Установление межпредметных связей на уроках истории и обществознания
Секция: История и археология
XII Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
Установление межпредметных связей на уроках истории и обществознания
В настоящее время задачи среднего образования ориентированы на создание в процессе школьного обучения обобщенной картины мира на основе организации работы самих учащихся, осваивающих универсальные способы познавательной деятельности.
Всё это приводит к исследованию проблем реализации межпредметных связей. Например, значительное количество публикаций, таких авторов, как В.Н. Максимова, Д.И. Зверев, В.Н. Фёдорова и др., посвящены установлению преемственных связей между предметами естественного цикла [1, с. 28].
Начиная со второй половины XX века, когда в средней школе стали преподавать курс обществоведения, вопросы установления межпредметных связей истории и обществознания исследовались в контексте марксистского мировоззрения [2, с. 9].
Сегодня, когда обществознание стало одним из основных предметов основной школы, осуществляется переход к деятельностной модели обучения, необходимы дальнейшие поиски эффективного решения путей установления межпредметной связи обществознания и истории, а также приёмов обучения.
Ю.А. Самарин считает, что межпредметные системы знаний являются показателем умственного развития человека, который способен к эффективной познавательной деятельности.
А межпредметные ассоциации, прежде всего, способствуют умению видеть изучаемый объект в новой системе отношений [5, с. 42].
Опираясь на общие знания и умения в области истории и обществознания, можно устанавливать межпредметные связи.
В данной статье рассматриваются различные приемы и пути установления межпредметных связей, которые способствуют решению проблемы их переноса в современные условия.
Предметы – история и обществознание, содержат интегративные знания о различных сторонах развития общества, а также обладают большим потенциалом для установления межпредметных связей. И анализ действий учащихся по установлению этих связей даёт возможность подразделить приемы их реализации на 3 группы:
- Приемы, связанные с установлением ассоциативных связей, т.е. припоминание изученного материала в курсе другого предмета.
- Приемы, направленные на перенос знаний из одной предметной области в другую.
- Приемы, осуществляющие анализ, структурирование, конкретизацию нового материала.
Рассматривая первую группу приемов, можно сказать, что первоначально ассоциации устанавливаются с опорой на чувственный опыт (ощущения, представления), абстрактное и логическое мышление.
В связи с этим ассоциации можно классифицировать по:
а) по степени отдаленности для переноса (ассоциации в зоне ближайшего развития, за её пределами, а также при изучении неизвестных зон);
б) по содержанию (ассоциации, связанные с мыслительными процессами и аудиовизуальными образами);
в) по степени их воспроизведения (продуктивные и репродуктивные) [3, с. 100].
Таким образом, для установления ассоциативного ряда к первой группе приемов будут относиться те, которые способствуют актуализации знаний при помощи наглядности.
Такие приемы очень эффективны на уроках истории и обществознания. Например, задание по определению структуры основных сословий Российской империи XIX века в процессе работы для презентации.
Вторая группа приемов направлена на структурирование, анализ, и конкретизацию информации.
К этой группе относится, так называемый, прием – «копилка», который предполагает пути решения задачи, требующей приведения ассоциаций с ранее изученным материалом.
Например, задание на уроке обществознания по поиску синонимов к термину «право» после изучения периода правления Ярославичей в курсе истории Отечества.
Завершает процесс установления межпредметной связи третья группа приемов. На этой стадии осуществляется актуализация знаний и их перенос в другую предметную область. К таким приемам можно отнести, например, прием – «написание эссе».
Эта работа выполняется в классе, после обсуждения той или иной проблемы. В эссе ценится оригинальность решения проблемы и аргументация, что помогает целостному осмыслению [4, с. 51].
Все эти группы приемов соответствуют трем этапам преодоления проблемы переноса знаний.
На первом этапе, непосредственно, в процессе припоминания, как ученику, так и учителю может принадлежать активная позиция. Учитель вспоминает факты, приводит различные примеры.
Ученики вспоминают и воспроизводят на репродуктивном уровне.
На втором этапе происходит переосмысление информации учащимися.
Они анализируют, сравнивают и сопоставляют, имеющиеся у них данные. Итогом данного этапа будет новое знание.
На третьем этапе учитель уточняет и углубляет знания, привлекая при этом новый материал.
От учащихся, в свою очередь, требуется переход на более высокий – творческий – уровень мышления.
Подводя итог, можно сказать, что такие учебные предметы, как история и обществознание, содержат в себе огромный багаж знаний о различных сторонах развития общества, что дает возможность на установление тесных межпредметных связей.