Цифровые технологии в системе образования
Конференция: LXX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Технические науки
лауреатов
участников
лауреатов
участников
LXX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Цифровые технологии в системе образования
Аннотация. Статья посвящена актуальным проблемам внедрения цифровых технологий в систему образования. Рассмотрены различные трактовки понятия «цифровизация» и его признаки.
Abstract. The article is devoted to the actual problems of introduction of digital technologies in the education system. Various interpretations of the concept of "digitalization" and its features are considered.
Ключевые слова: цифровизация, цифровые технологии, образование, онлайн-курсы, информационно-образовательная среда.
Keywords: digitalization, digital technologies, education, online courses, information and educational environment.
Цифровизация – это повсеместное внедрение цифровых технологий в различные сферы жизни. Основные изменения в образовании связаны с цифровизацией образования. В результате этого процесса фундаментально меняется сама структура обучения и организация образовательной деятельности. Применение современных информационно-коммуникационных технологий является первоначальным условием для дальнейшего развития цифровой педагогики. На сегодняшний день большинство российских вузов использует двухкомпонентную информационно-образовательную среду, в которой сочетаются ресурсы как международных образовательных платформ, так и собственные разработки. Это способствует активному развитию собственного IT-потенциала. Необходимо внедрение современной цифровой базы образовательного процесса — информационно-образовательной среды (ИОС). Реализация такой среды является основой эффективного развития любого вуза. Высшие учебные заведения активно практикуют и внедряют новые форматы передачи знаний, в первую очередь, онлайн-курсы.
Изменения, связанные с цифровизацией образования, приведут к глубоким изменениям в обществе. Благодаря серьёзному преобразованию образовательного процесса, изменится роль педагога. Он больше не будет объяснять материал, а будет лишь помогать найти его расположение и понять.
Активно происходит внедрение цифровых технологий в образовательную сферу. Президент РФ В.В. Путин ещё в марте 2018 года выступил с ежегодным Посланием к Федеральному Собранию, в котором говорилось о том, что «…с помощью передовых телекоммуникаций мы откроем нашим гражданам все возможности цифрового мира. И это не только современные сервисы, онлайн-образование, телемедицина… Для нашей огромной по территории страны такое объединение талантов, компетенций, идей — это колоссальный прорывной ресурс» [6].
В современной литературе существует множество трактований понятия «цифровизация». Цифровизация прежде всего:
— это объективный процесс вытеснения всего аналогового из экономики, технологии, культуры;
— цифровая реальность своего рода «оцифровывает» и нас, накапливает наши «цифровые следы», опережая не только вычислительную технику, но и наше воображение;
— это 25 млрд устройств, подключенных к сети Интернет (по прогнозам на 2020 год), при этом превысив число пользователей [2].
Сегодня цифровизации образовательных учреждений уделяется много внимания. Существуют даже прогнозы о том, что онлайн-образование скоро вытеснит университеты и институты, так как вузы стали практиковать новые форматы передачи знаний. [4]. Исходя из планов Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, к 2025 году российские вузы должны создать до 4000 онлайн-курсов. Это означает, что большая часть образовательных программ должна перейти в онлайн-формат. В России такие платформы образования уже разработаны. Например, Национальная платформа открытого образования. Пока этот процесс находится на ранней стадии, на уровне пилотных проектов. Но уже сейчас необходимо задуматься о внедрении цифровых технологий и проблемах, возникающих при этом.
В плане развития профессионального образования в России наблюдается существенное отставание, так как его финансирование является недостаточным.
По статистике в Российской Федерации более 50 % студентов-заочников. Такая форма обучения финансируется гораздо меньше, чем очная. Отсюда следует и то, что качество образования заметно снизилось. Население неспособно эффективно использовать последние достижения в области высоких технологий и науки, участвовать в высокотехнологичном производстве.
В процессе цифровизации кардинально меняется структура обучения и сама организация образовательного процесса. Эти преобразования требуют, как выбора материала для курсов, так и их организации.
Следовательно, образовательная среда может быть реализована в соответствии с несколькими алгоритмами. Среди наиболее значимых можно выделить:
— использование бесплатных разработок специализированных Интернет-ресурсов;
— использование платных платформ реализации учебного контента;
— использование готовых платформенных решений, размещенных в облаке;
— создание гибридных ресурсов, на базе нескольких платформ [7].
Как ранее было сказано, российские вузы в большинстве своем используют двухкомпонентную информационно-образовательную среду. В ней совмещаются общедоступные ресурсы международных образовательных платформ с контентом собственных разработок. При этом наиболее часто используемыми платформами являются: Coursera, edX, FutureLearn.
Много крупных IT-компаний занимаются разработкой собственных платформ, имеющих как прямое, так и косвенное отношение к образованию. Ярким примером такой платформы является «Яндекс». Эта компания каждый год запускает глобальный проект, связанный с цифровизацией образования.
Информационно-образовательная среда цифрового образования включает в себя:
1) технические ресурсы: компьютеры, планшеты, мобильные устройства, сети, видеосистемы, интерактивные экраны;
2) образовательные ресурсы: программное обеспечение, электронно-образовательные ресурсы, информационно-образовательные порталы, системы дистанционного обучения, электронные библиотеки, облачные ресурсы, вебинары, телеконференции;
3) управление процессом: дистанционное обучение, электронная почта, социальные сети, личный кабинет в облаке, форма обучения [3].
Для успешной цифровизации недостаточно перевода учебных материалов в электронный вид — оцифровки. Использование новых информационно-коммуникационных технологий является только начальным условием для дальнейшего развития цифровой педагогики. Использование новых информационно-коммуникационных технологий является только начальным условием для дальнейшего развития цифровой педагогики, критерием оценки которой будет его полезность для обучающихся. Внедренное новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов в содержании и построении учебных курсов, организационные и структурные изменения в университетах будут приносить действительную пользу студентам [1, 5].
Образовательные учреждения должны быть обеспокоены не только продвижением технологических новшеств, таких как создание своих электронных образовательных ресурсов, но и развитием своих образовательных программ за счет уже существующей инфраструктуры.