Статья:

«Культурная холодная война» как отражение конфронтации двух сверхдержав»

Конференция: CXXIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: История и археология

Выходные данные
Панина Я.А. «Культурная холодная война» как отражение конфронтации двух сверхдержав» // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CXXIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 19(129). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/19(129).pdf (дата обращения: 26.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

«Культурная холодная война» как отражение конфронтации двух сверхдержав»

Панина Яна Андреевна
студент, Армавирский государственный педагогический университет, РФ, г. Армавир
Карапкова Олеся Григорьевна
научный руководитель, канд. ист. наук, доцент, Армавирский государственный педагогический университет, РФ, г. Армавир

 

Исследование темы «холодной войны» в аспекте политического, экономического, военного и идеологического противостояния двух сверхдержав оставляет еще много пробелов.

Историки и политологи до сих пор спорят на многие темы, касающиеся конфронтации США и СССР.

Холодная война как идеологический конфликт между Западом и Востоком – либеральными демократиями и советским коммунизмом – в полной мере может рассматриваться как «культурная война», что подтверждают зарубежные исследования по истории международных отношений после 1945 г., которые появились в последнее десятилетие.

В данной работе освещен идеологический и культурный аспект противостояния двух сверхдержав. Так как именно с помощью культуры в сознании граждан формировался «образ врага».

"Холодная война" - геополитическое, экономическое и идеологическое противостояние между блоками стран во главе с СССР и США, определявшее ход международных отношений на протяжении почти всей второй половины XX века. [1]

Доктрина, которую выдвинул президент США Г.Э. Трумен в 1947 году, позволила противостоянию двух сверхдержав превратиться в «холодную войну», дав идеологическое этому обоснование как глобальному геополитическому, военному, экономическому и идеологическому противостоянию.

Согласно этой концепции конфликт между коммунизмом и западными ценностями демократии непримирим. Среди целей Соединенных Штатов здесь можно выделить следующие:

- недопущение распространение сферы влияния СССР в мире;

-предотвращение распространения коммунизма;

Опасаясь распространения коммунистической идеологии и массовой ее поддержки, США начали активно противодействовать СССР. Американская элита поставила перед собой задачу выстроить систему, дающую возможность мировой гегемонии для США и соответствующую интересам американского государства. [2]

Для достижения указанной цели американской администрацией были привлечены различные внешнеполитические ведомства, университеты, экспертное сообщество, неправительственные организации.

Образовательные, культурные и информационные программы стали основным инструментом продвижения концепции внешней политики США и внедрения ее в общественное сознание, а также формирования благоприятного образа Соединенных Штатов Америки в мире.

В Советском Союзе, в котором существовала жесткая цензура, а искусство нередко выполняло пропагандистские цели, использование культуры как идеологического оружия было естественным проявлением политической системы. Западные страны, напротив, видели в свободном развитии искусства один из своих идеологических козырей в борьбе с СССР.

Для советского режима, в котором марксистско-ленинская идеология была краеугольным камнем, идеологический конфликт («культурная война») был нормальным состоянием.

Культура действительно использовалась как инструмент политического влияния на внешнеполитической арене во второй половине XX века. Проявления этого противостояния можно было наблюдать во всех отраслях массовой культуры.

Посредством пропаганды образ того или иного явления входит в общественное сознание и формирует соответствующее отношение общества.

Что касается особенностей проявления данного феномена, то можно отметить следующее:

-важным элементом «мягкой силы» на внешнеполитической арене стала массовая культура в рамках публичной дипломатии, причем в советской научной школе данное понятие трактовалось исключительно негативно. В целом же в исторической перспективе оценки массовой культуры менялись от однозначного ее неприятия до признания того, что она может вовсе не подразумевать под собой потерю индивидуальной идентичности участников процесса коммуникации;

-в идеологической борьбе социализма против Запада относительно эффективной была политика железного занавеса, который почти полностью изолировал социалистическое содружество от иных, альтернативных систем ценностей, идей и образов и внушал советскому обывателю представление, что он живет в лучшем из возможных миров, что трудящимся «загнивающего Запада» живется намного труднее.

Политика же культурной дипломатии позволила США выйти на принципиально новый уровень использования «мягкой силы» во внешней политике в эпоху холодной войны, расширив процесс экспансии американских культурных ценностей в страны социалистического лагеря и усилив свои позиции в идеологической борьбе за умы и сердца людей во всем мире.

 

Список литературы: 
1. Аджиева, Ф.А. Противостояние двух политических систем – «Холодная война» / Ф.А. Аджиева // Материалы X Международной научно-практической конференции «Вектор развития современной науки». – М.: Олимп, 2016. – С. 77-80.
2. Беглов, С.И. Внешнеполитическая пропаганда. Очерк теории и практики / С.И. Беглов. – М.: Высшая школа, 1980. – 315 с.