Статья:

ОТНОШЕНИЕ К ЖЕНЩИНАМ-ДЕТОУБИЙЦАМ В БЕЛОРУССКОЙ ДЕРЕВНЕ В КОНЦЕ XIX — НАЧАЛЕ XX ВЕКА

Конференция: CCLXVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: История и археология

Выходные данные
Литвинович А.В. ОТНОШЕНИЕ К ЖЕНЩИНАМ-ДЕТОУБИЙЦАМ В БЕЛОРУССКОЙ ДЕРЕВНЕ В КОНЦЕ XIX — НАЧАЛЕ XX ВЕКА // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCLXVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 35(267). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/35(267).pdf (дата обращения: 31.01.2025)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ОТНОШЕНИЕ К ЖЕНЩИНАМ-ДЕТОУБИЙЦАМ В БЕЛОРУССКОЙ ДЕРЕВНЕ В КОНЦЕ XIX — НАЧАЛЕ XX ВЕКА

Литвинович Анастасия Владимировна
студент, Белорусский государственный университет, Беларусь, г. Минск
Поддубская Елена Федоровна
научный руководитель, канд. ист. наук, доц., Белорусский государственный университет, Беларусь, г. Минск

 

Вторая половина XIX – начало XX века в белорусской деревне – это период значительных преобразований, которые были вызваны социальными и культурными трансформациями. Одним из таких изменений стало увеличение количества совершаемых преступлений, в частности детоубийства. Убийство детей происходило чаще всего во время родов либо же сразу после них, поэтому этот вид преступления был преимущественно женским. В данной статье мы рассмотрим отношение крестьян белорусской деревни к женщинам-детоубийцам.

В белорусской деревне права женщин регулировались не только письменными законами Российской империи, но и «обычным правом». Правовые обычаи оказали существенное влияние на формирование представлений о женщинах-детоубийцах в белорусской деревне во второй половине XIX – начале XX вв. Крестьянки также в своей повседневной жизни руководствовались чаще всего нормами обычного права, которое характеризовалось рядом отличительных особенностей.

В крестьянской среде существовали определенные различия между понятиями «преступление» и «грех». «Грехом» воспринималось отхождение от христианских заповедей и любое действие против законов Бога, а «преступление» являлось грехом[5, с. 55].

Основным регулятором являлись моральные нормы, а именно морально-религиозные, что были крепко закреплены в сознании белорусов среди крестьянского населения. По словам Чудновского С.Л., многое нравственное может быть преступным, и не всё, что преступно, должно быть безнравственным; а с точки зрения обычного права – всё преступное обязательно является безнравственным, а всё, что нравственное, не может быть преступным [3, c.95].

Главной причиной совершения женщинами детоубийства являлся страх и стыд перед обществом, перед односельчанами и родными. Крестьяне смотрели с осуждением как и на женщин, родивших вне брака, так и на женщин-детоубийц, поэтому их ждало жестокое наказание и со стороны общества, и со стороны закона.

В крестьянской среде на блуд, прелюбодеяние, детоубийство и плодоизгнание смотрели как на тяжкие грехи, из которых последние два являлись особо тяжкими. На некоторых территориях Беларуси плодоизгнание не считалось преступлением, в отличии от детоубийства, которое являлось и преступлением и неотмолимым грехом. На убийство уже рожденного ребенка в селе смотрели более агрессивно, чем на вытравление плода[1, с.196-229].

Сельское общество настороженно относилось к случаям выкидыша, однако отношение к этому складывалось из репутации женщины в селе. Считалось грехом обвинять плачущую от горя мать из-за потери ребенка, особенно если обвинительной стороной являлась другая женщина. Также более лояльно относились к случаям детоубийства, если женщина была измождена тяжелым физическим трудом, осложнениями после родов.

Если какому-то крестьянину или крестьянке стало известно о детоубийстве или вытравлении плода, то местные незамедлительно сообщали об этом властям. В некоторых деревнях могли проводиться профилактические мероприятия, чтобы уменьшить количество совершаемых преступлений. К примеру, за беременной женщиной устанавливался контроль со стороны старосты села и родных, чтобы с ребенком ничего не случилось.

В крестьянской среде с особым осуждением относились к женщине, что убила некрещеного ребенка, так как, по народному поверью, душу такого ребенка уносили черти[4, с. 47].

В белорусской деревне не редкими были случаи «присыпания» детей. «Присыпание» – нечаянное убийство младенца. Многие обвиняемые в детоубийстве женщины ссылались на присыпание младенца, однако упоминания об этом встречаются так часто, что возникают сомнения в их правдивости. В любом случае, в некоторых белорусских губерниях крестьяне считали «присыпание» тяжелым грехом.

Как упоминалосьранее, к плодоизгнанию относились лояльнее, чем к детоубийству, однако не везде. В некоторых районах Беларуси эти два преступления были соизмеримыми. Не меньшее осуждение в крестьянской среде вызывали исообщники в вытравлении плода. Подобные люди (часто женщины) вызывали у односельчан презрение.При этом важно отметить, что деревенские женщины при этом не считали большим  грехом молиться о смерти нежеланного ребенка [2, с. 6].

Таким образом, период второй половины XIX – начала XX вв. характеризовался в том числеростом женской преступности, причинами которой стали модернизация, изменения социальных и культурных моделей в обществе. В белорусской деревне рассматриваемого периода права женщин регулировались в том числе и «обычным правом», аправовые обычаи оказали существенное влияние на формирование представлений о женщинах-детоубийцах. Восприятие женщины-детоубийцы в крестьянской среде чаще всего было отрицательным (если говорить об общей тенденции), но каждый отдельный случай необходимо рассматривать отдельно, так как в зависимости от положения женщины в деревне, ее репутации и сопутствующих факторов отношение к детоубийству могло разниться от агрессивно-отрицательного до сочувственного или даже безразличного.

 

Список литературы:
1. Безгин, В. Б. Инфантицид и криминальный аборт в сельской России: прошлое и современность/В. Б. Безгин// Юридические исследования. – 2013.–  №4. – С. 196-229.
2. Безгин, В.Б.  Повседневный мир русской крестьянки периода поздней империи./В.Б. Безгин. – М.: Изд-во Тамбовский государственный технический университет, 2017. – 248 с.
3. Громыко, М.М., Буганов А. В.  О воззрениях русского народа. / М.: Паломник, 2007. – 530 с.
4. Куликова, С. Г. Женщины-детоубийцы в России второй половины XIX – начала XXвека. / С. Г. Куликова// Научный портал МВД России. – 2012.–  №3 – 136 с. 
5. Медведева З. А. Преступность в крестьянской среде в конце XIX – начале XX в./ З. А. Медведева, О. Э. Васькина//Общество: философия, история, культура. – 2016. – №5. – 128.