Статья:

Правовое регулирование бюджетного контроля

Конференция: X Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Фарафонова С.Г. Правовое регулирование бюджетного контроля // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. X междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10(10). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/10(10).pdf (дата обращения: 25.02.2020)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Правовое регулирование бюджетного контроля

Фарафонова София Геннадьевна
студент, ЮЗГУ, РФ, г. Курск
Шумакова Оксана Сергеевна
научный руководитель, старший преподаватель, ЮЗГУ, РФ, г. Курск

 

Аннотация. Статья посвящена изучению значительных  проблем бюджетного контроля в РФ. Автором предлагаются определенные  предложения, которые направлены на то, чтобы повысить эффективность бюджетного контроля. В статье определяются пути контрольной деятельности в финансовой сфере. На базе осуществляемого изучения  предлагаются основные пути решения отмеченных проблем. 

Ключевые слова: бюджетный контроль, направления и организация контроля, проблемы организации контроля, пути решения.

 

На данный момент в РФ не имеется сформированной системы  бюджетного контроля, кроме этого также не существует и единой концепции ее образования. Работа по созданию такой системы и органов, которая имеется в стране сейчас, не является эффективной. Под неэффективностью в такой работе подразумевается то, что отсутствуют образцы, выступающие в качестве ориентира создания контрольной системы. В качестве одного из направлений финансовой работы выступает бюджетного контроль.

Основными направлениями проведения  контрольной деятельности в финансовой сфере можно отметить:

1. проведение проверки относительно того, как соблюдается  существующее законодательство относительно формирования, распределения, использования финансовых ресурсов;

2. осуществление проверки финансовых обязательств, которые образуются перед органами местного самоуправления, физическими и  юридическими лицами, государством;

3. проведение проверки относительно того, насколько законно и целесообразно применение средств бюджета,  а также внебюджетных фондов, собственных и заемных ресурсов   предприятиями, учреждениями;

4. осуществление контроля за тем, насколько верно соблюдаются расчеты наличными и безналичными денежными средствами, их хранения юридическими лицами,  а также предпринимателями  [1];

5. осуществление проверки того, как происходит соблюдение законодательства относительно имущественного и  личного страхования, рынка ценных бумаг, банковской деятельности;

6. осуществление оценки оптимального применения финансовых ресурсов, рентабельности, прочих финансовых показателей эффективности хозяйственной деятельности и определение резервов относительно ее повышения;

7. использование мер ответственности к тем, кто нарушил, предупреждение и пресечение правонарушений в сфере финансов.

Финансовый контроль следует улучшать, начиная с того, что определить существующие проблемы, которые ограничивают достижение отмеченных задач, и факторов, вызывающих эти  проблемы.

Для реализации государственного финансового контроля следует решить такие проблемы как:

1.  Нет общепринятого определения «финансовый контроль». Теоретически отмечают такой контроль как: за осуществлением финансовой документации, ее соответствие имеющимся нормам, правилам; за соблюдением законов и нормативных актов в случае проведения финансовых операций [2].

2. Нет законодательно принятой классификации видов финансового контроля. В «Модельном законе о государственном финансовом контроле», имеющий рекомендательный характер, отмечаются такие виды как: последующий контроль (после того как осуществлены хозяйственные операции с государственными средствами  органами государственной власти, физическими и  юридическими лицами); текущий контроль (после проведения хозяйственных и финансовых операций по созданию и применению государственных средств органами государственной власти, физическими  и  юридическими лицами по первичным документам, оперативному бухгалтерскому учету, инвентаризации и прочее) [3].

3. Существует проблема создания общей концепции государственного финансового контроля в качестве системы общепринятых взглядов на цели, способы, формы, задачи государственного финансового контроля, решение которой имеет важное значение относительно улучшения этого института. Первоначальным важнейшим этапом в  создании системы финансового контроля является разработка и принятие концепции [4].

4. Имеются разные преграды относительно того, чтобы решить задачи финансовой политики страны, вызванные нехваткой федерального закона, определяющего возможности финансового контроля кроме бюджетных учреждений, еще и юридических лиц.  Верное и строгое определение задач, а также целей государственного финансового контроля обладают важным и принципиальным значением. В качестве еще одной концептуальной проблемы можно отметить  необходимость формирования положения в федеральном законе создания и деятельности органов государственного финансового контроля субъекта РФ. Необходимо, чтобы  система контроля была основана на общих принципах.

Этот вопрос был, затронут 1.07.2009г., на интернет-конференции, которая проводилась в ИА Гарант, Степашиным С.В., который на тот момент был председателем Счетной палаты РФ. Руководителю были заданы вопросы  относительно нужности принятия ФЗ «О финансовом контроле в РФ» и о создании единой системы государственного контроля на текущий год. В своем ответе он отметил, что нужность закона о контроле могла быть неактуальной, в случае принятия в Бюджетный кодекс раздела о финансовом контроле,  который на законодательном уровне осуществляет регулирование всей системы государственного аудита, в стране имеется очень много проверяющих органов. Следует, чтобы был разделен внутренний финансовый контроль (структура, работающая во всех министерствах и ведомствах)  и внешний  (Счетная палата). Важным является формирование общего плана контрольных мероприятий. Что касается исполнительной власти, то данный план контролирует Контрольное Управление Президента. Проверки должны являться систематизированными, созданы общие стандарты [5].

5. Нет конкретных мер юридической ответственности к тем, кто нарушил бюджетное законодательство, что является одной из самых главных проблем относительно эффективного функционирования государственного финансового контроля. В БК РФ отмечается ответственность за то, что осуществлено нарушение в области финансового законодательства, подразумевает 23 состава нарушений бюджетного законодательства  [6]. В КоАП РФ отмечается три состава нарушений.  С 2003г. можно отметить введение уголовной ответственности за то, что осуществляется нецелевое применение бюджетных средств государственных внебюджетных фондов (ст. 285.1 и ст. 285.2 УК РФ) [7].

6. В качестве значительного препятствия по успешной реализации экономических реформ можно отметить структуру органов государственного финансового контроля. Задачи, поставленные данным органом, не являются конкретными, их работа довольно слабо координируется. Для сохранения ответственности каждого органа за определенный участок  контроля, им следует довольно тесно сотрудничать друг с другом.

7. Ключевой проблемой выступает подготовка кадров данных органов. Работники данных органов должны принимать  участие в разных учебных заведениях, повышать свою квалификацию, профессиональный свой уровень.

В качестве основных путей, которые направлены на то, чтобы решить существующие проблемы относительно финансового и бюджетного контроля можно отметить:

1. Создание методологических основ финансового контроля. Правильная методология обеспечивает точную  постановку цели, задач контроля, позволяет определить принципы, нормы контроля.

2. Формирование общей правовой основы и создание концепции государственного финансового контроля, должно прописываться в рамках механизма взаимосвязи всех органов.

3. За то, что нарушены требования закона, относительно исполнения бюджетов,  ответственность за то, что не соблюдены предписания контрольных органов  у государственных должностных лиц необходимо ужесточить уровень ответственности контроля.

4. Для включения методов контроля, необходима рационализация внутреннего финансового контроля.

Следовательно, в данной статье, можно отметить, что  построение общей и эффективной системы государственного контроля,  радикальной системы государственных финансов и благополучной  экономической политики страны   находится в зависимости от правильного решения отмеченных  организационно-структурных вопросов, от усовершенствования правового регулирования статуса органов и организационной структуры контроля, благополучного применения результатов проведенных научных изучений.

 

Список литературы:
1. Бюджетный Кодекс Российской Федерации. – Москва: Эксмо, 2017.
2. Грачева Е.Ю. (ред.) Правовое регулирование финансового контроля в РФ: проблемы и перспективы.  М.: ИНФРА-М, 2013.
3. Модельный закон о государственном финансовом контроле // Информационный бюллетень Межпарламентской Ассамблеи СНГ. 2005. № 35.
4. Райзберг Б.А. Современный экономический словарь. — 6-е изд., перераб. и доп. — М. : ИНФРА-М, 2017.
5. Скобара В.В., Телепнева А.В. Государственный финансовый контроль в системе управления государством. -М, 2013.
6. Уголовный кодекс Российской Федерации. - Москва : Эксмо, 2018.
7. Царегородцева, Г.Ю. Финансовый контроль: учебное пособие. – Вологда: ВоГУ, 2016.