Статья:

Установление межпредметных связей на уроках истории и обществознания

Конференция: XII Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: История и археология

Выходные данные
Котенёва Д.С., Абрамова А.И. Установление межпредметных связей на уроках истории и обществознания // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(12). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/1(12).pdf (дата обращения: 29.03.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Установление межпредметных связей на уроках истории и обществознания

Котенёва Дарья Сергеевна
студент, Армавирский государственный педагогический университет, РФ, г. Армавир
Абрамова Анастасия Игоревна
студент, Армавирский государственный педагогический университет, РФ, г. Армавир
Хлопкова Виктория Михайловна
научный руководитель, канд. ист. наук, доцент, Армавирский государственный педагогический университет, РФ, г. Армавир
Геворгян Гаяне Аршалуйсовна
научный руководитель, канд. ист. наук, доцент, Армавирский государственный педагогический университет, РФ, г. Армавир

 

В настоящее время задачи среднего образования ориентированы на создание в процессе школьного обучения обобщенной картины мира на основе организации работы самих учащихся, осваивающих универсальные способы познавательной деятельности.

Всё это приводит к исследованию проблем реализации межпредметных связей. Например, значительное количество публикаций, таких авторов, как В.Н. Максимова, Д.И. Зверев, В.Н. Фёдорова и др., посвящены установлению преемственных связей между предметами естественного цикла [1, с. 28].

Начиная со второй половины XX века, когда в средней школе стали преподавать курс обществоведения, вопросы установления межпредметных связей истории и обществознания исследовались в контексте марксистского мировоззрения [2, с. 9].

Сегодня, когда обществознание стало одним из основных предметов основной школы, осуществляется переход к деятельностной модели обучения, необходимы дальнейшие поиски эффективного решения путей установления межпредметной связи обществознания и истории, а также приёмов обучения.

Ю.А. Самарин считает, что межпредметные системы знаний являются показателем умственного развития человека, который способен к эффективной познавательной деятельности.

А межпредметные ассоциации, прежде всего, способствуют умению видеть изучаемый объект в новой системе отношений [5, с. 42].

Опираясь на общие знания и умения в области истории и обществознания, можно устанавливать межпредметные связи.

В данной статье рассматриваются различные приемы и пути установления межпредметных связей, которые способствуют решению проблемы их переноса в современные условия.

Предметы – история и обществознание, содержат интегративные знания о различных сторонах развития общества, а также обладают большим потенциалом для установления межпредметных связей. И анализ действий учащихся по установлению этих связей даёт возможность подразделить приемы их реализации на 3 группы:

  1. Приемы, связанные с установлением ассоциативных связей, т.е. припоминание изученного материала в курсе другого предмета.
  2. Приемы, направленные на перенос знаний из одной предметной области в другую.
  3. Приемы, осуществляющие анализ, структурирование, конкретизацию нового материала.

Рассматривая первую группу приемов, можно сказать, что первоначально ассоциации устанавливаются с опорой на чувственный опыт (ощущения, представления), абстрактное и логическое мышление.

В связи с этим ассоциации можно классифицировать по:

а) по степени отдаленности для переноса (ассоциации в зоне ближайшего развития, за её пределами, а также при изучении неизвестных зон);

б) по содержанию (ассоциации, связанные с мыслительными процессами и аудиовизуальными образами);

в) по степени их воспроизведения (продуктивные и репродуктивные) [3, с. 100].

Таким образом, для установления ассоциативного ряда к первой группе приемов будут относиться те, которые способствуют актуализации знаний при помощи наглядности.

Такие приемы очень эффективны на уроках истории и обществознания. Например, задание по определению структуры основных сословий Российской империи XIX века в процессе работы для презентации.

Вторая группа приемов направлена на структурирование, анализ, и конкретизацию информации.

К этой группе относится, так называемый, прием – «копилка», который предполагает пути решения задачи, требующей приведения ассоциаций с ранее изученным материалом.

Например, задание на уроке обществознания по поиску синонимов к термину «право» после изучения периода правления Ярославичей в курсе истории Отечества.

Завершает процесс установления межпредметной связи третья группа приемов. На этой стадии осуществляется актуализация знаний и их перенос в другую предметную область. К таким приемам можно отнести, например, прием – «написание эссе».

Эта работа выполняется в классе, после обсуждения той или иной проблемы. В эссе ценится оригинальность решения проблемы и аргументация, что помогает целостному осмыслению [4, с. 51].

Все эти группы приемов соответствуют трем этапам преодоления проблемы переноса знаний.

На первом этапе, непосредственно, в процессе припоминания, как ученику, так и учителю может принадлежать активная позиция. Учитель вспоминает факты, приводит различные примеры.

Ученики вспоминают и воспроизводят на репродуктивном уровне.

На втором этапе происходит переосмысление информации учащимися.

Они анализируют, сравнивают и сопоставляют, имеющиеся у них данные. Итогом данного этапа будет новое знание.

На третьем этапе учитель уточняет и углубляет знания, привлекая при этом новый материал.

От учащихся, в свою очередь, требуется переход на более высокий – творческий – уровень мышления.

Подводя итог, можно сказать, что такие учебные предметы, как история и обществознание, содержат в себе огромный багаж знаний о различных сторонах развития общества, что дает возможность на установление тесных межпредметных связей.

 

Список литературы:
1. Гурьев И.И. Межпредметные связи в системе современного образования. – М., 2002. – [Электронный ресурс] – Режим доступа – URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01000972412 (Дата обращения 04.01.2019).
2. Дружкова Л.В. Межпредметные связи в школьном курсе обществоведения. – Л., 1978. 
3. Зверев И.Д., Максимова В.Н. Межпредметные связи в современной школе. – М.: Педагогика, 1981. 
4. Максимова В.Н. Межпредметные связи и совершенствование процесса обучения. – М., 1984.
5. Самарин Ю. А. Очерки психологии ума. Особенности умственной деятельности школьников. М., Изд-во АПН РСФСР, 1962. - 504 с. – [Электронный ресурс] – Режим доступа – URL: http://infonarod.ru/info/samarin-yu-ocherki-psihologii-uma-osobennosti-umstvennoy-deyatelnosti-shkolnikov-m-izd-vo-apn (Дата обращения 06.01.2019).