Статья:

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ РЕКЛАМЫ

Конференция: CLXV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: История и археология

Выходные данные
Немнова В.И. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ РЕКЛАМЫ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CLXV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 14(165). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/14(165).pdf (дата обращения: 25.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ РЕКЛАМЫ

Немнова Вероника Ивановна
студент, Армавирский государственный педагогический университет, РФ, г. Армавир
Карапкова Олеся Григорьевна
научный руководитель, доцент, Армавирский государственный педагогический университет, РФ, г. Армавир

 

Очевидно, что рекламные задатки зародились еще с появлением торговли, а именно в X-XI вв. Исходя из этого, мы проследим за развитием рекламной тенденции, начиная с Древней Руси.

Так, в период Древней Руси, впервые купцы стали использовать различные способы зазывания покупателей: они нанимали коробейников или так называемых «зазывал», которые придумывали коротенькие стишки про товары, а также, на проводимых ярмарках часто были распространены выкрики и различного рода прибаутки в  шуточной форме.

Зазывалы могли ходить по улицам вдоль торговых лавок и во весь голос расхваливать лавки и продающиеся в них товары.

Зачастую выступления могли сопровождаться даже театральными представлениями и веселой музыкой. Как раз в это время появляется и первая антиреклама, которая представляла собой остроумные ответы на выкрики зазывал. Необычным и весьма оригинальным средством рекламы стали лубки, которые еще называли фряжскими или потешными листами.

Они представляли собой народные картинки.

Такие рисунки печатались на специальных деревянных дощечках — лубах, а затем раскрашивались вручную. Если говорить о первом упоминании лубков, то оно относится к XVII веку так же, как и первая письменная реклама [1, с. 90].

При Петре I печатная реклама начинает набирать свои обороты, и в 1703 году выходят петровские «Ведомости», что свидетельствует о появлении настоящей прессы. Здесь начинается публикация  небольших объявлений о купле и продаже товаров, расположении магазинов и тому подобное. Как правило, рекламу размещали на последней полосе.

Печатали объявления и о продаже крепостных, покупке земли, поиске гувернантки. 

Вторая половина XIX века вносит свои краски в развитие отечественной рекламы. Интересным фактом является создание специализированных бюро, которые вели активную деятельность в плане продвижения товаров, также улучшилось техническое оснащение типографий. Благодаря технологиям гелиогравюры и фототипии листовки и вывески становятся более качественными и красочными [2, с. 169].

XX в. ознаменовался научно-техническим прогрессом, что способствовало появлению новых средств реклам. Таким образом, первая радиореклама появляется в 1920-х гг., а первая телереклама — в 1930-х гг. При этом, после Октябрьской революции частная реклама была запрещена. Необходимо отметить и то, что практически все объявления и плакаты этого периода были политическими. Советское правительство разрешило торговую рекламу лишь в 1922 году. В газетах вновь стали печатать объявления о купле и продаже товаров, на улицах — развешивать плакаты. В 1920-х возникли рекламные конторы «Рекламтранс», «Промреклама», коммерческое агентство «Связь».

Их деятельность была направлена на продвижение товаров государственных предприятий  [3, с. 82].

Вплоть до начала перестройки частная торговля была запрещена, а право на рекламу оставалось только у государства.

В прессе, в том числе в журнале «Новые товары», сообщали о новинках советской промышленности, государственных лотереях, сберкассах.

К подписным изданиям добавляли буклеты, в которых рекламировали книжную и печатную продукцию. В магазинах раздавали листовки с рецептами, в которых использовали новые продукты [5, с. 176]

На телевидении и радио СССР не было рекламных пауз. Однако небольшие ролики с информацией о товарах иногда вставляли в эфир перед фильмами. Первой рекламой такого типа стало видео о кукурузе, которое выпустили в 1964 году.

Во второй половине XX века на крупных предприятиях появились специальные подразделения, которые отвечали за рекламу. Среди сотрудников таких отделов распространяли бюллетень «Новости рекламы», куда помещали информацию о состоянии рекламного рынка [4, с. 162].

После начала процесса перестройки в СССР стала появляться реклама западного образца. Таким образом, на телевидении заняли свое место рекламные паузы, но это еще не все.

В различных газетах и популярных журналах публиковали объявления кооперативов, частных предприятий и иностранных компаний. Возникли частные рекламные агентства, первые частные издания, среди которых были «Независимая газета» и «Коммерсантъ». 

 

Список литературы:
1. Головлева Е.Л. Основы рекламы: Учебное пособие для вузов. – М.: Академический проспект, 2008. – 330 с.;
2. Овчаренко А.Н. Основы рекламы: Учебник для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс, 2006. – 495 с.;
3. Панкратов Ф. Г., Баженов Ю. К., Шахурин В. Г. Рекламная деятельность: Учебник. 7-е изд., перераб. и доп. М., 2004.;
4. Савельева О. О. Живая история российской рекламы. - М.: "Гелла-принт", 2004;
5. Ученова В. В., Старых Н. В. История рекламы. 3-е изд. – М. ЮНИТИ, 2008;