Статья:

«Домострой» как отражение ментальности людей средневековой Руси

Конференция: XV Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: История и археология

Выходные данные
Мальцев М.А. «Домострой» как отражение ментальности людей средневековой Руси // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(15). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/4(15).pdf (дата обращения: 16.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

«Домострой» как отражение ментальности людей средневековой Руси

Мальцев Михаил Алексеевич
студент, Белорусский государственный университет, Республика Беларусь, г. Минск
Федосик Виктор Анатольевич
научный руководитель, д-р ист. наук, профессор, Белорусский государственный университет, Республика Беларусь, г. Минск

 

В средневековом европейском обществе объяснение большинства природных и социальных явлений исходило из философской концепции теоцентризма, которая представляла собой принцип религиозного мировоззрения, в центре которого находился Бог, как творец всего сущего. Церковь являлась ведущим социальным институтом, участвующим в воспитании, образовании, и формировании личности в целом. Духовенство оказывало существенное влияние на внешнюю и внутреннюю политику государства. 

Одним из источников, подробно описывающих повседневную жизнь, быт, сознание и представление об окружающем мире, отношения простого населения к духовенству и высшим силам, является «Домострой».

«Домострой» (Книга, содержащая в себе полезные сведения, поучения и наставления всякому христианину — мужу, и жене, и детям, и слугам, и служанкам) – памятник русской литературы XV – XVI веков, являющийся сборником правил, советов и наставлений по всем направлениям жизни человека и семьи, включая общественные, семейные, хозяйственные и религиозные вопросы. Сборник наиболее известен в редакции середины XVI века, приписываемой протопопу Сильвестру. С точки зрения лингвистики интересен как опыт синтеза литературно-книжной речи (церковно-славянского языка) и народно-разговорного языка.

«Домострой» является одним из уникальных, хотя несколько забытых, литературных памятников средневековой Руси, отражающий средневековый экономический и нравственный менталитет средневековых людей. Его изучение позволяет глубже проникнуть в характерные черты людей, приблизиться к коренным, изначальным особенностям общественных отношений на Руси и использовать их при поиске современных идей социально-экономического духовного, культурного и нравственного развития страны.

«Домострой» возник в XV веке во времена Новгородской республики в Великом Новгороде. По мнению многих исследователей, текст «Домостроя» появился в результате длительного и кропотливого труда клириков на основе существовавшей на момент написания религиозной литературы. Книга почти сразу получила распространение среди новгородских бояр и купечества. В середине XVI века «Домострой» был переписан духовником и сподвижником Ивана Грозного – протопопом Сильвестром в качестве назидания молодому царю. «Домострой» в обновлённой, существующей по сей день, редакции был составлен иеромонахом московского Чудова монастыря, работавшим справщиком московской духовной типографии, а позже игуменом – Карионом (Истоминым) в XVII веке. Эта редакция объединяла несколько существовавших на тот момент версий. Также стоит отметить переиздание 1887 года, осуществлённое В.А. Яковлевым.

«Домострой» в редакции Сильвестра представляет собой шестьдесят семь глав с предисловием и отеческим наставлением сыну. Сгруппирован сборник в следующем порядке: «Как веровати»; «Как царя чтити»; «О строении домовном»; «Как жить с женами и с детьми, и с домочадцами»; «О соблюдении вещей»; «Послание и наставление отца сыну». Помимо религиозной, нравственной и назидательной частей, «Домострой» давал руководство по ведению домашнего хозяйства и хозяйственных отношений [3].

Необходимость написания подобных наставлений была вызвана отсутствием регламентации жизнедеятельности простых людей, «мирян». Православное чёрное духовенство во всех монастырях жило по правилам святого Василия Великого, однако мирская жизнь долго не имела своего «устава».

В тексте «Домостроя» чувствуется глубокое человеческое уважение к труду: «благословенным трудом и средствами праведными жить подобает всякому человеку», «люди торговые и мастеровые тоже пусть торгуют и промышляют лишь тем, что благословляется праведным их трудом, ... не ростовщичеством, но благодаря приплоду, труду и всякому урожаю»

Интересным фактом является экономическое воззрение, описанное в «Домострое». По мнению кандидата экономических наук В.С. Бочко «Домострой» ­­­– экономический документ эпохи зарождения первоначального накопления капитала [1]. В этом смысле можно сказать, что «Домострой» является образцом институциональных положений по ведению хозяйственной деятельности на уровне микроэкономики, так как современная экономическая наука, особенно западная, поставив в основу производственной деятельности домохозяйство, вышла на необходимость не только объяснений, но и выработки советов о способах и приемах работы людей для обеспечения успешной работы и процветания каждого домохозяйства.

Наибольшее внимание исследователей, ввиду споров о правильности методов, привлекают части текста, где описывались рекомендации жестоких наказаний членов семьи: муж должен «быть грозой для жены». Также рекомендовалось строго наказывать детей и жену за различные проступки. Ввиду этого «Домострой» и его правила подвергаются критике даже современного православного духовенства. Жестокость описания наказаний жены стала известной, как образец морали Руси 16 века, часто критиковалась и цитировалось противниками царизма, революционерами и просветителями России. Например, русский философ Николай Бердяев называл «Домострой» «извращением христианства» [1]. Несмотря на ограничение прав, женщинам было отведено почетное место, а мужчины должны были быть настоящими «домодержцами», управлять заготовкой продуктов, следить за приготовлением пищи, организовывать работу всех членов семьи и прислуги. Все члены домохозяйства, кроме мужа-хозяина, должны были помогать «государыни дома», подчиняясь ей во всех вопросах. Постоянно присутствуют поучения, переведённые и заимствованные из других, более ранних славянских источников.

Примером религиозного обоснования естественных процессов служит данное в домострое объяснение возникновения различных заболеваний и процесс избавления от них:

“Если Бог нашлет на кого-то болезнь или какое страдание, врачеваться следует божьею милостью да молитвою и слезами, постом, подаянием нищим да истовым покаянием, с благодарностью и прощением, с милосердием и нелицемерной любовью ко всем. И всех согрешений избегать и впредь никому не творить зла. Наказы же духовных отцов соблюдать и епитимьи править, и тем очиститься от греха, душевные и телесные болезни исцелить, взывая к божьему милосердию. Каждый христианин обязан избавлять себя от всяких недугов, душевных и телесных, от душетленных и болезненных страданий, жить по заповеди господней, по отеческому преданию и по христианскому закону прочесть и двадцать девятую главу: вдуматься в них и все соблюдать, - тогда человек и Богу угодит, и душу спасет, и греха избудет, и получит здоровье, душевное и телесное, и наследует вечные блага” [2].

Из выше описанного следует, что «Домострой» ставит в приоритет духовные ценности, отражая при этом реальные человеческие отношения, представление об правильной христианской жизни и объясняет обыкновенные заболевания исключительно «греховным» образом жизни.

Содержание «Домостроя», преобладание в нём религиозной составляющей, должным образом отражает сознание средневековых людей и их понимание об окружающем мире. Но основной путеводной мыслью «Домостроя» является призыв к соблюдению нравственных устоев, уважения к людям. Все это строится на поклонении Богу и на этой основе на не причинении зла другим людям.

Признаки домостроевских традиций сохраняются и в наши дни. Многие исследователи описывают правила «Домостроя» как антигуманные, архаичные, варварские и патриархальные. Однако Домострой является совокупностью религиозных, нравственных и этических норм характерных для средневековой Руси [1,3].

Стоит отметить, что «Домострой» является объектом острых литературных, публицистических, теологических и историографических дискуссий. Проблема подробно отражена в трудах Т.В. Чумаковой, А.В. Михайлова и многочисленных научных статьях по литературоведению, истории, источниковедению, экономической науке и социологии.

 

Список литературы:
1. Бочко Владимир Степанович «Домострой» – экономический документ эпохи зарождения первоначального накопления капитала в России // Известия УрГЭУ. 2006. №1 (13). 
2. Домострой / Вступ. ст., сост. и коммент. В.В. Колесова. М.: Xудож. лит-ра, 1991.
3. Чумакова Т. В. «В человеческом жительстве мнози образы зрятся». Образ человека в культуре Древней Руси. — СПб: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. — С. 132—146.