Статья:

Счетная палата, как часть системы государственного и муниципального финансового контроля и надзора

Конференция: XXXV Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Глушко В.А. Счетная палата, как часть системы государственного и муниципального финансового контроля и надзора // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXXV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2(35). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/2(35).pdf (дата обращения: 28.03.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Счетная палата, как часть системы государственного и муниципального финансового контроля и надзора

Глушко Валерия Анатольевна
студент, Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского, РФ, г. Симферополь
Ягупова Екатерина Анатольевна
научный руководитель, д-р. экон. наук, профессор, Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского, РФ, г. Симферополь

 

В Российской Федерации функционирует достаточно разветвленная сеть контрольных органов, как по горизонтали, так и по вертикали. Это Контрольное управление Президента Российской Федерации и главные федеральные инспекторы в субъектах Федерации аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе, Счетная палата Российской Федерации, федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, находящиеся в ведении Президента, Правительства, федеральных министерств, и их территориальные структуры.

Высшим постоянно действующим органом внешнего государственного контроля Российской Федерации является Счетная палата.

Ежегодно Счетная палата составляет перечень мероприятий, связанных с контролем и анализом расходования бюджетных средств.

В 2019 году план работы включал 389 мероприятий, по 319 из которых результаты проверок были рассмотрены на Коллегии до 1 января 2020 года, а выполнение еще 70 было запланировано на 2020 и 2021 годы.

Таким образом, более 80% запланированных проверок были проведены в срок. Данные о проверках представлены в таблице 1.

Таблица 1

Количество проведенных Счетной палатой РФ проверок за период 2017 – 2019 гг.

Показатели

2017 г

2018 г

2019 г

Проведено контрольных  и экспертно-аналитических мероприятий:

319

419

319

-  контрольных мероприятий

236

278

242

- экспертно-аналитических мероприятий

83

67

77

Контрольные и экспертно-аналитические мероприятия по поручениям, обращениям и запросам:

 

 

 

- на основании поручений и обращений Президента Российской Федерации

17

15

14

- на основании постановлений Совета Федерации

16

10

25

- на основании постановлений Государственной Думы

32

54

31

Источник: составлено автором на основе [3].

 

Так наиболее результативным в плане проведенных проверочных мероприятий оказался 2018 год, в 2017 и 2019 годах количество проверочных мероприятий было одинаковым и составляло 319, в 2018 году по сравнению с 2017 годом данный показатель увеличился на 31% (или на 100 в абсолютных величинах).

884,6 млрд рублей – объем нарушений, выявленных Счетной палатой в 2019 году. Всего обнаружено 4 443 нарушения (таблица 2). Подробный анализ показывает, что около 316,1 млрд рублей (или 36 %) приходится на нарушения, связанные с неправильным ведением бухгалтерского учета и некорректным составлением иной финансовой отчетности.

Таблица 2

Показатели деятельности Счетной Палаты  2017- 2019 гг.

Показатель

2017 г

2018 г

2019г

Количество проведенных проверочных мероприятий

319

419

319

Количество выявленных нарушений

4841

9235

4443

Денежный размер нарушений, млрд.руб

1865,6

772,7

884,6

Объем средств, возвращенных в бюджет РФ, млрд.руб

19,157

7,5

4,52

Количество возбуждённых уголовных и административных дел

389

68

77

Источник: составлено автором на основе [3]

 

Кроме того, Счетная палата выявила нецелевое использование денежных средств на сумму 294,2 млн рублей.

В основном это связано с использованием субсидий на выполнение государственных заданий в бюджетных учреждениях.

По объему средств, возвращенных в бюджет наиболее эффективным, был 2017 год. А в дальнейшие года данный показатель придерживался тенденции к снижению.

С каждым годом объем выполняемой работы и охватываемых задач Счетной Палаты Российской Федерации увеличивается.

Так в 2019 году Счетная палата РФ начала внедрять и применять новые подходы в работе, увеличивая долю стратегического аудита, реализовывая масштабные проекты в сфере цифровизации и повышая свою открытость.

Толчком к данной трансформационной работе, которая началась еще в 2018 году, стало принятие новой Стратегии развития Счетной палаты.

 

Список литературы:
1. Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» http://www.kremlin.ru/acts/bank/45790/page/1
2. Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» / Правовая система «КонсультантПлюс».
3. Отчет о работе Счетной палаты Российской Федерации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ach.gov.ru/reports/10114