Статья:

«ПОЛОСА ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ ПРИЗНАНИЙ» СССР КАПИТАЛИСТИЧЕСКИМИ СТРАНАМИ В 1924-1925 гг.

Конференция: CCXVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: История и археология

Выходные данные
Татаринцев А.Ю. «ПОЛОСА ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ ПРИЗНАНИЙ» СССР КАПИТАЛИСТИЧЕСКИМИ СТРАНАМИ В 1924-1925 гг. // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCXVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 25(216). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/25(216).pdf (дата обращения: 21.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 2 голоса
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

«ПОЛОСА ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ ПРИЗНАНИЙ» СССР КАПИТАЛИСТИЧЕСКИМИ СТРАНАМИ В 1924-1925 гг.

Татаринцев Александр Юрьевич
студент, Воронежский государственный педагогический университет, РФ, г. Воронеж

 

Аннотация. В статье исследуется «полоса признаний СССР», рассматриваются установления дипломатических отношений Великобритании, Франции, Китая, Японии, Италии и других стран с Советским Союзом. Уделено особое внимание советско-британским, советско-французским, советско-китайским и советско-японским отношениям в период признания. Раскрыты особенности вхождения Советского государства в мировое сообщество.

 

Ключевые слова: СССР, внешняя политика, юридическое признание, дипломатия, международные договоры, дипломатическая изоляция.

 

Изучение взаимоотношений между государствами с различным социально-политическим строем является актуальным, так как даёт возможность понять, что любые попытки изолировать Россию от внешнего мира заведомо обречены на провал, в какой-бы исторический период они не предпринимались. Современная Россия тоже придерживается этой позиции, которую подтверждают слова нашего президента В.В. Путина: «Мы не хотим противостояния, оно нам не нужно. В отличие от ряда зарубежных коллег, которые видят в России противника, мы не ищем врагов, нам нужны друзья. Но мы не допустим пренебрежения нашими интересами. Мы будем строить будущее без чужих подсказок».

События Генуэзской и Гаагской конференций 1922 г. показали, что Советское правительство не допустит закабаления России. Советская дипломатия прилагала все возможные усилия для установления с капиталистическими странами адекватных отношений и их признания СССР де-юре, не допуская при этом принятия условий, ущемляющих суверенитет нашей страны [1, с. 216]. 

В 1923 г. произошло столкновение между СССР и Великобританией, в результате которого Совнарком получил английскую ноту, больше известную как ультиматум Керзона, в ней выражалось недовольство распространением советского влияния на Ближнем и Среднем Востоке. В этом же году итальянское правительство согласилось подписать торговый договор и юридически признать Советский Союз, однако само подписание состоялось только 7 февраля 1924 г. [5, с. 220].

С 1924 г. берёт своё начало период международно-правового признания СССР. 22 января британское правительство во главе с лидером лейбористов Джеймсом Рамсеем Макдональдом пришло к власти и 1 февраля 1924 г. установило дипломатические отношения с Советским Союзом [2, с. 78]. Нужно сказать, что эти отношения выстраивались с трудом из-за ряда нерешённых вопросов (таких как довоенные займы и частное имущество британских владельцев) и того факта, что британское руководство очень чувствительно воспринимало коммунистическую пропаганду, ярким примером этого является «письмо Коминтерна» [3, с. 53].

Следующим по значимости признанием для СССР явилось установление дипотношений с Францией 28 октября 1924 г., чьё правительство возглавлял лидер радикал-социалистов Эдуард Эррио [2, с. 80]. По мнению заместителя руководителя НКИДа М.М. Литвинова, нормализация отношений с Францией могла привести к изменению политической линии в отношении других стран Запада. Согласно документам, державшимся в то время в секрете, Политбюро ЦК РКП(б) и коллегия Наркоминдела провели заседание по докладу М.М. Литвинова, где обсуждался вопрос о возможном признании Советским государством условий Версальского мирного договора, если Франция согласится подтолкнуть окраины бывшей царской России к пересмотру границ, однако все эти предположения не оправдались [4, с. 100].

В феврале-марте 1924 г. дипломатические отношения с СССР установили Италия, Норвегия, Греция, Австрия и Швеция, а чуть позже – Дания и Китай. Советский Союз 31 мая 1924 г. подписал с Китаем в лице пекинского правительства «Соглашение об общих принципах урегулирования и установлении дипломатических и консульских отношений». СССР аннулировал договоры царской России с другими державами относительно Китая, отказался от российских концессий, доли боксерской контрибуции и права экстерриториальности, а также подтвердил признание Внешней Монголии частью Китая. В соответствии с договоренностью стороны обязались не допускать враждебной деятельности со своей территории друг против друга. КВЖД признавалась совместной собственностью и чисто коммерческим предприятием [4, с. 101].

Одновременно в 1924 г. в Пекине между японским и советским послами в Китае начались переговоры о нормализации советско-японских отношений. 20 января 1925 г. в китайской столице была подписана советско-японская «Конвенция об основных принципах взаимоотношений». СССР и Япония договорились установить дипломатические отношения и приняли на себя обязательства относительно невмешательства во внутренние дела друг друга и о предоставлении режима наибольшего благоприятствования в торговле. Стороны подтвердили свои обязательства по русско-японскому Портсмутскому мирному договору 1905 г., а экономические отношения и проблему российских долгов предполагалось обсудить на специальной конференции [4, с. 90].

Всего в 1924-1925 гг. Советский Союз установил дипломатические отношения с 13 государствами. США отказывались иметь дипотношения с СССР, ссылаясь на нерешенность вопроса о долгах, компенсации за собственность американских граждан и необходимость прекращение революционной и коммунистической пропаганды в странах Западного полушария – прежде всего в Мексике [1, с. 216].

Особенностями вхождения Советской страны в мировое сообщество было то, что этот процесс происходил, во-первых, на условиях Советского государства, которое отказалось платить долги царского и иных правительств, и, во-вторых, оно продолжало выступать в роли мирового центра революционного движения. Вытекавшая из этого двойственность советской внешней политики означала настоящий переворот в нормах и правилах международных отношений [2, с. 77].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что «полоса признаний» окончательно ликвидировала дипломатическую изоляцию СССР, организованную империалистическими державами. Советский Союз в 1924-1925 гг., руководствуясь приоритетом государственных интересов, планомерно возобновлял и устанавливал дипломатические связи с соседними и отдаленными государствами, что стало крупной победой внешней политики СССР.

 

Список литературы:
1. История внешней политики СССР. 1917-1945 гг.: коллективная монография. Том 1 / А. В. Березкин, И. Н. Земсков, И. Ф. Ивашин [и др.] ; под редакцией А. А. Громыко, Б. Н. Пономарева. – Москва : Наука, 1980. – 397 с.
2. История международных отношений: в трех томах: учебник для вузов. Том 2. / М. М. Наринский, А. Ю. Борисов, Н. Е. Клейменова [и др.] ; под редакцией А. В. Торкунова. – Москва : Аспект Пресс, 2017. – 496 с.
3. Политбюро ЦК РКП(б)-ВПК(б) и Европа: Решения «особой папки», 1923-1939 гг. / Г. М. Адибеков, О. М. Хлевнюк, М. М. Наринский. – Москва : РОССПЭН, 2001. – 400 с.
4. Системная история международных отношений в четырех томах. 1918-1991 гг. : коллективная монография. Том 1. / З. С. Белоусова, А. Д. Воскресенский, Е. Г. Капустян [и др.] ; под редакцией А. Д. Богатурова. – Москва : Московский рабочий, 2000. – 321 с.
5. Чичерин, Г. В. Внешняя политика. Избранные работы / Г. В. Чичерин. – Москва : Юрайт, 2022. – 379 с.