Статья:

Роль международного кредитования в развитии экономики

Конференция: XXIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Толмачева Е.К. Роль международного кредитования в развитии экономики // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 7(29). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/7(29).pdf (дата обращения: 25.02.2021)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Роль международного кредитования в развитии экономики

Толмачева Екатерина Кирилловна
студент, Финансовый университет при Правительстве РФ, РФ, г. Москва
Мирошина Елена Александровна
научный руководитель, канд. экон. наук, доцент, Финансовый университет при Правительстве РФ, РФ, г. Москва

 

При быстрых темпах технического прогресса, глобализации, усиления экономических связей страны нуждаются во всё большем финансировании своей экономики для поддержания ее конкурентоспособности на мировом рынке. Чтобы реализовать масштабные проекты, оказать поддержку целым отраслям или запустить новые направления развития внутренних средств оказывается недостаточно. Государству необходимо привлечь внешние ресурсы с помощью инструментов международного финансирования, крупной формой которого является международный кредит.

Общая характеристика международного кредитования. Международное финансирование – это экономические отношения по поводу предоставления и получения капитала среди субъектов мировой экономики. Оно производится с целью поддержки производственного процесса, обеспечивает переток капитала в более рентабельные регионы. Одной из форм международного финансирования является международное кредитование, т.е. предоставление участникам международных экономических отношений ссудного капитала на условиях возвратности, платности, срочности, уплаты процентов. Такое кредитование позволяет влить в национальную экономику «длинные деньги» для обновления и модернизации производственных процессов. Привлечение денежных средств из-за рубежа решает проблему нехватки имеющихся у государства (также частного банковского сектора, инвесторов) фондов. Конечно, национальная система кредитования способна справиться с обслуживанием потребностей предприятия в оборотном капитале, а размещение акций поможет реализации крупных инвестиционных проектов, однако, когда речь идет о поддержке отраслей экономики в целом, о выполнении масштабных государственных задач, внутренних средств оказывается недостаточно, и правительства прибегают к внешним займам.

В роли институтов международного кредитования в основном выступают международные организации: Международный Валютный Фонд, Всемирный Банк, Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (АБИИ), Азиатский банк развития и др.

На основе вышесказанного можно определить такие положительные последствия международного кредитования, как способствование экономическому росту государства, выделение средств для решения стратегических задач государства, увеличение валютных резервов страны. С другой стороны, международное кредитование означает рост внешнего долга государства.

Влияние уровня внешней задолженности на страны со средним и низким уровнем дохода. Согласно отчету Всемирного Банка, объем внешней задолженности стран с низким и средним уровнем дохода вырос на 5.2% в 2018г. [5] Более того, с 45% до 25% уменьшилась доля этих же стран, чьи долговые обязательства составляют менее 30% ВНД [5]. Несмотря на это, чистый объем притока финансовых средств в страны с низким и средним уровнем дохода снизился на 19% [5]. Мы видим, что несмотря на сокращение финансовых потоков, долговое бремя этих стран увеличивается. Данные страны-члены Международной Ассоциации Развития (МАР) в 2018 году показали самый высокий рост внешнего долга с 2008г. [3, c.9].  Быстрее всего увеличивается внешний долг стран Чёрной Африки (Sub-Saharan African countries). Например, внешняя задолженность Эфиопии выросла к 2018г. на 885% больше, чем к 2008г. [3, c.9] Затруднение финансовых потоков в страны с низким и средним уровнем дохода Всемирный банк объясняет повышением США процентной ставки, напряжениями в торговле, а также общим замедлением мировых темпов экономического роста. Дэвид Малпасс, Президент Всемирного банка, пишет, что развитие финансовой системы сегодня приводит к долговой уязвимости стран с низким и средним доходом [3, c.9]. Накопление внешней задолженности может привести к экономической зависимости от стран или организаций-кредиторов, более высокой чувствительности к финансовым потрясениям на международном рынке, высокая сумма обслуживания долга означает сокращение возможных средств на проведение каких-либо программ [7, c. 2]; поскольку выплата задолженности происходит за счет налоговых поступлений, то бремя долга перекладывается на будущее поколение, что, соответственно, может привести к невозможности развития экономики в достаточном темпе в перспективе.

Международное кредитование в странах Юго-Восточной Азии. Тем не менее, международное кредитование оказало большую поддержку странам Юго-Восточной Азии (ЮВА). Азиатский банк развития (АБР) был учрежден в 1966 году, т.к. азиатским странам была необходима особая поддержка в реализации масштабных инвестиционных проектов. С 1966 по 2016 год АБР выдал в общей сложности займов и кредитов на 300млрд. долл. [2, c.240]. Сущность деятельности банка состоит в [2, c.240]:

  1. Выдаче коммерческих займов, льготных кредитов
  2. Торговом финансировании
  3. Прямом инвестировании, покупке акций компаний
  4. Размещении ценных бумаг
  5. Оказании консультационных услуг и помощи в выработке экономической политики азиатских стран

Изначально АБР был создан, прежде всего, для развития сельского хозяйства в азиатском регионе, однако затем расширил свое финансирование и стал участвовать в образовательных проектах, в сфере здравоохранения, содействовать интеграции стран Азии. В данный момент азиатские страны, по оценке АБР, нуждаются в ежегодных инвестициях в инфраструктуру в размере 1,7 млрд. в год, из которых выделяется только половина [1, c.1]., однако доступность уже этих средств позволяет провести модернизацию национальных экономик.

Например, в рамках страновой стратегии партнерства на 2017 – 2021 гг благодаря поддержке АБР в Казахстане было построено и реконструировано более 1300 км дорог [1, c.2], что сократило среднее время в пути между городами. Строительство дорог позволило Казахстану установить более тесную торговую связь с азиатскими рынками, рынками Каспийского субрегиона и Европы, значительно упростило транспортную логистику. АБР поддерживает другие проекты в Казахстане.  В таблице 1 представлен коэффициент успешности проектов АБР в Казахстане [1, c.2].

Таблица 1.

Коэффициент успешности, % проектов АБР в Казахстане, 2008 – 2018гг.[1, c.2].

Год

Коэффициент успешности, %

Количество программ и проектов, прошедших независимую проверку

2008

0

1

2011

50

2

2014

0

1

2016

0

1

2017

100

2

2018

66.7

3

 

Из-за небольшого количества прошедших проверку проектов мы не можем в целом судить об эффективности деятельности АБР в Казахстане. В целом, на 10 проектов коэффициент успешности составляет 50%, что, конечно, не является высоким показателем. Однако, после заключения в 2017 г. дополнительных соглашений с Казахстаном выросло и качество выполнения проектов, что может говорить нам о вероятной эффективности поддержки АБР.

Другими примерами международного кредитования послужат проекты АБР в Таиланде и Камбодже. С 1966г. по 2016 г. в Таиланде было выполнено 278 проектов, направленных на социально-экономическое развитие страны [2, c.241]. Благодаря кредитованию АБР с 2010 по 2017 годы в Камбодже прошла электрификация 40 тысяч домохозяйств, 96 тысяч получили доступ к водоснабжению, 206 тысяч выпускников школ продолжили образование [2, c.241].

Привлечение внешних финансовых средств является драйвером экономики страны, поскольку позволяет претворять в жизнь многолетние, масштабные проекты, инвестировать в частный сектор экономики. Многие из программ кредитования социально ориентированы: они направлены на борьбу с бедностью, развитие образования, сглаживание социального неравенства. Международное кредитование способствует решению как внутренних, так и внешних проблем (включение в международные рынки, увеличение конкурентоспособности экспортных товаров, развитие логистики).

Выгоды кредитования для страны-донора. Помимо получения процентов по кредиту, страны-кредиторы могут извлечь некоторую политическую выгоду. В 2017 году Япония стала основным кредитором Узбекистана  [4, c.86], [6] финансовая помощь оказывается также Киргизии, Таджикистану, Туркменистану, Казахстану. По программе официальной помощи в целях развития (льготное кредитование развивающихся стран) Япония выдала займы на обновление Навойиской ТЭС, Ташкентской ТЭС, Душабинской ТЭС [4, c.87]. Кредитование также распространяется на  дорожное строительство и строительство водоочистных сооружений (в частности в Таджикистане). Программы льготного кредитования (ODA, JICA) могут являться частью ресурсной политики (Shigen gaiko) Японии, которая направлена на нивелирование угрозы энергетического кризиса в стране [4, c.88]. Кредитование является способом установления дипломатических отношений с государствами, имеющими ресурсный потенциал. Содействуя обновлению их энергетической инфраструктуры, Япония делает вклад для защиты собственной экономики.

Международное кредитование может быть выгодно не только странам-реципиентам, но и кредиторам. За счет помощи другим государствам возможно выстраивать такие политические отношения, которые могли бы разрешить внутренние проблемы (например, дефицит ресурсов).

Заключение. Международное кредитование позволяет реализовывать крупные социально-экономическую проекты, такие как строительство и обновление инфраструктуры, борьба с бедностью, обеспечение населения газо-, водоснабжением, дорожное строительство. Оно способствует увеличению включенности страны в мировую экономику за счет: развития транспортной сети, упрощения логистики, увеличения конкурентоспособности экспортных товаров. С другой стороны, высокий уровень внешней задолженности может привести к экономической уязвимости развивающихся стран. Международный кредит также позволяет займодателю решить свои внутренние проблемы и укрепить сотрудничество с другими государствами.

К 2020 году мы видим быстрый рост задолженности по международным кредитам стран Чёрной Африки. Увеличение долгового бремени стран со средним и низким доходом можно назвать тенденцией последних лет. Это может привести к долговой уязвимости данных стран и породить экономические кризисы в них. В 2020 году мы можем говорить о высоком уровне развития как международного финансирования в целом, так и отдельно института международного кредита. Наиболее успешно осуществляется кредитование в рамках культурно близкого региона (например, АБР в ЮВА). Международное кредитование позволяет решить не только внутренние проблемы заемщика, но и страны-донора. Содействуя экономическому развитию другой страны, донор выстраивает с ней благоприятные политические отношения. Так, Япония смогла ограничить дефицит энергоресурсов за счет поддержки Таджикистана, Киргизии, Казахстана в строительстве ТЭС.

 

Список литературы:
1. Азиатский Банк развития и Казахстан: информационная сводка / / Asian Development Bank / / Режим доступа: https://www.adb.org/sites/default/files/publication/59610/kaz-2018-ru.pdf (дата обращения: 05.03.2020).
2. Андрианов В. Д. Международные и региональные банки развития как механизмы формирования и реализации стратегии и экономической политики в странах Юго-Восточной Азии (ЮВА) // Большая Евразия: Развитие, безопасность, сотрудничество. 2018. №1-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mezhdunarodnye-i-regionalnye-banki-razvitiya-kak-mehanizmy-formirovaniya-i-realizatsii-strategii-i-ekonomicheskoy-politiki-v-stranah (дата обращения: 04.03.2020).
3. Международная статистика задолженности 2020 / / Всемирный Банк / / Режим доступа: https://openknowledge.worldbank.org/handle/10986/32382(дата обращения: 05.03.2020).
4. Пужаев А. А. Современная внешнеполитическая активность Японии в Центрально-азиатском регионе // Modern Oriental Studies. 2019. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennaya-vneshnepoliticheskaya-aktivnost-yaponii-v-tsentralno-aziatskom-regione (дата обращения: 04.03.2020).
5. Суммарный объем задолженности развивающихся стран вырос в 2018 году до 7,8 трлн долл. США // Всемирный Банк [сайт]. URL : https://www.vsemirnyjbank.org/ru/news/press-release/2019/10/02/debt-stocks-of-developing-countries-rose-to-78-trillion-in-2018-world-bank-international-debt-statistics (дата обращения: 04.03.2020).
6. Узбекистан планирует привлечь кредит АБР на модернизацию гидроэнергетики / / РИА Новости [сайт] URL : https://ria.ru/20161010/1478904358.html (дата обращения: 05.03.2020).
7. Яруллин Р.Р., Емец О.А. Влияние внешнего государственного долга на национальную экономику страны // Экономика и бизнес: теория и практика. 2017. №12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-vneshnego-gosudarstvennogo-dolga-na-natsionalnuyu-ekonomiku-strany (дата обращения: 05.03.2020).