Статья:

Особенности взаимоотношений России и Турции с 1513 г. по 1636 г.

Конференция: II Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: История и археология

Выходные данные
Карпенко Д.В. Особенности взаимоотношений России и Турции с 1513 г. по 1636 г. // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. II междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(2). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/1(2).pdf (дата обращения: 29.03.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Особенности взаимоотношений России и Турции с 1513 г. по 1636 г.

Карпенко Дмитрий Васильевич
магистрант, филиал Кубанского Государственного Университета в г. Славянске-на-Кубани, Россия, г. Славянск-на-Кубани

 

Во время правления Василия III поддерживались активные русско-турецкие взаимоотношения. В 1513 г. в столицу Османской Империи был направлен посол Алексеев с целью установки дружественных отношений между великим князем и султаном. Султан Селим ответил на этот шаг документом, написанным на сербском языке, в которой утверждались все привилегии русских торговцев в Турции, а так же, в знак взаимопонимания и выражения своей готовности быть постоянно в дружбе с московским князем, отправил в Россию посла Камана. В 1515 г. из Москвы в Турцию был отправлен Василий Коробов. Он смог добиться того, чтобы турки не забирали себе имущество умерших русских торговцев. Василию Коробову также поручалось заключить с Селимом военный союз против Крыма и Литвы, однако султан не стал принимать это предложение, пообещав лишь прислать своего посла в Москву для дальнейшего развития дипломатических взаимоотношений [2].

В 1517 г., так и не получив от Турции никаких новостей, Василий III поручил отправить в Османскую Империю дворянина Бориса Голохвастова. Он, возвратившись в Москву, передал обещание султана о безопасной торговле, но султан снова проигнорировал слова о союзе против Крыма и Литвы. Селим дал запрет лишь Крымскому ханству нападать на московские земли. Однако крымцы, все же, часто пренебрегали этим запретом, и, как только великий князь получил новость о смерти Селима, и восхождении на турецкий престол Сулеймана Великолепного, тут же направил в Турцию очередного посла Губина с поздравлениями, а также с жалобой на Крымское ханство. Султан прислушался к жалобе, и в Крым было направлен новый строжайший приказ прекратить нападения на русские земли [1].

По возвращении Губина, вместе с ним в Москву прибыл турецкий посол Скиндер, который передавал предложение султана послать в Турцию доброго и грамотного человека для заключения союза и братства.

Взаимоотношения с Турцией после этого, конечно, продолжались, хотя имели, в основном, торговый характер. Появлялись даже разногласия и споры: Турция объявила Казань «юртом султана», тогда как Москва считала её «юртом великого князя московского»; Турция искала места на Дону для постройки турецкого города.

Уже в 1556 г. Крымское ханство объявило войну Москве. Царь отправил против похода свои войска под предводительством Ржевского. Он смог не только прогнать крымцев, но дошел даже до низовья Днепра. Главной силой, которая помогала Ржевскому в этом походе, были казаки Запорожья [4].

Султан Сулейман не обращал внимания на успехи похода московского войска. Только в 1563 г. он собрал поход на Астрахань с целью забрать ее у Московского государства. Крымский хан всеми силами пытался отговорить султана – он боялся усиления турок на берегах Черного моря. Ему удавалось оттягивать поход вплоть до 1569 г.

Султан Сулейман умер в 1566 г., а его преемник, Селим II дал поручение вести поход Касиму-паше, однако поход завершился неудачно по отношению к Турции. И все же, опасность, которая грозила Москве со стороны Константинополя, не исчезла. Иван IV Грозный желал предотвратить усугубления в отношениях двух стран, поэтому направил к султану посла Новосильцева.

Он должен был напомнить султану о былых братских отношениях между двумя народами. Его целью было также предложение развивать дружеские отношения в будущем. В ответ на это султан выдвинул свои требования. Он хотел открыть астраханские дороги для турецких купцов и получить свободный пропуск торговцев в московские пределы [5].

Во время правления Федора Иоанновича отношения с Османской Империей продолжались, несмотря на большое количество затруднений, которые Турция постоянно доставляла России своей поддержкой Крымского ханства. В 1584 г. к султану отправился посол Благов, который объявил о венчании на царство Фёдора Ивановича и новый глава государства освобождает турецких торговцев от пошлины. Посол передавал обещания царя уладить все вопросы и проблемы, связанные с донскими казаками. Первостепенная задача, которая ставилась Благову – вновь наладить дружеские отношения с Турцией, однако эта цель не была достигнута.

При Борисе Годунове отношения с Турцией носили противоборствующий характер. Борис всячески помогал противникам Турции, будь то Австрия (еще при Фёдоре) или Молдавия [3].

Теплые взаимоотношения с Османской империей восстановились только после избрания царя Михаила Фёдоровича. В основном, они поддерживались союзом против Польши, однако вопрос о набегах донских казаков на турецкие владения постоянно мешали развитию дружественных отношений. В 1613 г. очередные послы из России прибыли к султану с просьбой о помощи против Польши. Султан пообещал помощь, но обещания не сдержал. Через два года новые посланники уговаривали султана начать войну с Польшей, но в ответ лишь слышали жалобы о нападениях донских казаков.

Буквально через 5 лет уже турецкие послы передавали просьбу турецкого султана Османа пойти войной на Польшу. Незадолго до этого Москва заключила с Польшей Деулинское перемирие, и царь уверял султана, что обязательно пошлет свое войско против поляков, если они нарушат перемирие.

Обратно турецкие послы отправились не одни. Вместе с ними царь направил в Османскую Империю Кондырева и Бормосова. Однако в Турцию они прибыли уже после государственного переворота.

Янычары свергли и убили султана Османа и возвели на его место его дядю Мустаффу. Русские послы едва остались живы в этой смуте. В конце концов, янычары отпустили их за баснословные деньги и просили передать обещание султана о мире с московским царем [4].

Уже после турецкого плена по дороге домой, послы попали в неприятности. Как раз в этот момент донские казаки предприняли очередной набег на турецкие земли, и послы оказались меж двух огней. Их задержали в Кафе, затем в Азове, в обоих случаях грозились убить. В конце концов, все обошлось и посланники достигли Москвы.

Весть о вечном мире Москвы и Польши 1636 г. в Турцию принес толмач Буколов. В послании царь объяснял, что обстоятельства принудили его заключить этот мир. Царь чувствовал опасность со стороны Крымского ханства.

Вместе с Буколовым в Константинополь возвращался турецкий посол Фома Кантакузин. Он остановился на дону, чтобы одарить казаков и попытаться деликатно поговорить с ними об их поведении в отношении Турции. Как раз в это время казаки намеревались захватить Азов.

Кантакузин был заподозрен в связи с азовцами и был убит донскими казаками. В том же году Азов был взят и казаки послали гонца к государю с известием о своей победе и просьбе взять Азов под свое покровительство. В Москве встревожились взятием крепости без приказа.

Азов был стратегически важен, но в ответ Москва прислала казакам выговор и приказ оставить крепость. Впрочем, крепость казаки так и не оставили. В очередной раз царь оправдывался перед султаном, говоря ему, что казаки – люди нечестные, разбойники, воры, и царского приказа не слушают [3].

Султан не поверил словам царя. Осенью 1637 г. крымцы совершили ряд набегов на южные границы московского государства. Крымский хан писал, что сделано это было по приказу султана и в знак отмщения за взятие Азова.

Подводя итог дипломатическим отношениям России и Турции данного периода, хочется заметить то, что обе стороны всегда стремились к миру и дружбе, но только до тех пор, пока не были затронуты чьи-либо интересы. Также влияли на взаимоотношения государств донские казаки, которые своими постоянными набегами на турецкие земли портили и сводили на нет и без того хрупкие договоренности между государствами.

 

Список литературы:
1 Виппер, Р. Ю. Окно в Европу // Иван Грозный. 3-е дополненное издание. М.-Л., 1944.
2 Володихин, Д. М. Иван IV Грозный. М., 2010.
3 Кириллов, В. В. История России. М.: Юрайт, 2014.
4 Павленко, Н. И., Андреев, И. Л., Фёдоров, В. А. История России с древнейших времен до 1861 года. Учебник для вузов. М.: Юрайт, 2014.
5 Черникова, Т. В. История России с древнейших времен — до эпохи Екатерины II. М.: МГИМО, 2012.