Статья:

Цифровой франчайзинг образовательных услуг: понятие и характеристика

Конференция: XXXIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Кихтенко А.Е. Цифровой франчайзинг образовательных услуг: понятие и характеристика // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXXIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(34). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/1(34).pdf (дата обращения: 19.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Цифровой франчайзинг образовательных услуг: понятие и характеристика

Кихтенко Анастасия Евгеньевна
студент, Армавирский государственный педагогический университет, РФ, г. Армавир
Пшмахова Мадина Исмаиловна
научный руководитель, канд. экон. наук, доцент, Армавирский государственный педагогический университет, РФ, г. Армавир

 

С каждым годом все большую популярность набирает франчайзинг. Для того чтобы лучше понять, что же представляет из себя этот процесс, необходимо разобрать весь его понятийный аппарат. Для этого обратимся к словарям.

«Франчайзинг - смешанная форма крупного и мелкого предпринимательства, при которой крупные корпорации, "родительские" компании (франчайзеры) заключают договор с мелкими фирмами, "дочерними" компаниями, бизнесменами (франчайзи) на право, привилегию действовать от имени франчайзера. [5, с. 368]

Франчайзиат – лицензиат франчайза, т. е. его пользователь. Франчайз – договор франчайзинга (коммерческой концессии), т. е. лицензия. Франчайзер – лицензиар франчайза, т. е. его правообладатель. [1, с. 39]

Основа франчайзинга заключается в использовании торговой марки уже существующего бренда, поэтому франчайзер заинтересован в качественном предоставлении услуг пользователя франчайза. При заключении договора франчайзинга, прописываются пункт о защите торговой марки, об установлении суммы выплат, за использование франшизы и многое другое.

Наиболее распространенными учреждениями, где используется франчайзинг являются детские развивающие центры, частные школы (школа танцев, вокала и т.д.), школы лингвистики и курсы изучения иностранных языков.

Выделяется несколько критериев, которыми нужно руководствоваться при выборе франшизы [3, с. 71]:

  • имел ли франчайзер опыт в тиражировании, администрировании и руководстве удаленных подразделений;
  • количество времени, которое находится на рынке франчайзер;
  • количество и размер выплат;
  • наличие интеллектуальных разработок и новшеств в работе;
  • история уже существующих франчайзинговых точек.

Также немаловажно понимать, что при передаче лицензии на право пользования франшизой, передается право на его практическое использование. Туда может входить весь имеющийся учебно-методический комплекс, учебные планы, программы, а также оказание консультативной помощи. Заключая договор франчайзинга, необходимо определить какой именно объект интеллектуальной собственности будет предан франчайзиату. Все это должно четко прописываться в договоре.

Одной из главных обязанностей франчайзинга является плата за пользование лицензи­ей [6, с. 245]. Она может быть единовременной, фиксированной, либо выражаться в процентном соотношении от количества продаж. Другой обязанностью, прописанной при составлении договора, является сохранение репутации франчайзера. То есть соблюдение авторитета среди других учебных заведений, использование стандартов, методов преподавания, сохранение качества обучения, проведение франчайзинговой программы и многое другое. Очень важно не переусердствовать со степенью контроля, дав определенную свободу в деятельности, но при этом контролируя чтобы действия не выходили за рамки дозволенного.

Немаловажным условием, которое необходимо разъяснить и оформить документально, является то, что франчайзиат сам несет ответственность за свою деятельность пред третьими лицами. Это поможет избежать негативных последствий в случае проступка франчайзиата для франчайзера. Более того, в договор о франчайзинге образовательных услуг могут так же быть включены определенные аспекты, ответ­ственность за которые несет исключительно только франчай­зи: например, он должен отвечать за противоправ­ность своей работы согласно законодательству.

Так же франчайзер должен разъяснить, что только он является ответственным за надежность оказания образовательных услуг в своем ВУЗе, более того он обязан будет назначить кого-ли­бо ответственным из своих работников в осуществлении этих мер.

Следующим препятствием для полноценного развития об­разовательного франчайзинга является разделение образо­вательной и предпринимательской дея­тельности учреждения на законодательном уровне.

На сегодняшний день, образовательный франчайзинг яв­ляется успешно развивающийся стороной образовательной сферы. Достаточно часто используется франчайзинг, и в этом есть свои преимущества [4, с. 134]:

  • услуги, предоставляемые образовательным учреждением, оказываются высокого уровня, так как правообладатель осуществляет постоянный контроль над осуществляемой деятельностью;
  • существует возможность использовать уже готовые методики обучения;
  • возможность работать под уже известным брендом сокращает время на поиск клиентов;
  • высока вероятность успеха деятельности;
  • наличие постоянных обновлений и усовершенствований используемых методик;
  • образовательными услугами можно воспользоваться на всей территории государства;
  • открытый доступ к обучению персонала.

Конечно, у франчайзинга есть и отрицательные стороны. К ним можно отнести:

  • наличие определенных ограничений (то есть, например, в некоторых случаях нельзя использовать новации в методике обучения, либо открывать новые кружки);
  • высокие требования со стороны франчайзера;
  • существует риск приобретения неэффективной франшизы.

С правовой стороны франчайзинг также имеет свои положительные характеристики:

  • правообладателю франчайза не нужно открывать и регистрировать филиал своего учреждения на отдаленных территориях;
  • франчайзер не приобретает капитал (здания, оборудование, землю) для открытия филиала учреждения;
  • заключением трудовых договоров занимается сам франчайзиат.

Безусловно, уровень развития правового регулирования образовательного франчайзинга еще слишком слаб. И в большинстве случаев регулируется «Гл. 54 ГК РФ. Коммерческая концессия» [2]. Опираясь на законы о создании договора, его сторонах, коммерческих обязательствах, последствиях прекращения договора и так далее.

Таким образом, можно сказать, что франчайзинг является неплохой задумкой. Его использование в образовательной среде ведет к положительным последствиям, таким как повышение уровня образования в стране в целом, повышение благосостояния и многое другое. Для развития собственного бизнеса очень удобен франчайзинг, так как помощь франчайзера позволит сэкономить средства для развития и разрекламирования идей обучения, а также не допустить ошибок и разориться. А повышение квалификации педагогов будут развивать потенциал сотрудников и всего учебного заведения. Поэтому не­обходимо более четкое урегулирование данных правоотношений на законодательном уровне.

 

Список литературы:
1. Блекус В.В. Словарь терминов по курсу «Финансы, деньги и кредит / сост. – Электроизолятор: ГГХПИ, 2011. – 52 с.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 N 51-ФЗ  (ред. от 03.07.2016) [Электронный источник] / URL: http://www.consultant.ru/popular/gkrf1/ (Дата обращения 27.12.2020)
3. Колиниченко М.В. Франчайзинг как эффективная форма инновационного развития сферы услуг//Современные проблемы сервиса и туризма. -2017. -№ 3. С. 70-75.
4. Меркулов А.М., Тришин М.Е., Ватутин С. В., Соколова Т.А., Фокин В.А. Франчайзинг от А до Я. - М.: Феникс, 2018. - 559 c.
5. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. — 2-е изд., испр. -М.: ИНФРА-М, 2000. - 479 с.
6. Сосна, С.А., Васильева, Е.Н. Франчайзинг. Коммерческая концессия. М.: ИКЦ «Академкнига», 2017. -375 с.