Влияние коронавируса на рынок онлайн-услуг в России и мире
Секция: Экономика
XXIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
Влияние коронавируса на рынок онлайн-услуг в России и мире
IMPACT OF CORONAVIRUS ON THE MARKET OF ONLINE-SERVICES IN RUSSIA AND IN THE WORLD
Anton Razygraev
Student of the Financial University under the Government of the Russian Federation, Russia, Moscow
Daniil Kharlov
Student of the Financial University under the Government of the Russian Federation, Russia, Moscow
Elena Miroshina
Scientific adviser, PhD in Economics, Associate Professor, Financial University under the Government of the Russian Federation, Russia, Moscow
Аннотация. В данной статье анализируется процесс развития рынка онлайн-услуг, толчком в развитии которого оказалась пандемия коронавируса, серьезно поспособствовавшая множеству кардинальных перемен в различных сегментах экономики. Приводится статистика и анализ компаний, получивших наибольшее развитие в связи с коронавирусом.
Abstract. This article analyzes the process of development of the online services market, the impetus for the development of which was the coronavirus pandemic, which seriously contributed to a lot of cardinal changes in various segments of the economy. Statistics and analysis of companies that have received the greatest development in connection with the coronavirus are provided.
Ключевые слова: онлайн-услуги, инновации, коронавирус, рынок онлайн – технологий, онлайн-кинотеатр, киберспорт.
Keywords: online services, innovations, coronavirus, online technology market, online cinema, eSports.
В настоящее время в мире всё большую популярность набирает работа из дома, инновации в экономике, организация интернет-торговли. Всё это можно охарактеризовать как различные виды онлайн-услуг. Как нам кажется, оказание различных услуг виртуально и без общения с клиентом действительно является перспективным направлением в экономике, так как уже в 2017 году более половины жителей нашей планеты имеют доступ к Интернету, что свидетельствует о том, как огромно потенциальное число потребителей различных услуг. Что касается нашей страны, то мы можем сказать, что около 75% процентов домашних хозяйств имели доступ к Интернету уже в 2016 году, поэтому рынок онлайн-технологий и онлайн- услуг имеет большие перспективы в нашей стране [1].
В конце 2019 года-начале 2020 года в мире началось распространение новой коронавирусной инфекции, которая заставила большинство государств ввести карантинные меры, которые привели к тому, что большинство граждан почти не выходят на улицу и общаются с большинством своих коллег, друзей с помощью Интернета. В этой связи мы можем сказать, что именно благодаря развитию технологий сейчас поддерживаются многие сферы бизнеса в различных странах, а также развиваются новые виды бизнеса во многих странах мира, в том числе и в Российской Федерации.
Рост рынка онлайн-услуг в эпоху коронавируса.
По нашему мнению, коронавирус окажет катализирующее воздействие на развитие многих онлайн-сервисов, которыми будут пользоваться потребители как до, так и после завершения коронавируса.
Рассмотрим основные отрасли, стимулом развития которых стал коронавирус. Одной из них является онлайн-доставка продуктов. В связи с распространением нового заболевания люди стали бояться ходить в места, где могут образовываться большие очереди, толпа, находясь в которых, вы можете с большой долей вероятности подхватить заболевание. Так, уже в феврале 2020 года, когда коронавирус ещё не распространялся в нашей стране, выручка от доставки продуктов на дом к потребителю выросла на 24% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года [6]. Наряду с доставкой продуктов набирает популярность онлайн-торговля и в России в целом, так в марте 2020 года продажи книг и наборов для творчества выросли в 2,2 раза, а продажи настольных игр выросли в 1,8 раза соответственно. Что касается в целом количества доставок, то как отметила заместитель генерального директора по связям с индустрией Ozon среднее число доставок в день в марте 2020 года выросло на 60% по сравнению с IV кварталом 2020 года [7].
В дополнении к выше сказанному стал активнее развиваться рынок онлайн-технологий. Именно сейчас активно развиваются компании, которые выпускают приложения для видеоконференций, такие как Tencent Conference, WeChat Work, Zoom, Microsoft Teams. Благодаря таким приложениям многие встречи с друзьями, деловые переговоры, научные конференции, собрания руководителя и сотрудников стали возможными и без посещения офисов и общения вживую. Так, мы можем наблюдать, как обогатились компании на примере приложения Zoom. Если 31 декабря 2019 акции Zoom котировались на уровне 68 долларов за штуку, то уже 23 апреля 2020 года они преодолели свой исторический максимум и котировались по цене 169 долларов за штуку. То есть, если бы вы инвестировали в декабре 2019 года в акции этой компании, то ваш доход бы вырос на 148,5%, то есть почти в 2,5 раза, что говорит о том, насколько ценными в период самоизоляции и карантина являются онлайн-технологии, которые позволяют применять новые технологии для взаимодействия между людьми [2].
Развитие технологий способствует расширению рынка онлайн-образования. Многие люди используют различные электронные устройства для изучения иностранных языков, подготовки к экзаменам, проведению различных мастер-классов. Так, многие преподаватели предпочитают проводить дистанционно с использованием Skype, Discord, Zoom, Microsoft Teams. До эпидемии это позволяло как ученикам, так и преподавателям снижать свои расходы на передвижение по городу, а также экономить своё время на дорогу до места проведения занятия. Что касается эпохи коронавируса, то очное обучение в школах и университетах остановлено до улучшения эпидемиологической ситуации в стране, поэтому онлайн-образование будет набирать популярность и пользоваться спросом среди широкого круга потребителей как минимум до окончания режима карантина. Что касается российского рынка онлайн-образования, то по итогу 2019 года он составил 38,5 миллиардов рублей. По прогнозам экспертов ИТ-холдинга TalentTech и онлайн-университетов «Нетология» и EdMarket российский рынок онлайн-образования будет увеличиваться в среднем на 12-15% год к году, и к концу 2023 года может достигнуть рекордного значения в 60 миллиардов рублей [5].
Анализ мнения студентов
В ходе нашего исследования был проведён опрос, как относятся российские студенты к возможным перспективам развития рынка онлайн- услуг. Результаты Вы можете найти в приложении нашей работы. С помощью опроса нам удалось сформулировать следующие выводы:
- Более 90% хоть раз пользовались онлайн-услугами, среди которых услуги интернет-магазинов, онлайн-кинотеатры, онлайн- образование, а также онлайн-покупка продуктов.
- Более 87% студентов считает, что пандемия новой коронавирусной инфекции окажет большое влияние на развитие рынка онлайн-услуг, а также 91% из этих респондентов считают это влияние положительным.
- Более 74% респондентов заметили, что они стали чаще пользоваться онлайн-сервисами, среди которых онлайн-ритейл, онлайн-кинотеатры и другое.
- По итогам голосования наиболее популярными сервисами стали проведение учебных занятий с помощью таки инструментов как Microsoft Teams, Zoom, Discord; просмотр фильмов с помощью онлайн-кинотеатров; а также онлайн-доставка продуктов с помощью таких сервисов как Delivery.Club, Яндекс.Еда.
Результаты свидетельствуют, что рынок онлайн-услуг и онлайн-технологий обладают потенциалом для развития, так как именно такой способ услуг становится популярным среди студентов, которые обладают хорошим доступом к Интернету.
Что касается дальнейшего развития ситуации, то глава Сбербанка России Герман Греф предлагает такой прогноз: если кризис, вызванный пандемией коронавируса, затянется как минимум на один или два года, то сферу бизнеса ждут значительные изменения. Будут активно вводиться новые модели оказания услуг населению, поэтому если потребитель осознает большую эффективность, дешевизну и быстроту получения новых услуг онлайн, то можно будет говорить о смене потребительской модели поведения, однако этот процесс не произойдет в течение 3 месяцев [8].
Рассмотрим рост индустрии компьютерных игр и киберспорта в условиях пандемии. Стало очевидным, что пандемия коронавируса начала стимулировать развитие не только сферы интернет и онлайн-услуг, но и стала сильнейшим толчком в области видеоигр и киберспорта в частности. Данный сектор, который и до введения карантинных мер имел огромную популярность, на сегодняшний день растет еще быстрее и привлекает еще больше внимания различных крупных инвесторов. В условиях самоизоляции и карантина люди стали намного чаще играть в видеоигры, так же заметно вырос спрос на киберспортивные соревнования, которые довольно успешно смогли заменить многие отмененные соревнования в традиционном спорте. Это связано с тем, что проведение киберспортивных соревнований не требует личного контактирования его участников, что позволяет проводить их дистанционно.
Как мы уже сказали, почти все крупные спортивные соревнования на данный момент отменены, и это дает киберспорту огромное преимущество и потенциал к росту и популяризации.«У киберспорта теперь есть возможность нарастить свое присутствие среди любителей спорта, которые обычно потребляют другой контент,— считает Конрад Вяцек, директор по аналитике и консалтингу компании Sportcal (часть исследовательской компании GlobalData).— Это также хорошая возможность для киберспорта с точки зрения покупки медиакомпаниями прав (на показ таких соревнований.— “Ъ”). Когда спортивный календарь уничтожен, вещательные корпорации будут искать контент для заполнения своей сетки. Хотя и так ожидался бум интереса со стороны медиа к правам на показ киберспорта, вспышка коронавируса может существенно повысить стоимость таких прав».
А теперь проанализируем рост призового фонда одной из самых популярных видеоигр на сегодняшний день – DOTA 2. Итак, команда, занявшая первое место на турнире по DOTA 2 в 2012 году получала $ 1 000 000, в 2015 году $ 6 634 661, в 2017 году $ 10 862 683, и к 2019 году сумма составила $ 15 607 638.
Рассмотрим абсолютные значения призового фонда турнира «The International» в целом.
Таблица 1
Призовой фонд турнира [4]
Турнир |
Общая сумма |
The International 2012 |
$ 3 200 000 |
The International 2015 |
$ 35 427 970 |
The International 2017 |
$ 80 986 346 |
The International 2019 |
$ 140 821 024 |
Источник: Официальный сайт видеоигры Dota2 [Электронный ресурс] // 2020. URL: https://ru.dota2.com/ (дата обращения: 11.05.2020)
Исходя из данных, приведенных выше, нам очевиден рост популярности, прибыльности и масштабности киберспортивных турниров, в частности, «The International». Всего за 7 лет призовой фонд данного турнира вырос в целых 44 раза.
В сфере шоу-бизнеса также появились некоторые нововведения, связанные с пандемией коронавируса. Большинство крупных российских онлайн-кинотеатров объявили о проведении новых акций, связанных с введением карантинного режима в стране. Эти акции предоставляются пользователям пользователям ivi, Okko, Premier, «Кинопоиск HD», Wink "Ростелекома", more.tv «Национальной Медиа Группы» и tvzavr. По мнению экспертов, потенциальное падение доходов от подписки должно компенсироваться ростом числа новых пользователей. Они считают, что если вирус не остановится еще 3-4 месяца, это поспособствует росту рынка легального видео на 15-20%. Одним из самых первых, кто заявил 15 марта о бесплатном доступе к своему контенту был Premier, который включил в акцию допуск к сериалам, произведенных холдингом «Газпром-медиа». Следом за Premier о проведении подобных акций объявили и другие компании. Ivi ввел месчную подписку стоимостью 1 рубль для вновь прибывших пользователей. «Кино поиск HD» заявил, что предоставляет бесплатную месячную подписку пользователям, у которых до этого не было подписки. Okko объявил, что с 16 марта пользователи, находящиеся на карантине могут получить доступ к пакету подписок «Оптимум» сроком на 14 дней, при условии, что юзер подтвердит факт нахождения дома с помощью чат-бота. Видеосервис Wink «Ростелекома» с 17 марта предоставил возможность бесплатно смотреть отечественные фильмы и сериалы — срок акции пока не определен. Также известно, что онлайн-кинотеатр tvzavr предоставляет бесплатную подписку на целых 3 месяца, но предварительно необходимо прислать фото своего больничного листа.
«Сейчас непонятно, когда распространение коронавируса прекратится, поэтому очевидно, что в ближайшее время люди намного больше времени будут проводить дома, количество пользователей легального видео в России вырастет. Если мы не победим коронавирус за три-четыре месяца, это может привести к дополнительным 15–20% к росту рынка, который мы прогнозировали на 2020 год», — отметил господин Кусков. Ранее TelecomDaily оценило российский рынок онлайн-видео сервисов приблизительно в 27 млрд руб. А также спрогнозировало его рост к 2020-ому на целых 35–40% [3].
Заключение
Подводя итоги исследования, мы хотели бы сказать, что коронавирус окажет ощутимое влияние на скорость развития рынка онлайн-услуг, и, безусловно, это влияние будет стимулирующим.
Говоря про статистические показатели, мы уже сейчас можем наблюдать темпы прироста от 20% до 100% для онлайн-торговли, а также для образования, рынок которого по разным оценкам может достигнуть 60 миллиардов рублей через пару лет. Одновременно с этим растет прибыль компаний, которые предоставляют возможность общения через видеосвязь, наибольший рост из них продемонстрировала компания Zoom, акции которой достигли исторического максимума в 169 долларов за штуку. Нельзя не упомянуть рост онлайн-развлечений, которые особенно становятся популярнее сейчас, так как для них нет необходимости в живом общении. Так, мы можем наблюдать, что призовой фонд онлайн-чемпионата Dota 2 вырос в 44 раза, что показывает, как быстро развилась онлайн-игра.
Что касается нашего виденья развития этого рынка, то мы уверены, что онлайн-пространство будет активно развиваться, коронавирус является катализатором давно назревших перемен, которые во многом поменяют жизнь большинства людей, однако мы уверены, что люди смогут приспособиться к новой бизнес-модели оказания услуг, а также вскоре это ощутимо снизит их издержки на путь за некоторыми услугами, которые ранее были доступны только с помощью личного участия и присутствия людей.
Приложение
Результаты опроса
Диаграмма 1
Диаграмма 2
Диаграмма 3
Диаграмма 4