Статья:

Налогообложение образовательных организаций России

Конференция: XVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Поздышева О.Н. Налогообложение образовательных организаций России // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(16). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/5(16).pdf (дата обращения: 19.09.2019)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Налогообложение образовательных организаций России

Поздышева Ольга Николаевна
магистрант, Самарского государственного экономического университета, РФ, г. Самара
Коновалова Мария Евгеньевна
научный руководитель,

 

Аннотация. Рассмотрена современная система налогообложения образовательных организаций Российской Федерации; исследованы основные вопросы, касающиеся применения льгот образовательных организаций по отдельным налогам; сделан вывод, что отношение налоговой системы к образовательной сфере практически не отличается от отношения к другим организациям, в том числе и коммерческим. Различия сводится только к набору отдельных налоговых льгот, которых к сожалению, предусмотрено не так много.

Abstract. Considered a modern tax system of educational organizations of the Russian Federation; investigated the main issues relating to the use of privileges of educational organizations for individual taxes; it was concluded that the attitude of the tax system to the educational sphere practically does not differ from the attitude to other organizations, including commercial ones. The differences are reduced only to a set of separate tax benefits, which, unfortunately, are not provided for so much.

 

Ключевые слова: сфера образования, образовательные организации, налогообложение, налог, налоговые льготы.

Keywords: education, educational organizations, taxation, tax, tax benefits.

 

Образование на сегодняшний день является одной из основных и важных сфер жизни человека и общества. Это самостоятельная отрасль социальной и экономической сферы.

За последнее десятилетие сфера образования в Российской Федерации подверглась качественному реформированию, выразившемуся в изменении законодательной базы, смене ориентиров, целей и задач образовательного процесса, смене механизма финансирования, в том числе механизма налогообложения.

Налогообложение образовательных организаций – это динамично развивающийся институт налогового права, т.к. в отношении его не раз изменялись законодательное урегулирование и правоприменительная практика. К тому же, посредством реализации всех функций налогов, в том числе фискальной, регулирующей, воспроизводственной, налоги воспринимаются как эффективный механизм воздействия на экономику.

Образовательные организации по большей части находятся на общем режиме налогообложения. В настоящее время такое налогообложение является единственным приемлемым для государственных и муниципальных организаций. Помимо основного общего режима имеются специальные режимы налогообложения. Для организаций образовательной сферы наиболее приемлемой является упрощенная система налогообложения, которая позволяет облегчить налоговую отчетность и снизить налоговую нагрузку. Однако стоит отметить, что для бюджетных учреждений переход на упрощенную систему не допускается – в соответствии пп. 17 п. 3 ст. 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации. Данный режим налогообложения может быть использован только частными образовательными организациями, которые оказывают лишь дополнительные услуги в сфере образования, рассмотрим более подробно основные налоги и предусмотренные по ним льготы. Налог на добавленную стоимость (далее - НДС) - косвенный налог, который изначально включен в стоимость товара/работы/услуги и переносится на конечного покупателя, заказчиком, но в федеральный бюджет перечисляется продавцом, исполнителем услуг - школой. Образовательные учреждения наряду с другими хозяйствующими субъектами являются плательщиками налога на добавленную стоимость (НДС), если:

  • осуществляют операции по реализации товаров (работ, услуг), например, оказывают консультационные услуги, реализуют продукцию учебно-производственных мастерских;
  • в ряде других случаев, например, при сдаче в аренду помещений [4].

При этом не имеет значения, как расходуется доход от реализации: в данное учебное заведение или на прямые нужды образовательного процесса.

Однако в отличие от большинства других налогоплательщиков образовательной сферы, как правило, получают освобождение от НДС. Не признаются объектом обложения налогом (освобождаются от налогообложения) не только часть образовательных услуг (пп. 14 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ), но и на основании пп. 4 п. 2 ст. 149 НК РФ услуги:

  • по присмотру и уходу за детьми в дошкольных образовательных учреждениях (далее - ДОУ);
  • проведению занятий с детьми в кружках, секциях (в том числе спортивных) [2].

Также не облагаются НДС продукты питания, непосредственно произведенные столовыми образовательных организаций и реализуемых ими в этих организациях (пп. 5 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ).

Образовательные учреждения являются плательщиками налога на прибыль организаций. Налоговой базой выступает разница между полученной суммой дохода и суммой фактически произведенных расходов, напрямую связанных с ведением коммерческой деятельности (без учета НДС). В составе доходов и расходов бюджетных учреждений, которые включены в налоговую базу, не учитываются средства, полученные от учредителя на ведение уставной деятельности [1].

В состав расходов коммерческой деятельности при оказании услуг образования можно отнести:

1) выплату заработной платы учителям за проведение платных занятий;

2) расходы на приобретение учебников, книг для осуществления оплачиваемых занятий, канцелярских товаров, иные расходные материалы.

Опять же, в плане расходов и доходов может быть предусмотрено покрытие расходов за счет нескольких источников:

  • средства учредителей;
  • средства, полученные от приносящей доход деятельности.

В данной ситуации включение таких расходов бюджетного учреждения в расходы от приносящей доход деятельности производится пропорционально объему средств, полученных от приносящей доход деятельности, в общей сумме доходов.

Однако необходимо отметить, что совокупность доходов от приносящей доход деятельности для этой цели не включаются доходы, полученные от сдачи имущества в аренду.

Организации, деятельность которых направлена на образование либо медицину в соответствии с законодательством России, имеют право применять налоговую ставку 0 % при соблюдении определенных условий, которые в свою очередь обусловлены законодательством.

Образовательной и медицинской деятельностью признается деятельность, включенная в Перечень видов образовательной и медицинской деятельности, установленный Правительством РФ [3].

Вышеуказанные учреждения вправе применять данную ставку, если удовлетворяют следующие условия:

  • организация имеет лицензию (лицензии) на осуществление образовательной и (или) медицинской деятельности, выданную (выданные) в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • доход организации за налоговый период от осуществления деятельности, учитываемые при определении налоговой базы в соответствии с НК РФ, составляют не менее 90 % ее доходов.

При отступлении учреждениями, перешедшими на применение льготной ставки 0 % в соответствии с настоящей статьей, лишь одного из условий установленных НК РФ, с начала периода, в котором был факт несоблюдения определенных законодательством условий, то применяется ставка, установленная п.1 ст.284 НК РФ. При этом сумма налога подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с уплатой соответствующих пеней, начисляемых со дня, следующего за установленным ст.287 настоящего НК РФ днем уплаты налога.

Как и все организации - бюджетные учреждения признаются плательщиками земельного налога. Но учреждениям могут быть предоставлены преференции по земельному налогу в субъектах РФ.

В случае если у бюджетного учреждения на правах хозяйственного ведения либо оперативного управления находятся в собственности земли, изъятые из оборота, то к данным землям тоже применяется ставка 0 % (пп. п. 1 п. 2 ст. 389 НК РФ). Еще одной льготой, можно считать возможность безвозмездного получения имущества.

Если образовательное учреждение получает имущество по договору безвозмездного пользования. При определении налогооблагаемой базы не учитываются целевые поступления, используемые бюджетными учреждениями для ведения уставной деятельности.

Таким образом, Налоговый кодекс Российской Федерации прямо не гарантирует послаблений для образовательных организаций. Однако стоит отметить, что послабления могут быть предусмотрены региональным законодательством. Например, законодательные акты субъектов Российской Федерации могу предоставить учреждениям льготы по земельному налогу и налогу на имущество.

Существуют налоговые послабления, чье действие распространяется не на организацию, которая обладает конкретными характеристиками, а на определенные операции, либо имущество. Бюджетные учреждения могут применять льготное налогообложение, если попадают в соответствующую категорию налогоплательщиков.

Проанализировав вышеизложенное можно прийти к выводу, что отношение налоговой системы к образовательной сфере практически не отличается от отношения к другим организациям, в том числе и коммерческим. Различия сводится только к набору отдельных налоговых льгот, которых к сожалению, предусмотрено не так много.

 

Список литературы: 
1. Федеральный Закон Об образовании в Российской Федерации (с изменениями на 06.03.2019);
2. Информационно-Правовое обеспечение КонсультантПлюс [электронный ресурс] – Режим доступа URL: http:// www.consultant.ru/Online/ (дата обращения 30.04.2019 г.);
3. Налоговый Кодекс Российской Федерации;
4. Официальный сайт МИНФИН России, [электронный ресурс] – Режим доступа. URL: http://minfin.ru (дата обращения 30.04.2019 г.).