Статья:

Защита авторских прав театральных режиссеров-постановщиков

Конференция: XII Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Мачихина А.В. Защита авторских прав театральных режиссеров-постановщиков // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(12). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/1(12).pdf (дата обращения: 21.11.2019)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Защита авторских прав театральных режиссеров-постановщиков

Мачихина Александра Владимировна
студент, Саратовская государственная юридическая академия, РФ, г. Саратов
Чиркаев Сергей Александрович
научный руководитель, старший преподаватель, Саратовская государственная юридическая академия, РФ, г. Саратов

 

Театр никогда не оставлял равнодушным людей в разное время. Он поражает своей многогранностью и уникальностью.

Театр позволяет прочувствовать эмоции и чувства актеров без многочисленных дублей и монтажа.

В театре, в числе важных профессий, находится профессия режиссера-постановщика. Благодаря ему на сцене воплощаются в жизнь написанные сценарии, а  актеры проживают свои роли.

Но на практике вся радужность данной профессии меркнет. Режиссеры-постановщики отмечают, что нередко встречаются ситуации, когда их  сценические постановки активно используются другими лицами, в том числе и малоизвестными, в других театрах, либо вносят существенные изменения в постановку, нарушая при этом ее целостность[3, с. 19-23].

Именно поэтому существует острая необходимость защиты представителей данной профессии.

Стоит отметить, что деятельность режиссеров-постановщиков  долго не могла найти законодательного закрепления в Российском праве, тем самым порождая множество дискуссий среди цивилистов.

Перед наукой гражданского права стояла задача по поиску оптимальной конструкции, которая могла защитить сиюминутный творческий акт.

Однако прийти к определенному согласию так и не удавалось долгое время. Именно благодаря инициативе председателя Комитета Государственной думы по государственному строительству и законодательству П.В. Крашенинникову 28 марта 2017 г. был принят Федеральный закон N43- ФЗ «О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации» [2], который вступил в силу уже 1 января 2018 года.

Благодаря данным изменениям, деятельность режиссеров-постановщиков была отнесена к смежным правам на результат интеллектуальной деятельности [1].

Российская Федерация не только смогла закрепить статус режиссеров-постановщиков в своем законодательстве, но и смогла убедить множество стран пересмотреть правовую охрану данной категории лиц.

Так, на 35-м заседании постоянного комитета по авторскому праву и смежным правам, которое проходило в Женеве в ноябре 2017 года,  Российская Федерация выступила с предложением об укреплении охраны прав режиссеров-постановщиков на международном уровне. В своем обращении к странам участницам, Российская Федерация предложила пересмотреть положения Римской конвенции об охране прав исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций 1961 г и Договора ВОИС по исполнениям и фонограммам 1966 г. Такое заявление мотивировалось тем, что определение «исполнитель», закрепленное в данных международных документах не подпадает под деятельность режиссеров-постановщиков спектаклей [5]. Это объясняется тем, что деятельность театральных режиссеров-постановщиков связана непосредственно с формой «живого» исполнения, а не с помощью технических средств. Однако это не означает, что театральные постановки не могут быть воспроизведены посредствам технических средств (данное действие будет иметь второстепенный характер).

Инициатива международной охраны театральных режиссеров-постановщиков является большим шагом к развитию театра в целом, а также к защите исключительных прав на данную деятельность. Однако согласиться с тем, что объектом деятельности данных лиц необходимо относить к смежным правам, на данном этапе не представляется возможным. Полагаем, что деятельность театральных режиссеров-постановщиков является объектом авторских прав по некоторым критерием.

Во-первых, театральных режиссеров-постановщиков нельзя относить к исполнителям. Так, к исполнителям следует относить актеров, певцов, музыкантов, танцоров и других лиц, которые непосредственно исполняют произведения литературы, искусства или народного творчества. Деятельность режиссера-постановщика спектаклей направлена не на исполнение, а на непосредственную организацию актеров, а также на интерпретацию произведения. Они помогают воплотить в жизнь то или иное произведение, при этом, не всегда используя его полностью. Таким образом, можно говорить о том, что театральное произведение, как деятельность режиссеров-постановщиков, является результатом творческой деятельности, тем самым является объектом авторских прав.

Во-вторых, в отличие от исполнителя, автор может распоряжаться своим произведением и получать вознаграждение за его демонстрацию, а также может требовать компенсации за нарушение авторских прав в случае копировании его результата труда. В настоящее время театральный режиссер-постановщик не является автором своей деятельности, а является лишь исполнителем, т.е.  «дирижером актеров». Не смотря на то, что режиссеры-постановщики имеют определенные права, которые закреплены в ст. 1315 ГК РФ, они имеют относительно ограниченный объем прав в отличие от авторов.

В-третьих, из смысла ст. 1259 ГК РФ к объектам авторских прав стоит относить лишь те произведения науки, литературы и искусства, которые непосредственно закреплены на каком-либо носителе. Однако этого нельзя сказать про театральные постановки, которые могут видоизменяться по различным обстоятельствам (т.е. являются «живыми»). Не смотря на это, данный труд режиссеров-постановщиков, совместный с актерами театра, может быть запечатлен на видеопленку. Стоит отметить, что законодатель в ст.1304 ГК РФ закрепил именно это условие. Однако считаем, что данное утверждение не допустимо, поскольку закрепленный на носитель творческий труд режиссера-постановщика имеет равные права с объектами, перечисленными в ст. 1259 ГК РФ.

Проблема определения статуса театрального режиссера-постановщика является одной из основных в гражданском законодательстве.

Не смотря на то, что данные лица получили правовое закрепление в части 4-й Гражданского кодекса РФ, вопрос о разграничении исполнения, как результата деятельности артистов, и постановки, как результата деятельности режиссера, является дискуссионным.

Приведенные доводы говорят о том, что деятельность театральных режиссеров постановщиков не может рассматриваться как объект смежных прав, так как результат данной деятельности создан творческим трудом.

Полагаем, что стоит отнести деятельность театральных режиссеров-постановщиков к объектам авторских прав.

 

Список литературы:
1. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)" от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 23.05.2018)// "Собрание законодательства РФ", 25.12.2006, N 52 (1 ч.), ст. 5496;
2. Федеральный закон от 28.03.2017 N 43-ФЗ "О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации"// "Собрание законодательства РФ", 03.04.2017, N 14, ст. 2002;
3. Рузакова О.А., Рузаков А.Б. Как защитить интеллектуальные права театральных режиссеров-постановщиков?// Патенты и лицензии. Интеллектуальные права. 2016. N4. С. 19-23;
4. Еременко В. И. О правовой охране смежных прав в Российской Федерации // Законодательство и экономика. 2012. № 2. С. 30-55;
5. https://www.wipo.int/meetings/ru/details.jsp?meeting_id=42304&la=RU#docs