Статья:

Антирелигиозная пропаганда как метод борьбы с религией в период хрущёвской антирелигиозной кампании в СССР в 1958-1964 гг.

Конференция: LIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: История и археология

Выходные данные
Потапов А.И. Антирелигиозная пропаганда как метод борьбы с религией в период хрущёвской антирелигиозной кампании в СССР в 1958-1964 гг. // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. LIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 24(54). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/24(54).pdf (дата обращения: 26.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Антирелигиозная пропаганда как метод борьбы с религией в период хрущёвской антирелигиозной кампании в СССР в 1958-1964 гг.

Потапов Андрей Ильич
студент, Северный арктический федеральный университет им. М.В. Ломоносова, РФ, г. Архангельск
Тетеревлёва Татьяна Павловна
научный руководитель, канд. ист. наук, Северный арктический федеральный университет им. М.В. Ломоносова, РФ, г. Архангельск

 

На протяжении всей истории религия и церковь играли огромную роль в жизни нашего государства. Всегда существовала тесная связь между церковью и государством. И разумно предположить, что каждый из этих субъектов стремился получить власть над другим. Церковь часто стремилась вмешаться в государственные дела, в то время как политическая верхушка страны пыталась подчинить церковь своей власти, чтобы использовать в своих целях. Большую часть времени между церковью и государством существовало противостояние, но самый его разгар пришёлся на XX век, когда была свергнута монархия и к власти пришли большевики.

Всю историю борьбы государства с религией можно условно разделить на 2 периода: период «воинствующего атеизма», который пришёлся на 1920—1930-е годы, и период «научного атеизма», который длился с 1950 по 1980-е годы. В данной статье мы рассмотрим именно второй период.

Чтобы лучше понять выбранный нами хронологический отрезок, нам следует обратиться к прошлому и кратко описать, каким образом велась антирелигиозная пропаганда в период, предшествующий нашему. До 1941 года главным антирелигиозным пропагандистом являлась организация «Союз воинствующих безбожников», во главе с Емельяном Ярославским, которая была распущена в следствие войны. Далее её место заняла организация, которая именовалась как «Всесоюзное общество знание». По сравнению с «Союзом воинствующих безбожников», работа которого принесла большие результаты, деятельность общества не была столь массовой, а значит была и менее результативной. Но несмотря на это, члены общества продолжали регулярно устраивать просветительские лекции, мероприятия, и выпускали свой журнал «Наука и религия», который выпускался уже при Хрущёве.

В искусстве вектор антирелигиозной пропаганды сменился с плакатов и карикатур, высмеивающих религию, на кинематограф и литературу, однако цель оставалась всё та же – очернить и высмеять религию во всех её проявлениях. Лекции как средство борьбы с религией отошли на второй план, так как настала эпоха кино и СМИ. Именно через кинематограф, литературу и СМИ можно было воздействовать сразу на огромное количество людей. Известным литературным личностям стали поступать специальные государственные заказы по написанию антирелигиозной литературы, публикаций и также заказы на кино. В этот период появились повести «Чудотворная» и «Чрезвычайное» В. Ф. Тендрякова, «Грешница» Н. С. Евдокимова, «Тучи над Борском» С. Л. Лунгина и И. И. Нусинова, «Спасите наши души!» С. Л. Львова и другие [1]. По некоторым произведениям были сняты фильмы, которые пользовались популярностью среди населения (например, «Тучи над Борском»).

Что касается кино, эксперт в области кинематографа Александр Фёдоров констатировал: «Максимально заточенные на прямое отражение политических решений «верхов», советские антирелигиозные фильмы эпохи 1950-х — 1980-х годов выполняли предназначенные им «сверху» функции: обвиняли церковь и верующих в разнообразных грехах и старались внушить широкой аудитории атеистические взгляды» [3].

Если в литературных произведениях всё подавалось более завуалированно, СМИ в выражениях вовсе не стеснялись. Для антирелигиозных статей того времени была характерна излишняя эмоциональность. Авторы статей не скупились на такие слова, как «мракобесы», «фанатики» и прочее. Вместо того, чтобы заниматься укреплением позиций атеизма в разумах людей, они старались настроить людей против верующих, тем самым ещё больше разжигая неприязнь между верующими и атеистами.

Ещё одним инструментом борьбы с религией являлись те верующие, которые по каким-либо причинам отреклись от Бога и примкнули к лагерю атеистов. Люди, ещё недавно верящие в Бога и почитающие все церковные традиции, становились атеистами и начинали пропагандировать антирелигиозные взгляды. Одним из таких случаев была ситуация, произошедшая в Ленинградской духовной академии РПЦ, где протоиерей А. А. Осипов в декабре 1959 года отрёкся от церкви. До конца своей жизни он продолжал писать антирелигиозные книги.

Исходя из всего вышесказанного, мы можем сделать вывод, что, действительно, антирелигиозная пропаганда являлась мощнейшим оружием борьбы с религией в 1958-1964 годах. Она являлась одним из основных методов антирелигиозной борьбы. Вселяя в людей отвращение к религии, государство сильно упрощало себе задачу ликвидации религии в стране. Люди, уверовавшие в принципы атеизма, спокойно относились к действиям государства по истреблению религии в СССР. Более того, в общественной среде находились добровольцы, которые поддавшись влиянию пропаганды, сами помогали в разрушении храмов, в раскрытии «мракобесов» и «фанатиков» путём доносов. Поэтому мы можем сделать вывод, что указанная в названии данной статьи гипотеза верна, и антирелигиозная пропаганда является важной частью борьбы государства с религией в период Хрущёва.

 

Список литературы:
1. Никольская Т. К. Русский протестантизм и государственная власть в 1905—1991 годах. — СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2009
2. Поспеловский Д. В. Русская православная церковь в XX веке. — М., 1995.
3. Фёдоров А. В. Опыт герменевтического анализа советских аудиовизуальных медиатекстов антирелигиозной тематики на занятиях в студенческой аудитории // Инновации в образовании. — 2013. — № 7. — С. 78—94.
4. Цыпин В. А. История Русской православной церкви. 1917—1990. — М., 1994.