Статья:

Вероучения и богословская практика во внецерковном движении хлыстов

Конференция: XXII Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: История и археология

Выходные данные
Донцов А.Л. Вероучения и богословская практика во внецерковном движении хлыстов // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(22). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/11(22).pdf (дата обращения: 19.08.2022)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Вероучения и богословская практика во внецерковном движении хлыстов

Донцов Алексей Леонидович
магистрант, Белгородский государственный университет, РФ, г. Белгород

 

Рассматривая развитие сектантских общин хлыстов в Российской империи необходимо делать акцент на уникальной природе данного религиозного движения. Прежде всего, важно рассматривать его, именно, в контексте исторического периода и реалий, к которых оно развивалось. Так, уникальность подобного движения заключается в том, что, по своей сути, народная религия смогла столь внезапно охватить значительную часть общества и оказать сильное влияние не только на те социальные группы, в рамках которых зародилось, но и на те категории, которые по своей природе не должны были поддержать это движение и принять подобное учение.

Одно из первых полных описаний движения хлыстов можем видеть в труде церковного писателя XVIII века Дмитрия Ростовского, включающем обзор множества «еретических толков». Данное сочинение было закончено в 1709 г. и носило название «Розыск о раскольнической брынской вере, об учении их, о делах их и изъявление, яко вера их не права, учение их душевредно и дела их не богоугодны». В нем четко прослеживается позиция автора по отношению к своей пастве, которую он призван оберегать и к раскольникам. Именно данная работа позволила Дмитрию Ростовскому снискать славу «искоренителя раскола». Основу для появления раскола он видел, прежде всего, в малой образованности обычного человека и, зачастую, в «смутном образе веры», распространенном среди народа.

Автор свидетельствуют о появлении организованной ереси уже в конце XVII - начале XVIII веков. Говоря об источниках вероучения хлыстов следует отметить, прежде всего, откровения, получаемые через пророков и христов. Хлыстовская вера по своей сути является производной от православия, поэтому сектанты во многих случаях обращаются и к видоизмененным преданиям из Священного Писания. Отличает это вольный способ его трактования и произвольного обращения. Прямой смысл для них не представляется столь важным, они пользуются им лишь при помощи натянутых толкований. Одним из ярких примеров, к которым обращаются исследователи хлыстовской веры, выступает следующая трактовка: волхвы спрашивают, «где Христос рождается», а не родился, следовательно, Христос родился не один раз, а рождается постоянно. Именно таким методом и толкуется все Писание. Руководители движения, как правило, являлись довольно начитанными людьми, разбирающимися в Священном Писании, а также мирских трудах. Хлысты были склонны руководствоваться откровениями и изречениями своих руководителей, нежели Евангилием. Им они верят безоговорочно. И даже в том случае, если пророк говорит явно несообразные вещи. Так, в общинах были широко распространены представления о том, что откровения нынешних «христов» намного важнее, нежели Евангелие, т.к. оно в некой степени устарело и должно уступить наиболее новым откровениям. Традиция нагляднее всего уцелела в хлыстовских песнях, но и они постоянно заменялись новыми.

Исходя из всего этого, можем говорить о том, что причиной сложившейся ситуации и отсутствия преемственности межу сектантскими общинами, может служить разобщенность их духовных наставников, чье влияние зачастую было ограничено лишь своей общиной, нераспростаненностью письменной традиции, а вследствие этого,  и отсутствием руководства по проведению радений и обрядов. Именно это способствовало появлению новых традиций в разных общинах.

Однако, во всех случаях основой учения хлыстов выступает теория о мистическом возрождении человека через стяжание Духа Святого. Она заключается в следующем: для того, чтобы получить в себя Духа Божия, надо совершенно умереть для всего мирского, отказаться от мыслей о миpe, от пожеланий, страстей, отказаться от брака, ограничить свою плотскую жизнь до возможного минимума. Тогда в душе воцаряется Бог, человек воскресает и становится «духовным», «просвещенным», «новым человеком». С данного момента живет и действует уже не отдельный человек, а Святой Дух, находящийся внутри. Так, многие духовные лидеры общин хлыстов напрямую заявляли то, что они и сами понимали, что многие их поступки не соответствуют тому, что написано в Священном Писании, а многие и противоречат. Это объясняется тем, что своей воли они больше не имеют.

Основываясь на таком учении, строится и нравственность людей, причисленных к числу хлыстов. Все их действия направлены на то, чтобы получить Святого Духа, а затем – сохранить. Этим обусловлен отказ от многих «мирских» вещей: брака, употребления алкоголя, эмоциональности (в частности выражения гнева).

 

Список литературы:
1. Барсов Н.И. Русский простонародный мистицизм [Текст] / Н.И. Барсов.  – СПб.: Альфарет, 2011.
2. Высоцкий Н.Г. Первый опыт систематического изложения вероучения и культа «людей божиих» [Текст] /  Н.Г. Высоцкий.  – М.: Синодальная типография, 1917.
3. Панченко А.А. Христовщина и скопчество: фольклор и традиционна я культура русских мистических сект [Текст] / А.А. Панченко. – М.: ОГИ, 2002.