продукцией, средствами и технологиями»; в узком, как «внедрение в учреждения системы образования информационных средств, основанных на микропроцессорной технике, а также информационной продукции и педагогических технологий, базирующихся на этих средствах» [4].

Основываясь на вышесказанном, можно сделать вывод и том, что собственно этап информатизации российской системы образования завершён, так как образовательные учреждения на всех уровнях оборудованы компьютерами и иной цифровой техникой, а работники образования регулярно повышают свою квалификацию в сфере использования информационных технологий в учебном процессе.   

Важными отраслями информационных технологий в системе образовании выступают: 1)  разработка программного обеспечения для автоматизации образования; 2) создание veb-сайтов в учебных целях; 3) разработка  методических и дидактических пособий в электронной форме; 4) сопровождение учебного процесса цифровыми моделями предметов и явлений;  5) автоматизация информационного поиска в учебном процессе [2, с. 50]. В 2016 году свой путь начал федеральный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», который был утверждён Правительством Российской Федерации в рамках реализации государственной программы «Развитие образования» на 2013–2020 годы. Данный проект предлагает: «модернизировать систему образования и профессиональной подготовки, привести образовательные программы в соответствие с нуждами цифровой экономики, широко внедрить цифровые инструменты учебной деятельности и целостно включить их в информационную среду, обеспечить возможность обучения граждан по индивидуальному учебному плану в течение всей жизни - в любое время и в любом месте» [5, с. 121]. Система же призвана воплотить цифровую модификацию социума, направленную на увеличение производительности и автоматизацию трудовой деятельности и удовлетворение насущных потребностей нынешнего поколения при поддержке внедрения в образовательный процесс всего социума, создания индивидуальных «дорожных карт» обучения, обратной связи с обучающимися и использования виртуальной и дополненной реальностей [7, с. 248]. 

Цифровые инструменты, которые применяются на данном этапе в бытовой обстановке, могут помочь решать проблемы классического образовательного процесса, таких как скорость обучения, выбор преподавателя, а также видов обучения. Мировое общество достигло нового уровня развития образовательных технологий: 

1) первым этапом можно выделить изобретение парового двигателя;  2) вторым этапом стала всеобщая электрификация;  3) следующий этап всеобщей информатизации;  4) заключительный этап цифровизации, признаки которой: владение большими данными (Big Data) и технологиями их обработки.  Цифровизация способствует росту эффективности производства, одновременно помогая выполнить особенный подход в различных сферах человеческой деятельности. Например, 3D принтеры могут создать сложную деталь или даже девайс в единственном экземпляре. В нынешнем образовательном процессе цифровизация служит для того, чтобы провести перманентность обучения, что означает концепцию life-long-learning, подразумевающую  обучение на протяжении всей жизни, а также, его особенность на основе механизма информационного обучения. Международно признанная дефиниция указанных положений пока отсутствует, но в него входят:  1) внедрение в образовательный процесс Big Data об уровне понимания каждым учеником определенного предмета и корректировки учебного процесса на основании результатов их обработки;  2) внедрение в учебный процесс цифровой и дополненной реальностей, а также различных технологий. Одной из главных задач системы современного образования является увеличение уровня цифровой грамотности преподавательского состава, которое нацеленно не только на создание электронных курсов, но и на внедрение цифровых технологий в повседневный учебный процесс, так как цифровизация означает трансформацию мировоззрения и подходов к взаимодействию с учениками. А. Соболев характеризует учителя как помощника во взаимодействии с цифровым миром [6].  Компьютерная грамотность - это умение изменять и предлагать образовательный контент с помощью новых технологий и механизмов, в них входят: программирование, поиск и применение цифровой информации.

Д. Белшоу говорит о том, что цифровизация образования есть ни что иное как: изучение культурных элементов интернет-среды, способность общаться в сетевых сообществах, генерировать креативный контент и распространять его, а также самостоятельное развитие [3]. 

Определение  и значение цифровой грамотности обозначает: структурированность основных составляющих виртуальной реальности, кторая даёт уверенность в возможностях цифровых технологий. Управляя процессом цифровизации, можно основываться на принципах единообразия баз данных и эффективности образовательных процессов.

Итак, цели информатизации образования, которые были поставлены более двухсот лет назад не утратили своей актуальности, значит можно говорить не о разнице в концепций информатизации и цифровизации, а о линейной перестройки системы образования и социума в целом. Основой этой модификации служит технологический прогресс, который тонизирует смену эпох развития цивилизации, в результате чего информатизация перерастает в цифровизацию.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что цифровизация образовательного процесса означает использование учениками современных цифровых технологий, которые расширяют рамки научного познания.

 

Список литературы: 
1. Аксюхин А.А. Информационные технологии в образовании и науке / Аксюхин А.А., Вицен А.А., Мекшенева Ж.В. // Современные наукоемкие технологии, 2019. № 11. С. 50–53.
2. Вартанова Е.Л. Индустрия российских медиа: цифровое будущее: академическая монография / Е.Л. Вартанова, А.В. Вырковский, М.И. Максеенко, С.С. Смирнов. М.: МедиаМир, 2017. 160 с. 
3. Главный тренд российского образования – цифровизация. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ug.ru/article/1029/ (дата обращения: 20.11.2019). 
4. Информатизация образования. [Электронный ресурс] // Российская педагогическая энциклопедия. Режим доступа: https://pedagogicheskaya.academic.ru/1241/ (дата обращения: 22.11.2019). 
5. Кашина Е.А. Прогнозирование структуры интегрированного курса информатики: дис. канд. пед. наук / Е.А. Кашина. Екатеринбург, 2017. 187-190 с. 
6. Меняйся или уходи. Цифровое образование бросает вызов преподавателям вузов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.poisknews.ru/theme/edu/31969/ (дата обращения: 20.11.2019). 
7. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / под ред. П.И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 2018. 630-640 с. 
8. Приоритетный проект в области образования «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://neorusedu.ru/about/ (дата обращения: 21.11.2019).