Телемедицинские технологии в современной стоматологии
Конференция: XCVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Медицина и фармацевтика
XCVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Телемедицинские технологии в современной стоматологии
Актуальность. Информационные технологии и компьютеризация распространились практически на все сферы жизни общества, в том числе медицину и, в частности, стоматологию. В последние годы успешно внедряются телемедицинские технологии. По определению, данному Всемирной организацией здравоохранения (1997), телемедицина - это «предоставление услуг здравоохранения в условиях, когда расстояние является критическим фактором, работниками здравоохранения, использующими информационно-коммуникационные технологии для обмена необходимой информацией в целях диагностики, лечения и профилактики заболеваний и травм, проведения исследований и оценок, а также для непрерывного образования медицинских работников в интересах улучшения здоровья населения и развития местных сообществ» [1]. В первую очередь, телемедицинская сеть обеспечивает доступ к специализированной помощи больным территориально удаленных лечебно-профилактических учреждений. В стоматологии также нередки ситуации, когда целесообразно обращение к специалисту, находящемуся в другом городе, и это может быть реализовано путём проведения телемедицинских консультаций [2].
Цель работы - исследовать перспективные направления телемедицинских технологий и особенности их применения в современной стоматологической практике.
Материалы и методы. В процессе исследования были изучены официальные документы, научный архив, различные интернет-ресурсы по общим вопросам цифровой медицины, а также по применению телемедицинских технологий в стоматологической помощи.
Результаты. Впервые понятие «телемедицинские технологии» на законодательном уровне закреплено в Федеральном законе от 29.07.2017 г. №242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья». Это ознаменовало новый этап в нормативном регулировании данной специфической и инновационной сферы здравоохранения. Были определены особенности медицинской помощи, оказываемой с применением телемедицинских технологий, в том числе на уровне «врач- врач» и «пациент-врач», включая проведение телеконсультаций, дистанционных консилиумов и дистанционного наблюдения.
Консультации пациента с применением телемедицинских технологий могут осуществляться в целях:
1) профилактики, сбора и анализа жалоб пациента, а также данных анамнеза,
2) оценки эффективности лечебно-диагностических мероприятий, медицинского наблюдения за состоянием здоровья пациента;
3) принятия решения о необходимости проведения очного приема (осмотра, консультации) [3].
С помощью информационных технологий в современном мире врачи могут не только дистанционно общаться между собой, консультируя друг друга по узким специальностям или при возникновении сложных клинических случаев, но и с пациентами в формате взаимодействия «врач-пациент» [4].
В тех населенных пунктах, где есть стоматологические учреждения, зачастую трудно организовать специализированную помощь, например по ортодонтии, челюстно-лицевой хирургии или детской стоматологии.
Если для хирургического профиля в соответствии с Приказом Минздрава России №965н от 30.11.2017 г. в случае обращения (осмотре, консультации) медицинское заключение может содержать рекомендации пациенту о необходимости проведения очного приема (как для любого пациента, обратившегося без предварительного установления диагноза на очном приеме согласно п.49 приказа), то в процессе пролонгированного наблюдения при длительном терапевтическом лечении или при ортодонтической коррекции при наличии зубочелюстных аномалий, могут использоваться направления сообщений лечащему врачу, видеосеансы, а в перспективе – и методы дистанционного визуального наблюдения за состоянием здоровья пациента, что в общем виде предусмотрено п.54 г) того же приказа.
Применение телемедицинских технологий в стоматологии имеет такую же важность и распространенность, как и в других разделах клинической медицины. Так, ежегодно в США теряется 20 миллионов рабочих дней из-за проблем, связанных с зубами и деснами, а значит, огромное количество времени тратится на оказание стоматологической помощи. Исследования, которые были проведены в клиниках, применяющих технологии телемедицины в стоматологии, показали, что профилактические осмотры с помощью специальных визуализирующих устройств с передачей информации по телемедицинским каналам позволяют снизить число обращений в стоматологические клиники и отделения неотложной стоматологической помощи на 19%. [5].
Актуальность применения телемедицинских технологий подтверждает и тот факт, что в Америке существует не просто Американская телемедицинская ассоциация, а отдельная Ассоциация телестоматологов. Врачи занимаются регулированием, пропагандой и распространением телемедицинских технологий в области стоматологии, где применяются те же принципы работы и виды телемедицинской помощи, что и в других разделах клинической медицины. Это синхронные видеоконсультации, асинхронные консультации, применение различных мобильных устройств для диагностики, дистанционный непрерывный мониторинг состояния зубов и десен у пациентов, перенёсших сложные вмешательства на зубочелюстной системе, такие как протезирование зубов [5].
К основным преимуществам использования в стоматологической практике телемедицинских технологий можно отнести следующее: повышение качества визуального осмотра за счет предварительного осмотра путем специальных мобильных переносных визуализирующих устройств; трансляция имплантаций и других хирургических операций в онлайн-режиме, что важно и необходимо для обучения и заимствования опыта; проведение телемедицинских консультаций в удаленных от медицинских центров местах и там, где нет необходимых специалистов; контроль пациентов, проходящих послеоперационную реабилитацию дома; возможность проводить врачебные консилиумы и заимствовать опыт других врачей; отсутствие такого негативного психологического воздействия на пациента, как «синдром белого халата» и другие проявления дентофобии; осуществление дистанционного биомониторинга - наблюдение и контроль за состоянием пациента; уменьшение материальных затрат и времени, потраченных на лишние переезды.
Все это приводит к повышению качества оказываемой стоматологической помощи.
Примером использования телемедицинских технологий в стоматологии также является применении внутриротовых камер. Они позволяют задокументировать состояние зубов до и после лечения и перевести это изображение на экран удаленного монитора.
Таким образом, важно применение телемедицинских технологий уже на этапе диагностики при ортопедическом лечении и при хирургических патологиях, так как это залог качественного лечения заболеваний [6].
Для производства каркасов зубных протезов с помощью компьютера и фрезерования на станках с числовым программным управлением применяются системы CAD/CAM [7].
Эффективное и успешное лечение стоматологических заболеваний полости рта не представляется возможным без детального изучения анамнеза и анализа ротовой полости пациента. В некоторых случаях необходимы консультации врачей других специальностей для постановки наиболее точного диагноза и составления плана лечения пациента. Обмен визуальными изображениями позволяет в ряде случаев проводить такие консультации дистанционно.
Исследование 2013 г., проведенное P.R. Batham и соавторами, показало, что благодаря телеортодонтии пациент, проходивший ортодонтическое лечение, может наблюдаться у врача общей практики [8]. Телестоматология также успешно применялась в эндодонтическом лечении для обнаружения корневых каналов. Исследование доказало, что благодаря использованию телестоматологии опытные врачи могут помочь молодым коллегам в повседневной практике.
Важный этап в лечение заболевания – это сбор анамнеза. Для стоматолога важны сопутствующие заболевания пациента, такие у него перенесенные болезни и т.д. Их тщательное изучение, осмотр пациента, диагностика – вот успех лечения, и телемедицина прекрасно справляется со всеми этапами, это заключается даже в сборе анамнеза при анкетировании [9-10].
Заключение. Таким образом, телемедицинские технологии можно использовать для повышения доступности и оптимизации стоматологической помощи. Концепция развития телемедицинских технологий для обеспечения дистанционной консультативной помощи в стоматологии экономически целесообразна и наглядно продемонстрировала свою жизнеспособность в развитых странах.
Телеконсультации особенно актуальны в отношении трудно дифференцируемых стоматологических и общих заболеваний, диагностика и лечение которых представляют значительные трудности и зачастую сопровождаются ошибками.
Интеграция телемединских технологий в клиническую практику носит всё более комплексный характер.