Менеджер по персоналу в России и в США: сходства и различия
Секция: Экономика
XI Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
Менеджер по персоналу в России и в США: сходства и различия
PERSONNEL MANAGER IN RUSSIA AND THE USA: IN SIMILITY AND DIFFERENCES
Nikita Kamashev
Student, Belgorod State National Research University, Russia, Stary Oskol
Аннотация. В статье проводится сравнительный анализ профессии «менеджер по персоналу» в России и в США. Выявляются общие черты и черты различия в двух странах.
Abstract. The article provides a comparative analysis of the profession «personnel manager» in Russia and the United States. The common features and differences in the two countries are revealed.
Ключевые слова: управление персоналом, менеджмент, менеджер по персоналу, найм на работу, менеджер по персоналу в России, менеджер по персоналу в США.
Keywords: personnel management, management, HR manager, recruitment, HR manager in Russia, HR manager in the USA.
Профессия «менеджер по персоналу» является молодой профессией. Зарождение разновидности деятельности менеджера появилась ещё в конце девятнадцатого века. Возникновение специалистов по работе с персоналом, имеющих подготовку в сфере промышленной социологии и психологии, вызвало действительный переворот в традиционных формах кадровой работы. Если до этого кадровая работа входила в должностные обязанности линейных руководителей разного ранга и уровня, а также служащих (и руководителей) кадровых служб, то появление управленческой функции, соединённой с гарантом соответствующего уровня кадрового ресурса организации решило эту проблему. Это главным образом расширило диапазон задач и повысило значение этого направления менеджмента [1, С. 78].
С возникновением управления персоналом как особенной штабной деятельности в системе менеджмента настоящего времени соединено зарождение кадрового менеджмента, который последовательно внедряет и видоизменяет сформировавшиеся формы кадровой работы.
Для нашего государства становление данной профессиональной деятельности происходит в условиях коренного переустройства общества. По этой причине освоение новых кадровых технологий тормозится общепринятыми формами кадровой работы [5, С. 155].
В основные задачи, решаемые менеджером по подбору персонала, входят:
- Определение проблем (набор людей, отбор из кандидатов, направленность, оценка, обучение).
- Компенсации и пособия.
- Обучение персонала, повышение его квалификации.
- Производственные отношения [4, С. 20].
Приведем итоги сравнительного анализа основных характеристик менеджера по персоналу в крупных компаниях США и России (таблица 1)
Таблица 1.
Основные характеристики менеджера по персоналу
Критерии сравнения |
Россия |
США |
Требования к квалификации |
Высшее образование по квалификации «менеджмент» либо высшее образование и дополнительная подготовка в области менеджмента, рабочий стаж по квалификации не менее двух лет [3]. |
Не предусмотрено специального образования. Прием на работу, как молодых специалистов, так и опытных сотрудников без учёта возраста. Продвижение зависит от индивидуальных результатов [5, С. 158]. |
Требования при устройстве на работу |
В первую очередь это резюме, образование. |
На выполненные проекты, собирают рекомендации и учитывают средний балл в дипломе [2]. |
Уровень зарплаты |
Уровень заработной платы - 45000 руб. в Москве [6]/ |
101 321 доллар США (по состоянию на 31 октября 2018 года) [7]. |
Качества личности |
инициативность, уверенность в себе, независимость, целеустремлённость, ответственность, креативность, производительность, мобильность, исполнительность [4, С. 17] |
инициативность, уверенность в себе, независимость, целеустремлённость, ответственность, креативность, производительность, мобильность, исполнительность [4, С. 17-18] |
Стандарты в области кадрового менеджмента |
Стандарты профессиональной деятельности в области кадрового менеджмента (2007 год) установили структурное деление на три уровня формирования знаний, умений и навыков специалистов: Первый это оперативный. Второй это тактический. Третий это стратегический. Оперативный уровень определяет две специализации: специалист по кадровому делопроизводству и специалист по управлению персоналом [4, С. 20]. |
Американская модель профессиональных стандартов управления персоналом заключается в том, что в специальном тестовом центре, кадровики проходят испытание и по его результатам им присваивается одна из трех ступеней:
- профессионал в управлении персоналом;
- старший профессионал в управлении персоналом;
- профессионал в области международного HR-менеджмента, или «глобальный» профессионал [2]. |
Найм на работу |
Протекционизм (использование связей) при найме на работу [5, С. 159] |
Система найма на работу посредством рынка труда, университетов, объявлений и просто рекомендаций коллег. При найме работника проверяется его соответствие вакантной должности [2]. |
Развитие персонала |
Начальники высшего звена компаний привыкли рассматривать служащих кадровых отделов только как инструмент для подбора персонала, при этом полностью отстраняют их от решения задач. |
Подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров, связь с учебными заведениями, подготовка программы карьеры. Менеджеры активно участвуют в бизнес-процессах и в разработке стратегического планирования в управление персоналом. |
Управление персоналом |
Строгая иерархия, подход к управлению персоналом обусловлен необходимостью быстрой отдачи |
начальник и сотрудник встречаются один на один и обсуждают, что может выполнить каждый из них для повышения действенности работы и взаимодействия [2]. |
Таблица 2.
Общие и различные ценности менеджера по персоналу в США и России
США |
Россия |
Общие ценности персонала |
Индивидуализм |
Коллективизм |
Упрощенность речи |
Западноевропейские корни |
Европейские и азиатские корни |
Гостеприимность |
Готовность рисковать |
Осторожность |
Любовь к технологиям |
Оптимизм |
Пессимизм |
Великодержавность |
Этика успеха |
Нельзя добиваться успеха за счет других |
Мышление с размахом, мессианство |
Прагматизм |
Эмоциональность |
Неприятие аристократов |
Несходство взглядов |
Консенсус |
Экспансионизм |
Из таблицы № 2 можно заметить, что, несмотря на выделенные отличия между персоналом двух рассматриваемых стран, их достаточно общий образ мышления создает базис для производительного сотрудничества и в конечном итоге для роста результативности работы всей компании в целом.
Иными словами, обращать внимание следует не только на то, что различает людей, но и на то, что их объединяет.
Сравнительная характеристика менеджера по персоналу в нашей стране и, с одной из стран Запада на примере США позволяет прийти к следующим выводам.
Различия менеджеров по персоналу в России и в США следующие: Первое это требования к квалификации. Второе это условия найма на работу. Третье это управление персоналом. Четвертое это уровень зарплаты.
Общими характеристиками у менеджеров по персоналу в России и в США являются:
- качества менеджера по персоналу;
- денежное стимулирование (заработная плата и дополнительные выплаты: оплата больничных, отпусков, страхование жизни, пенсии, оплата юридических услуг, физическое оздоровление сотрудников) - основный вид;
- развитие персонала;
- стандарты профессиональной деятельности управления персоналом.
Таким образом, профессия «менеджер по персоналу», имеет очень большой интерес, но и требования к человеку предъявляет высокие. Однако, ежегодно все больше руководителей начинают понимать необходимость появления в штате данной должности и все больше специалистов готовы попробовать себя в этой роли.