Защита авторских прав театральных режиссеров-постановщиков
Секция: Юриспруденция
XII Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
Защита авторских прав театральных режиссеров-постановщиков
Театр никогда не оставлял равнодушным людей в разное время. Он поражает своей многогранностью и уникальностью.
Театр позволяет прочувствовать эмоции и чувства актеров без многочисленных дублей и монтажа.
В театре, в числе важных профессий, находится профессия режиссера-постановщика. Благодаря ему на сцене воплощаются в жизнь написанные сценарии, а актеры проживают свои роли.
Но на практике вся радужность данной профессии меркнет. Режиссеры-постановщики отмечают, что нередко встречаются ситуации, когда их сценические постановки активно используются другими лицами, в том числе и малоизвестными, в других театрах, либо вносят существенные изменения в постановку, нарушая при этом ее целостность[3, с. 19-23].
Именно поэтому существует острая необходимость защиты представителей данной профессии.
Стоит отметить, что деятельность режиссеров-постановщиков долго не могла найти законодательного закрепления в Российском праве, тем самым порождая множество дискуссий среди цивилистов.
Перед наукой гражданского права стояла задача по поиску оптимальной конструкции, которая могла защитить сиюминутный творческий акт.
Однако прийти к определенному согласию так и не удавалось долгое время. Именно благодаря инициативе председателя Комитета Государственной думы по государственному строительству и законодательству П.В. Крашенинникову 28 марта 2017 г. был принят Федеральный закон N43- ФЗ «О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации» [2], который вступил в силу уже 1 января 2018 года.
Благодаря данным изменениям, деятельность режиссеров-постановщиков была отнесена к смежным правам на результат интеллектуальной деятельности [1].
Российская Федерация не только смогла закрепить статус режиссеров-постановщиков в своем законодательстве, но и смогла убедить множество стран пересмотреть правовую охрану данной категории лиц.
Так, на 35-м заседании постоянного комитета по авторскому праву и смежным правам, которое проходило в Женеве в ноябре 2017 года, Российская Федерация выступила с предложением об укреплении охраны прав режиссеров-постановщиков на международном уровне. В своем обращении к странам участницам, Российская Федерация предложила пересмотреть положения Римской конвенции об охране прав исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций 1961 г и Договора ВОИС по исполнениям и фонограммам 1966 г. Такое заявление мотивировалось тем, что определение «исполнитель», закрепленное в данных международных документах не подпадает под деятельность режиссеров-постановщиков спектаклей [5]. Это объясняется тем, что деятельность театральных режиссеров-постановщиков связана непосредственно с формой «живого» исполнения, а не с помощью технических средств. Однако это не означает, что театральные постановки не могут быть воспроизведены посредствам технических средств (данное действие будет иметь второстепенный характер).
Инициатива международной охраны театральных режиссеров-постановщиков является большим шагом к развитию театра в целом, а также к защите исключительных прав на данную деятельность. Однако согласиться с тем, что объектом деятельности данных лиц необходимо относить к смежным правам, на данном этапе не представляется возможным. Полагаем, что деятельность театральных режиссеров-постановщиков является объектом авторских прав по некоторым критерием.
Во-первых, театральных режиссеров-постановщиков нельзя относить к исполнителям. Так, к исполнителям следует относить актеров, певцов, музыкантов, танцоров и других лиц, которые непосредственно исполняют произведения литературы, искусства или народного творчества. Деятельность режиссера-постановщика спектаклей направлена не на исполнение, а на непосредственную организацию актеров, а также на интерпретацию произведения. Они помогают воплотить в жизнь то или иное произведение, при этом, не всегда используя его полностью. Таким образом, можно говорить о том, что театральное произведение, как деятельность режиссеров-постановщиков, является результатом творческой деятельности, тем самым является объектом авторских прав.
Во-вторых, в отличие от исполнителя, автор может распоряжаться своим произведением и получать вознаграждение за его демонстрацию, а также может требовать компенсации за нарушение авторских прав в случае копировании его результата труда. В настоящее время театральный режиссер-постановщик не является автором своей деятельности, а является лишь исполнителем, т.е. «дирижером актеров». Не смотря на то, что режиссеры-постановщики имеют определенные права, которые закреплены в ст. 1315 ГК РФ, они имеют относительно ограниченный объем прав в отличие от авторов.
В-третьих, из смысла ст. 1259 ГК РФ к объектам авторских прав стоит относить лишь те произведения науки, литературы и искусства, которые непосредственно закреплены на каком-либо носителе. Однако этого нельзя сказать про театральные постановки, которые могут видоизменяться по различным обстоятельствам (т.е. являются «живыми»). Не смотря на это, данный труд режиссеров-постановщиков, совместный с актерами театра, может быть запечатлен на видеопленку. Стоит отметить, что законодатель в ст.1304 ГК РФ закрепил именно это условие. Однако считаем, что данное утверждение не допустимо, поскольку закрепленный на носитель творческий труд режиссера-постановщика имеет равные права с объектами, перечисленными в ст. 1259 ГК РФ.
Проблема определения статуса театрального режиссера-постановщика является одной из основных в гражданском законодательстве.
Не смотря на то, что данные лица получили правовое закрепление в части 4-й Гражданского кодекса РФ, вопрос о разграничении исполнения, как результата деятельности артистов, и постановки, как результата деятельности режиссера, является дискуссионным.
Приведенные доводы говорят о том, что деятельность театральных режиссеров постановщиков не может рассматриваться как объект смежных прав, так как результат данной деятельности создан творческим трудом.
Полагаем, что стоит отнести деятельность театральных режиссеров-постановщиков к объектам авторских прав.