Статья:

ГАРДЕРОБ АНГЛИЙСКОЙ АРИСТОКРАТИИ ВИКТОРИАНСКОЙ ЭПОХИ

Конференция: CLXIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: История и археология

Выходные данные
Шаруда А.А., Ярмонова В.В., Реморенко М.И. ГАРДЕРОБ АНГЛИЙСКОЙ АРИСТОКРАТИИ ВИКТОРИАНСКОЙ ЭПОХИ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CLXIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 12(163). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/12(163).pdf (дата обращения: 22.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ГАРДЕРОБ АНГЛИЙСКОЙ АРИСТОКРАТИИ ВИКТОРИАНСКОЙ ЭПОХИ

Шаруда Артем Андреевич
студент, ФГБОУ ВО Армавирский государственный педагогический университет, РФ, г. Армавир
Ярмонова Владислава Владимировна
студент, ФГБОУ ВО Армавирский государственный педагогический университет, РФ, г. Армавир
Реморенко Максим Иванович
студент, ФГБОУ ВО Армавирский государственный педагогический университет, РФ, г. Армавир
Назарова Вероника Вячеславовна
научный руководитель, канд. ист. наук, доцент, ФГБОУ ВО Армавирский государственный педагогический университет, РФ, г. Армавир

 

Аннотация. В данной статье рассмотрены предпосылки существенных преобразований в области моды в период Викторианской эпохи в Англии. Проанализированы эволюционные изменения тенденций женской и мужской моды. Выявлены основные видоизменения гардероба на каждом их этапов. Подведены итоги и сделаны общие выводы.

Abstract. This article examines the prerequisites for significant transformations in the field of fashion during the Victorian era in England. Evolutionary changes of trends in women's and men's fashion are analyzed. The main changes of closet at each stage are revealed. The results are summed up and general conclusions are drawn.

 

Ключевые слова: панталоны, корсет, кринолин, турнюр, корсаж, фрак, сюртук.

Keywords: pantaloons, corset, crinoline, bustle, corsage, tailcoat, coat.

 

Викторианская мода состоит из различных тенденций в британской культуре. В Британской империи на протяжении Викторианской эпохи, примерно с 1830-х гг. по 1890-е гг., произошло много изменений, включая изменения в стилях, модных технологиях и методах распространения новых тенденций.

При королеве Виктории Англия переживала период экономического роста, связанного с технологическим прогрессом. Массовое производство швейных машин в 1850-х гг., а также появление синтетических красителей, внесли серьезные изменения в моду. Одежду стало возможно изготавливать быстрее и дешевле. Развитие полиграфии и распространение модных журналов позволило массам принять участие в развивающихся тенденциях «высокой» моды, открыв рынок массового потребления и рекламы.

Совокупность этих факторов породило многообразие различных частей как женского, так и мужского гардероба.

Кратко осветим все эти элементы женского гардероба [1]:

  1. Домашнее платье или же утреннее платье. Это было простое платье обычного кроя, в котором благородные дамы ходили по дому. В основном в нем выходили завтракать (отсюда и второе название – утреннее платье) или встречались с членами семьи. Для данного платья были характерны высокий вырез, длинные рукава, приглушенные цвета и отсутствие каких-либо украшений (если они и были, то в минимальном количестве). Стоит отметить, что платье такого рода почти всегда не менялось по сезону.
  2. Чайное платье. Это было легкое домашнее платье, появившееся в 1870-х гг., но получившее признание лишь в 1880-х гг. Данное платье отличалось тем, что под него надевался корсет (это было удивительно, так как к этому времени популярность корсетов начинала понемногу уменьшаться). В таком наряде дама встречалась с родными или домочадцами в гостиной за чашечкой чая.
  3. Платье для приемов. Это наряд, предназначенный для встречи каких-либо гостей в утренние или же дневные часы. По сравнению с домашним платьем оно было более сложного кроя, но в то же время оставалось довольно скромным и аккуратным. В основном такие платья имели темные или же скромные цвета. Отметим, что платья подобного рода, могли быть легко заменены любыми компонентами дневного туалета.
  4. Платье для визитов. В ввиду того, что у англичан было принято наносить визиты до полудня, данный вид платья должен был отвечать стандартам дневного туалета, а именно должны были открыты плечи и руку, а декольте должно было вовсе отсутствовать. Платья для визитов в обязательном порядке должно было быть дополнено шляпкой и перчатками.
  5. Платье для прогулок. Это выходное платье, в котором благородная дама могла появиться на улице, для различного рода прогулок на свежем воздухе, но кроме верховых. По этикету знатной леди необходимо было иметь несколько выходных платьев (для хорошей погоды, для сомнительной погоды, для дождливой погоды и верхнюю одежду для холодного времени года). Данное платье в обязательном порядке должно было дополняться каким-либо головным убором и перчатками. [6]
  6. Обеденное платье или платье для ужина. Данное платье имело несколько отличительных особенностей. Оно было гораздо более богаче, в отличии от простого домашнего, оно дополнялось различными аксессуарами и различными украшениями, но в то же время, в отличии от вечернего или бального платьев оно было полностью закрытым. Платье использовалось для приемов пищи с домочадцами или же гостями в обеденное или вечернее время.
  7. Вечернее платье. Данный наряд был неотъемлемой частью гардероба благородной дамы. Он предназначался для похода на различные официальные мероприятия (званный ужин, посещение театра или же оперы, какой-либо большой прием очередного знатного лорда или герцога). Вечерние платья сильно отличались от всех остальных, так как имели глубокое декольте и короткие рукава. Они шилось согласно веяниям моды того или иного периода (можно сказать, что в Викторианскую эпоху мода менялась чуть ли не каждое десятилетие) из дорогих тканей с использование дорогих материалов и украшений. Вечерний наряд всегда дополнялся аксессуарами – перчатками, различными драгоценными украшениями, в случае необходимости, можно было использовать верхнюю накидку.
  8. Бальное платье. Это было самое торжественное платье в женском гардеробе Викторианской эпохи. По своему фасону и оформлению было очень похожим на вечернее платье, но его отличала более богатая отделка.
  9. Придворное платье. Данное платье должно было соответствовать правилам королевского двора. На протяжении XIX века основной чертой такого платья был длинный шельф, который к 1870-м гг. перешел в вечернюю моду (как говорилось выше, все, что нравилось королеве Виктории, в тот же момент становилось популярным, поэтому не удивительно, что шельфы стали очень модными).
  10. Платье для поездок в экипаже или же платье для путешествий. Данные платья, в отличии от всех остальных, отличались своей практичностью, а, самое главное, удобством. Наряд подобного рода не стеснял женщину в движении и позволял ей удобно садиться в экипаж и передвигаться, не пачкая при этом платья. Дорожные платья шились из мягких тканей и в основном были не яркими, то есть соответствовали своему основному назначению. Длинна такого платья была гораздо меньше, нежели длина других платье, это обуславливалось, как уже говорилось выше, тем, что дама могла испачкать длинное платье во время путешествия. Дополнениями к таким нарядам могли служить накидки, пелерины или пальто.
  11. Амазонка. Это платье предназначалось исключительно для верховой езды, о чем и говорит его название. В основном такой наряд был темного цвета с широкой юбкой и шляпкой в виде мужского цилиндра или же котелка с вуалью. Обязательными атрибутами платья для верховой езды были перчатки и шейный платок. [7]

Стоит отметить, что в XIX в. гардероб дамы состоял не только из верхней одежды, напротив, богатство определялось по количеству различных дополнений для поддержания пышной формы платья. Из-за такого положения, туалет английских леди включал в себя большое разнообразие нижнего белья:

  1. Панталоны. Это, так называемые, нательные штаны, длина которых была до колена или же чуть выше. Штанины не сшивались, оставляя шаговый шов. Половинки соединяли сзади на талии при помощи различных завязок или пуговиц. Верхняя часть панталон прижималась к телу корсетом. При такой конструкции женщина могла отправлять естественные потребности не снимая корсета, на шнурование которого уходило не мало сил и времени.
  2. Сорочка. Представляла из себя легкое платье либо без рукавов, либо с короткими рукавами, порой украшенной вышивкой или же кружевами. Данная вещь надевалась под корсет, чтобы защитить кожу от натирания, что было частым явлением, так как корсет прилагался почти к каждому платью.
  3. Корсет. Главный элемент женского костюма XIX в., предназначенный для того, чтобы придать женской фигуре привлекательные формы. Корсет обтягивал тело от груди до таза и таким образом создавал видимость тонкой талии, если такой не было. Данный элемент гардероба имел металлические вставки и зашнуровывался либо спереди, либо сзади. По большей части все корсеты были изготовлены из льна или же хлопка и имели светлые цвета, но иногда можно было встретить корсеты темных цветов или даже цветные.
  4. Нижняя юбка. Данная юбка надевалась поверх корсета. Изготавливалась из легкой ткани и украшалась различными кружевами или вышивкой. На протяжении XIX в. спросом пользовались нижние юбки с обручами из стали или китового уса, которые поддерживали форму верхнего платья.
  5. Лиф-чехол. Элемент нижнего белья, чем-то напоминающий легкую кофту. Надевался поверх корсета. В основном, такой лиф имел круглый вырез, и не имел рукавов, завязывался в районе шеи и талии, иногда он соединялся с панталонами и нижней юбкой.
  6. Кринолин. Это был жесткий каркас, имеющий куполообразную форму, который должен был придавать пышность платьям и поддерживать эту форму. Популярность такого элемента гардероба была характерна с 1851 по 1867 гг. (от Лондонской выставки 1851 г. до выставки в Париже 1867 г.). В дальнейшем кринолины вытеснили турнюры. [2]
  7. Турнюр. Специальное приспособление, предназначенное для придания пышных форм платью. По своему предназначению напоминал кринолин, но имел более удобную форму и предназначался, чтобы придать пышность задней части платья. Был обязательным элементом женского гардероба в 70-80-х гг. XIX в.
  8. Корсаж. Одна из частей платья, которая предназначалась для того, чтобы прикрывать бюст. Корсаж плотно прилегал к телу и защищал корсет от верхнего платья.

Можно заметить, что гардероб английской аристократки был довольно громоздким, что создавало определенный антураж эпохи.

Отметим, что изменение модных тенденций в Англии XIX в., как правило, касались женской моды, что, собственно, было не удивительно, так как на троне сидела женщина. Однако, несмотря на это, мужская мода тоже, отчасти, изменялась, поэтому данному аспекту тоже стоит уделить внимание.

В самом начале Викторианской эпохи мужской костюм продолжает оставаться все таким же строгим и сдержанным: фрак, который строго сшивался по талии, довольно длинные узкие брюки, жилет, галстук и цилиндр. Верхняя одежда, в основном, была представлена пальто, которое тоже шилось строго по фигуре мужчины. В последующее время, когда женская мода менялась чуть ли не каждые 5-6 лет, мужская одежда особо не изменялась, разве что только отдельные черты, которые не несли кардинальных изменений, как например отказ от турнюров и переход к натуральным формам.

Если говорить о цветовой гамме мужских костюмов, то можно отметить, что на протяжении всего правления королевы Виктории, мужская одежда была почти вся темной (черной, темно-синей, темно-зеленой, коричневой или темно серой). Исключением в мужском гардеробе являлись жилеты, галстуки и шейные платки, которые могли быть цветными и яркими. В моду начинает входить рисунок клетка. [3]

Также изменению подвергалась длина пальто. Пиджаки со временем стали свободными, в прошлое ушла идея перетягивать мужскую талию. В 1870-е гг. пиджаки были квадратной формы без центрального шва, что позволяло им свободно сидеть на мужчине, но в 1880-е гг. мода на зауженные пиджаки возвращается. Брюки со временем тоже стали свободными, а не плотно прилегающими к ногам. К концу XIX в. брюки были полностью свободными с заутюженными складками спереди и сзади. Примерно к середине 1880-х гг. сложился классический мужской костюм-тройка, состоящий из пиджака, брюк и жилета.

Можно заметить, что мужские костюмы со временем стали абсолютно свободными и эта тенденция была схожа и с женской модой, которая по итогу тоже пришла к тому, чтобы быть более удобной и свободной.

Стоит отметить, что из себя представлял гардероб состоятельного англичанина Викторианской эпохи:

  1. Классический костюм. Данный элемент мужского гардероба был основным и самым популярным. В свою очередь он состоял из следующих элементов:
  1. Сорочка. Представляла собой некую белую рубашку, воротник и манжеты которой необходимо было крахмалить. Довольно часто у подобных рубашек были сменные манжеты и воротники.
  2. Жилет. Являлся неотъемлемой частью мужского костюма-тройки. По цвету он мог быть светлым или темным, но довольно часто можно было встретить цветные жилета, порой в клеточку, которая была популярны в то время. В основном жилеты изготавливали из шерсти и хлопка, но порой можно было встретить и жилет из шелка.
  3. Пиджак. Верхняя часть мужского костюма, состоящая из однобортной или двубортной куртки.
  4. Сюртук. Пиджак, но длиною, примерно, как пальто, в основном приталенный. Был основным компонентом мужского гардероба на протяжении всего XIX в. Длина редингота и длина его рукавов менялись в соответствии с модой того или иного десятилетия.
  5. Фрак. Строго черный пиджак, длина которого сзади доходила до колена, с узкими и длинными фалдами сзади. Данный элемент гардероба предназначался только для официальных мероприятий.
  6. Визитка. однобортный сюртук с закругленными расходящимися спереди полами.
  7. Смокинг. Пиджак из сукна с открытой грудью и длинными шелковыми отворотами. [5]
  1. Брюки. В начале эпохи характеризовались высокой талией, которая в последующие десятилетия уменьшалась. Брюки носились без ремня, на подтяжках. Длина брюк варьировалась в зависимости от модных тенденций.
  2. Галстук или шейный платок. Выступал всего лишь аксессуаром, который дополнял стандартный мужской костюм. В различные периоды цвета галстуков менялись, они могли быть белыми, черными или же вовсе яркими, порой в клеточку.

Подводя общий итог, можно сказать, что за весь исследуемый нами период мода менялась очень часто. В правление королевы Виктории модные тенденции сменялись каждое десятилетия. В гардеробе английской дамы были десятки платьев для различных нужд. Изначально законы моды трактовали необходимость подчеркивать фигуру, утягивая талию, но в итоге в конце XIX в. популярными стали свободные платья.

Говоря же о мужской гардеробе, можно заметить, что он не сильно менялась по ходу всей Викторианской эпохи, разве что незначительно.

Из сказанного выше, следует вывод, что за период правления королевы Виктории, английская мода стала неотъемлемой часть повседневной жизни английской аристократии.

 

Список литературы:
1. Части женского платья конца XIX века [Электронный ресурс] //URL:// https://www.marquise.de/en/1800/glossar.shtml Дата обращения: 22.02.2022
2. Кибалова Л., Гербенова О., Ламарова М. Второе рококо (1840-1870) // Иллюстрированная энциклопедия моды. Прага: Артия, 1966. С. 271-277.
3. Мужская одежда викторианской эпохи. [Электронный ресурс] //URL:// http://www.womenclub.ru/fashonhistory/4817.htm Дата обращения: 22.02.2022.
4. История костюма-тройки. [Электронный ресурс] //URL:// https://arzamas.academy/materials/456 Дата обращения: 22.02.2022.
5. Виноградов В., Алешина О., Маят Е., Зыкова Е. Королева Виктория и золотой век Британии. Аст-Пресс, 2012. С. 50-55.
6. Кобзева В. Английская мода и модельеры // Горинские чтения. Инновационные решения для АПК. Майский: Белгородский государственный аграрный университет имени В. Я. Горина, 2021. С. 264.
7. Mikhailova G. I. The original English names of clothing as the confirmation of the significance of the UK contribution to the world fashion culture // Наука и социум. Новосибирск: Частное учреждение дополнительного профессионального образования Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы, 2020. P. 65-68.