Статья:

КОСТЕЛ БОЖЬЕГО ТЕЛА В НЕСВИЖЕ КАК ПАМЯТНИК ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ РОДА РАДЗИВИЛЛОВ

Конференция: CLXXVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: История и археология

Выходные данные
Бухалко К.В. КОСТЕЛ БОЖЬЕГО ТЕЛА В НЕСВИЖЕ КАК ПАМЯТНИК ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ РОДА РАДЗИВИЛЛОВ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CLXXVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 25(176). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/25(176).pdf (дата обращения: 26.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

КОСТЕЛ БОЖЬЕГО ТЕЛА В НЕСВИЖЕ КАК ПАМЯТНИК ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ РОДА РАДЗИВИЛЛОВ

Бухалко Карина Васильевна
студент, Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка, Республика Беларусь, г. Минск
Довнар Антон Михайлович
научный руководитель, магистр исторических наук, преподаватель, Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка, Республика Беларусь, г. Минск

 

Радзивиллы – это магнатский род, который берет свое начало со времен Великого Княжества Литовского (ВКЛ) и существующий в настоящее время. Этот род является первым на территории Великого Княжества Литовского, получивший княжеский титул Священной Римской империи (1518 г.). Во времена княжества представители рода занимали важнейшие государственные должности (канцлер ВКЛ, гетман, епископ, воевода и др.). Одна из представителей рода – Барбара Радзивилл (1520–1551 гг.) 7 декабря 1550 г. была коронована как королева Польши. За время своего могущества и процветания Радзивиллы входили в состав аристократии России, Пруссии, Австрии, владели дворцами в Италии и Франции. Станислав Альбрехт Радзивилл (1914–1976 гг.) стал родственником президента Соединенных Штатов Америки Джона Кеннеди.

Существует несколько версий происхождения рода Радзивиллов. Одна указывает на Радзивилла Вайшвидовича (Вайшвида), о котором известно из акта 1401 г.; другая – на Радзивилла, упомянутого в Городельском привелее: на Осьцика, которого ещё называют Астикай, сына литовского боярина по имени Сирпуть, который крестился под именем Кристиан, и в 1419–1442 гг. был каштеляном Виленским, (умер в 1444 г.), по акту 1401 г., был Ошмянским каштелляном, и по акту 1434 г. виленским каштелляном, и упомянут в Городельском привелее. Сын Остика носил имя Радзивилл (умер в 1477 г.) – и стал основателем рода [1, с. 5].

Род Радзивиллов делится на три ветви [2]:

Радзивиллы – князья Священной Римской империи и герцоги на Гониондзе и Меделях, или на Гонёндзах и Меделе (с 1518 г.). Эта ветвь угасла в мужском поколении 1546 г.

Радзивиллы – князья Священной Римской империи и герцоги на Биржах и Дубинках (с 1547 г.). Эта ветвь угасла в мужском поколении в 1669 г.

Радзивиллы – князья Священной Римской империи и герцоги на Несвиже и Олыке, или на Несвиле и Алике (с 1547). Данная ветвь распалась на три новые: старшей ветвью династии была Несвижская. Младшая линия князей в Несвиже и Олыке происходила от Яна Радзивилла по прозвищу Бородатый (1474–1522 гг.). Его сын Николай Радзивилл Черный в 1547 г. получил титул князя Священной Римской Империи, который передал своим потомкам. С этой линией рода связано возникновение первых на территории Беларуси типографий в Бресте и Несвиже, стекольных мануфактур в Налибоках и Уречье, изготовление тканых поясов в Слуцке, формирование крупнейших библиотечно-архивных собраний, деятельность театров в Несвиже и Слуцке. Именно с представителями этой линии связана история Несвижской ординации [2].

В 1510 г. по инициативе Петра Кишки, который в то время владел Несвижем, был построен деревянный костел Святого Духа. В 1555 г. новый владелец Несвижа Николай Радзивилл Черный, перешедший в кальвинизм, передал его кальвинистам. Спустя некоторое время Николай Христофор Сиротка вернул храм католикам. Возведение первого каменного католического храма началось в 1582 г. и было завершено спустя два года (1584 г.). Новый костел был построен как фарный (название ряда приходских католических храмов в Беларуссии (от церковного термена «фарный» – приходской, принадлежащий только приходу, а не монашескому ордену). Позже он был передан иезуитам, но в 1586 г. по инициативе Юрия Радзивилла был разобран. В 1584 г. на месте разобранного костела началось строительство нового каменного костела. По приглашению Николая Христофора Сиротки во главе строительства нового храма стал итальянский архитектор Джованни Мария Бернардони. Важной задачей являлось возведение костела, прототипом которого стал главный костел иезуитов в Риме Иль-Джезу [3]. С точки зрения архитектуры новый костел являлся первым в стиле барокко на территории Восточной Европы.

Костел является трехнефной купольной базиликой (Античная и средневековая постройка (обычно храм) в виде удлинённого прямоугольника с двумя продольными рядами колонн внутри.) с одной апсидой. Главный фасад костела имеет двухъярусную композицию с выраженными вертикальными и горизонтальными членениями. Вертикальные членения представлены пилястрами, горизонтальные – развитыми поясами карнизов. Имеют место характерные для барокко криволинейные формы верхнего яруса, насыщенность фасада ордером, обилие раскреповок, сложные профилировки, ниши со скульптурами.

Костел – памятник архитектуры барокко. Храм построен в виде трехнефной крестово-купольной базилики с вытянутой апсидой, по сторонам которой расположены двухэтажные прямоугольные в плане сакристия, и с двумя гранеными часовнями. Над средокрестием возведен шестигранный световой барабан, накрытый полусферическим медным куполом с фонарем, выполненным итальянским архитектором Иосифом Бризио [6, с. 264–265]. Главный фасад двухъярусный, разделенный по вертикали пилястрами. По горизонтали – развитым антаблементом (одна из трех основных частей архитектурного ордера, а именно система горизонтального перекрытия, опирающегося на колонну, пилон, стену). Первый ярус, который занимает ширину трех нефов, разделен пилястрами на пять частей, боковые из которых выдвинуты прямоугольными аконными проемами. Входной портал завершен лучковым фронтоном. Второй ярус занимает ширину центрального нефа, крапированный пилястрами на три части, завершенный трехугольным фронтоном с полукруглой люкарной по центру. Два яруса композиционно объединены боковыми вогнутыми пристенками, отделаны четырехарочными экседрами со скульптурными изображениями святых Николая, Христофора, Игнатия Лойолы, Франциска Ксаверия.

В самом костеле с левой стороны был создан алтарь Святого Креста из белого, розового и черного мрамора, над которым работали итальянский скульптор Джиролама Компани и архитектор Чезаре Франко. Восхищение вызывают колонны и арки под самым куполом храма, которые выполнены в технике объёмной росписи. В главном алтаре размещена икона «Тайная вечеря». В боковых алтарях заняли свои места иконы «Святой Игнатий» и «Святой Франциск Ксаверий» [4].

Внутреннее убранство костела Божьего Тела можно смело назвать одним из выдающихся музеев художественной европейской традиции своего времени.

Наибольшую исторически-культурную ценность костел представляет тем, что в левой алтарной части храма находится вход  в крипту (фамильная усыпальница рода Радзивиллов). В крипте находятся саркофаги представителей рода с 1616 г. Первые захоронения принадлежали Н. К. Радзивиллу Сиротке (1549–1616 гг.), его жене и детям. Разрешение на создание усыпальницы князь Н. К. Радзивилл Сиротка получил лично у Папы Римского Григория XIII в 1584 г., поскольку в то время считалось неприемлемым, чтобы покойники оставались после смерти не закопанными в землю, а на поверхности [4].

На протяжении практически всего существования особый интерес к крипте проявляли советские ученые. Документально зафиксировано три научных исследований, которые пошли на протяжении ХХ в. Первая научная экспедиция состоялась в 1953 г. предусматривало исследование способа бальзамирования после смерти И. В. Сталина [5].

Последним захоронением представителя магнатского рода является захоронение А. Радзивилла (1936–1999 гг.) [5]. Крипта Несвижского костела стала третьей по количеству захоронений семейной усыпальницей в Восточной Европе.

Таким образом, следует отметить, что династия магнатского рода Радзивиллов, правящая на территории Западной и Восточной Европы, внесла значительный вклад в развитие культовой архитектуры и сохранению фамильной памяти всех поколений.

 

Список литературы:
1. Масленицына И., Богодзяж Н. Радзивиллы – несвижские короли. –  Мн.: Изд-во «Триоль», 1997. – 224 с.
2. Лев Гунин: Радзивиллы – история рода. – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.balandin.net/Gunin/Bobruisk/CHAPTER_4/radziwilly.pochodzenie.htm (Дата обращения 7.08.2022).
3. Габрусь Т. Архитектурное проектирование в Белоруссии. У истоков // Строительство и архитектура Белоруссии. 1990. № 4. С.36–38.
4. История костела. – [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://niasvizh-kasciol.by (Дата обращения 7.08.2022).
5. Усыпальница Радзивиллов в Несвеже – [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – URL: http://ancient-tombs.livejournal.com/24492.html (Дата обращения 05.08.2022).
6. Каталіцкія храмы Беларусі / А. М. Кулагін; фатограф А. Л. Дыбоўскі. – Мінск : Беларус. Энцыклапедыя імя П. Броўкі, 2008. – 488 с.