Компетенция субъектов административной юрисдикции в сфере жилищного законодательства
Секция: Юриспруденция
XXVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
Компетенция субъектов административной юрисдикции в сфере жилищного законодательства
Исследуя институт административной ответственности за нарушение жилищного законодательства, крайне важно проанализировать компетенцию органов и должностных лиц, которые рассматривают и разрешают административные дела данной категории.
Анализ ст. 23.55 КоАП РФ позволяет утверждать, что административную юрисдикцию в сфере жилищного законодательства осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие региональный государственный жилищный надзор, от имени которых действуют:
1) главные государственные жилищные инспектора субъектов Российской Федерации, их заместители;
2) главные государственные жилищные инспектора субъектов Российской Федерации по городам, районам, их заместители.
Современная модель механизма правового регулирования государственного жилищного надзора была разработана и введена в российский правопорядок 11 июня 2013 года посредством принятия и введения в действие Постановления Правительства РФ от 11.06.2013 N 493 (ред. от 13.09.2018) «О государственном жилищном надзоре» [1]. Стоит отметить, что данная модель механизма правового регулирования государственного жилищного надзора не является исторически первой для отечественного правопорядка.
В настоящее время механизм правового государственного жилищного надзора состоит из норм жилищного законодательства и подзаконных нормативно правовых актов. Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований, предусмотренных настоящим положением, которое определено в Постановлении Правительства РФ от 11.06.2013 N 493 (ред. от 13.09.2018) «О государственном жилищном надзоре».
Требования, которые предъявляются к организации и проведения государственного жилищного надзора, региональными органами власти, определены Правительством РФ. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ определяет, в том числе, полномочия и функции органа государственного жилищного надзора.
На территории Самарской области государственный жилищный надзор осуществляет Государственная жилищная инспекция Самарской области, компетенция которой определяется на основании Постановления Правительства Самарской области от 10 апреля 2013 г. N 150 «Об утверждении Положения о государственной жилищной инспекции Самарской области» [2].
Анализ содержания указанного нормативно-правового акта позволяет выделить оперативно-исполнительные и юрисдикционные полномочия государственной жилищной инспекции Самарской области.
К оперативно-исполнительным полномочиям государственной жилищной инспекции Самарской области можно, например, отнести право осуществление приема и учета уведомлений от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей о начале осуществления деятельности по техническому обслуживанию, ремонту и техническому диагностированию внутридомового и внутриквартирного газового оборудования.
Юрисдикционные полномочия государственной жилищной инспекции Самарской области определены в отдельной норме. В ст. 2.4. Постановления Правительства Самарской области от 10 апреля 2013 г. N 150 «Об утверждении Положения о государственной жилищной инспекции Самарской области» сказано: «Жилищная инспекция по результатам осуществления регионального государственного жилищного надзора, лицензионного контроля в случае выявления нарушений обязательных требований в соответствии с действующим законодательством: выдает предписания; составляет протоколы об административных правонарушениях; вносит представления; направляет в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями обязательных требований, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений; руководитель жилищной инспекции, заместитель руководителя жилищной инспекции рассматривают дела об административных правонарушениях в соответствии с законодательством об административных правонарушениях» [2].
Государственная жилищная инспекция Самарской области, осуществляя функцию государственного жилищного надзора на территории Самарской области, могут установить следующие виды фактов:
1) соблюдения обязательных требований юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами;
2) несоблюдения обязательных требований юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами.
В случае выявления несоблюдения обязательных требований юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами, должностное лицо, осуществляющее функцию государственного жилищного надзора, обязано принять меры в отношении фактов нарушений.
Нарушение жилищного законодательства могут быть выявлены в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей должностными лицами Государственной жилищной инспекции Самарской области:
- При проведении плановой проверки;
- При проведении документарной проверки;
- При проведении внеплановой документарной проверки;
- При проведении выездной проверки;
- При проведении внеплановой выездной проверки.
Факт нарушения жилищного законодательства, совершенного гражданином, может быть установлен должностными лицами Государственной жилищной инспекции Самарской области при проведении выездной проверки. Выявление факта нарушения жилищного законодательства оформляется актом проверки и не означает, что юридическое лицо (индивидуальный предприниматель) должны быть привлечены к административной ответственности. Регламент, который действует в отношении процедур при осуществлении функций государственного жилищного надзора, предполагает, что в отношении лица, нарушившего жилищное законодательство, будет вынесено предписание об устранении нарушений.