Счетная палата, как часть системы государственного и муниципального финансового контроля и надзора
Секция: Экономика
лауреатов
участников
лауреатов
участников
XXXV Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
Счетная палата, как часть системы государственного и муниципального финансового контроля и надзора
В Российской Федерации функционирует достаточно разветвленная сеть контрольных органов, как по горизонтали, так и по вертикали. Это Контрольное управление Президента Российской Федерации и главные федеральные инспекторы в субъектах Федерации аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе, Счетная палата Российской Федерации, федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, находящиеся в ведении Президента, Правительства, федеральных министерств, и их территориальные структуры.
Высшим постоянно действующим органом внешнего государственного контроля Российской Федерации является Счетная палата.
Ежегодно Счетная палата составляет перечень мероприятий, связанных с контролем и анализом расходования бюджетных средств.
В 2019 году план работы включал 389 мероприятий, по 319 из которых результаты проверок были рассмотрены на Коллегии до 1 января 2020 года, а выполнение еще 70 было запланировано на 2020 и 2021 годы.
Таким образом, более 80% запланированных проверок были проведены в срок. Данные о проверках представлены в таблице 1.
Таблица 1
Количество проведенных Счетной палатой РФ проверок за период 2017 – 2019 гг.
Показатели |
2017 г |
2018 г |
2019 г |
Проведено контрольных и экспертно-аналитических мероприятий: |
319 |
419 |
319 |
- контрольных мероприятий |
236 |
278 |
242 |
- экспертно-аналитических мероприятий |
83 |
67 |
77 |
Контрольные и экспертно-аналитические мероприятия по поручениям, обращениям и запросам: |
|
|
|
- на основании поручений и обращений Президента Российской Федерации |
17 |
15 |
14 |
- на основании постановлений Совета Федерации |
16 |
10 |
25 |
- на основании постановлений Государственной Думы |
32 |
54 |
31 |
Источник: составлено автором на основе [3].
Так наиболее результативным в плане проведенных проверочных мероприятий оказался 2018 год, в 2017 и 2019 годах количество проверочных мероприятий было одинаковым и составляло 319, в 2018 году по сравнению с 2017 годом данный показатель увеличился на 31% (или на 100 в абсолютных величинах).
884,6 млрд рублей – объем нарушений, выявленных Счетной палатой в 2019 году. Всего обнаружено 4 443 нарушения (таблица 2). Подробный анализ показывает, что около 316,1 млрд рублей (или 36 %) приходится на нарушения, связанные с неправильным ведением бухгалтерского учета и некорректным составлением иной финансовой отчетности.
Таблица 2
Показатели деятельности Счетной Палаты 2017- 2019 гг.
Показатель |
2017 г |
2018 г |
2019г |
Количество проведенных проверочных мероприятий |
319 |
419 |
319 |
Количество выявленных нарушений |
4841 |
9235 |
4443 |
Денежный размер нарушений, млрд.руб |
1865,6 |
772,7 |
884,6 |
Объем средств, возвращенных в бюджет РФ, млрд.руб |
19,157 |
7,5 |
4,52 |
Количество возбуждённых уголовных и административных дел |
389 |
68 |
77 |
Источник: составлено автором на основе [3]
Кроме того, Счетная палата выявила нецелевое использование денежных средств на сумму 294,2 млн рублей.
В основном это связано с использованием субсидий на выполнение государственных заданий в бюджетных учреждениях.
По объему средств, возвращенных в бюджет наиболее эффективным, был 2017 год. А в дальнейшие года данный показатель придерживался тенденции к снижению.
С каждым годом объем выполняемой работы и охватываемых задач Счетной Палаты Российской Федерации увеличивается.
Так в 2019 году Счетная палата РФ начала внедрять и применять новые подходы в работе, увеличивая долю стратегического аудита, реализовывая масштабные проекты в сфере цифровизации и повышая свою открытость.
Толчком к данной трансформационной работе, которая началась еще в 2018 году, стало принятие новой Стратегии развития Счетной палаты.