Статья:

Современные стратегические подходы к оценке корпоративной культуры компании

Конференция: CXXVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Авездурдыева Г.Т. Современные стратегические подходы к оценке корпоративной культуры компании // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CXXVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 16(126). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/16(126).pdf (дата обращения: 19.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Современные стратегические подходы к оценке корпоративной культуры компании

Авездурдыева Гунча Таганмурадовна
магистрант, Курский государственный университет, РФ, г. Курск
Трубникова Вера Витальевна
научный руководитель, канд. экон. наук, доцент, Курский государственный университет, РФ, г. Курск

 

Многие западные и российские предприниматели пришли к выводу, что процветает та фирма, в которой создан сплоченный коллектив, заинтересованный в общем успехе, ибо от этого зависит его материальное благополучие.

Быстрее всех поднимается и развивается та фирма, коллектив которой имеет хорошо развитую организационную культуру.

Но никакая фирма не может развиваться без стратегии, таким образом, эти две составляющие должны быть взаимоувязаны для дальнейшего развития фирмы.

Именно корпоративная культура в рамках современного менеджмента признается инструментом, способным согласовать личные интересы сотрудников с целями предприятия и способствовать созданию его уникальных возможностей.

Целью исследования – проанализировать современные стратегические подходы оценки корпоративной культуры компании.

Исследование. Анализ научной литературы позволил сделать вывод, что единого подхода к оценке уровня корпоративной культуры предприятия на сегодняшний день не выработано [5, с. 91].

Обобщение теоретических положений и практического опыта позволило  предложить методику оценки уровня корпоративной культуры предприятия. Кратко рассмотрим основные этапы ее реализации.

  1. Предварительный этап.

Выбор объекта оценки корпоративной культуры (хозяйствующего субъекта), его характеристика, анализ угроз и возможностей развития. Формируется рабочая группа, состоящая не менее, чем из четырех специалистов, включая сотрудников организации и независимых экспертов.

Предлагаемая система показателей состоит из четырех основных групп:  уровень восприятия корпоративной культуры коллективом;  уровень функционального проявления корпоративной культуры; уровень влияния корпоративной культуры на имидж организации, эффективность  инвестиций в развитие корпоративной культуры [3, с. 143].

Предложенная система может быть скорректирована с учетом особенностей организации или целей оценки. К системе показателей предъявляются требования: комплексности, релевантности, возможности однозначной оценки показателей, отсутствия сильной корреляции между показателями (минимальной достаточности показателей) [6, с. 252].

В качестве внешних экспертов целесообразно привлекать специалистов, имеющих опыт и научные знания в области формирования корпоративной культуры. Требования к внутренним экспертам следующие: они не должны быть из числа руководства или собственников, а также к ним приближенных; должны представлять «стержень» персонала организации, задействованного в основных бизнес-процессах.

  1. Основной этап.

Формирование образа оценки. Для этого выбирается классификатор, который позволяет определить степень соответствия рассматриваемой корпоративной культуры образу; вводятся лингвистическая и экономическая интерпретации соответствующих характеристик уровней  [4, с. 148].

Выбор шкалы оценки показателей. Предлагается использовать пятибалльную систему оценки, так как двухуровневая и трехуровневая системы менее информативны, а шкалы, рассматривающие более семи уровней, предлагают чрезмерную детализацию, рассеивающую внимание лица, принимающего решение.

Определение весов показателей. Для их расчета эксперты ранжируют показатели по степени их влияния на уровень корпоративной культуры предприятия. Обязательно проверяется согласованность мнений экспертов. После чего рассчитывается среднее значение всех показателей [1].

  1. Определение значений входящих показателей.

Большинство рассматриваемых в предлагаемой системе показателей оценки уровня корпоративной культуры, по своей сути, являются качественными. Поэтому для сбора информации может использоваться анкетирование. Значения количественных показателей сформированной системы оценки уровня корпоративной культуры предприятия  находятся расчетным методом по стандартным формулам их нахождения.

На основе полученных данных рассчитывается значение интегральной оценки уровня корпоративной культуры предприятия[2].

Заключительный этап.

Экономическая интерпретация оценки и визуализация результатов предполагает сравнение полученных значений с оценкой других организаций.

Таким образом, предложенная методика оценки уровня корпоративной культуры предприятия обладает следующими преимуществами: не требует сложных расчетов для получения входящих значений показателей; позволяет принимать во внимание неформализованные данные; обладает наглядностью расчета показателей;  относительно проста в освоении и применении.

Анализ полученных показателей позволяет выявить проблемы в области формирования и развития корпоративной культуры предприятия, что позволит предложить мероприятия, направленные на совершенствование, как отдельных элементов корпоративной культуры, так и на повышение ее уровня в целом. Совершенствование корпоративной культуры позволит повысить конкурентоспособность предприятия, то есть сделает его устойчивым в стратегической перспективе.

 

Список литературы:
1. Иванов И.Н. Сущность и основные элементы корпоративной культуры / И.Н. Иванов[Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.cfin.ru/management/people/culture/ corporate_culture.shtml.
2. Корпоративная культура – детерминанта активизации инновационного поведения персонала организации[Электронный ресурс]. – Режим доступа:. http://hr-portal.ru.
3. Мануйлова Ю. Корпоративная культура как стимулирующий стратегический инструмент для эффективного функционирования организации  / Ю. Мануйлова // Новая наука: От идеи к результату. - 2018. № 3–1 (72). С. 143–146. 
4. Попова М.А. Корпоративная культура как важнейший фактор успеха современной организации / М.А. Попова // Научно-практические исследования. - 2017. - № 7 (7). - С. 148–150. 
5. Романова О.С. Организационная (корпоративная) культура как субстанциональная сущность с позиции науки управления / О.С. Романова // Многоуровневое общественное воспроизводство: вопросы теории и практики. - 2017. № 13 (29). – С. 91–94.
6. Фокина Н.А. Формирование системы показателей оценки корпоративной культуры предприятия / Н. А. Фокина // Устойчивое развитие социально-экономической системы Российской Федерации. - 2019. – № 2. - С. 252–255.