Статья:

Оценка влияния внешних факторов на инвестиционный проект

Конференция: IV Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Исмаилов И.И. Оценка влияния внешних факторов на инвестиционный проект // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. IV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(4). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/4(4).pdf (дата обращения: 28.03.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Оценка влияния внешних факторов на инвестиционный проект

Исмаилов Ибрагим Исхакович
магистрант, Академия Строительства и Архитектуры Донского Государственного Технического университета, РФ, г. Ростов-на-Дону
Хан Роксана Султановна
научный руководитель, канд. экон. наук, доцент Академия Строительства и Архитектуры Донского Государственного Технического Университета, РФ г. Ростов-на-Дону

 

Инвестиционный проект – это сложная структура, учитывающая множество прямых и косвенных факторов. Целью любого проекта выступает его эффективное претворение в жизнь. Управление конечной целью, продолжительностью проекта и его стоимостью зависит от факторов внешней среды.  Разработчики проекта не могут повлиять на внешние факторы. Им остается лишь следовать, принимать во внимание и строить свои проектные решения на их основании.

Этими факторами выступают в первую очередь экономические и политические условия, в которых и происходит реализация проекта.  Значительное влияние так же оказывает и социальная среда.

Остановимся подробнее на политических условиях. Например, «Турецкий поток» - крупный международный проект строительства газопровода, который неоднократно приостанавливался под влиянием внешних политических факторов. Изменялось многое: от количества ниток газопровода до сроков завершения и подрядчиков.

Изначально проект назывался «Южный поток» и был нацелен на строительство 4 веток, обеспечивающих сжиженным газом страны Европы в обход стан-транзитеров.  Первые поставки газа были запланированы на конец 2015.  Однако, 17 апреля 2014 года Европейский парламент принял резолюцию, в которой рекомендовал отказаться от строительства газопровода. Через весьма короткое время проект был пересмотрен и переименован в «Турецкий поток». После долгих переговоров по количеству веток, согласованию мест выхода наступил перерыв в работе реализации проекта, вызванный конфликтом с нарушением российскими боевыми самолетами турецкого воздушного пространства и дальнейшим инцидентом с уничтожением российского СУ-24 турецкими ВВС. Проект снова был «Турецкий поток» приостановлен. Таким образом, изменения в политической обстановке оказали значительное влияние на объемы проекта (увеличилась длина подводной части с 900 до 937 км), сроки его реализации и, соответственно, стоимость. Потребовался новый персонал, выплата штрафов за простой многочисленным подрядным и субподрядным организациям, закупка дополнительных материалов, с истекшим сроком годности. Подобным крупномасштабным проектам необходима политическая стабильность государства.  Поэтому аналитики при разработке проекта уделяют значительное внимание политическим условиям и прогнозам. Но на практике все может измениться в один момент.

При проведении анализа реализации проектов четко видно, что зачастую они осуществляются в тех отраслях экономики, где есть дополнительные возможности для их реализации - дополнительное субсидирование, финансирование (те же «Турецкий поток», «Северный Поток 2»).

Важной частью оценки внешней среды проекта выступает анализ социально-экономических условий в месте реализации проекта. Например, «Турецкий поток» позволил создать большое количество рабочих мест в регионе, где работа зависит от сезона (Анапский район Краснодарского края – курорт, где население в основном занято в курортном бизнесе и сельском хозяйстве).

Изначальная регламентация условий труда и отдыха сотрудников позволяет аналитикам определять потребности в трудовых ресурсах на основе норм труда, применяющихся в индустриальных странах.

При разработке проекта важно учитывать уровень квалификации кадров, стандарты безопасности и охраны здоровья. Эти факторы также повлекут за собой изменения в проекте, как по срокам, так и по стоимости. Например, в  местности, где реализуется проект нет достаточного количества сотрудников, обладающих должной квалификацией, поэтому их придется нанимать в соседних городах или регионах. Их понабиться обеспечить жильем, компенсировать дорожные расходы. Если же привлекаются иностранные специалисты, то их деятельность осуществляется в соответствии с законами и нормами РФ, что также налагает определенные финансовые и временные расходы, поскольку все они должны получить разрешения на работу, зарегистрироваться в налоговых органах, быть учтены службой занятости региона.

Государственная политика, нацеленная на дополнительное субсидирование тех или иных отраслей экономики, так же является внешним фактором, влияющим на инвестиционный проект. Поскольку это благоприятно (либо не благоприятно) влияет на инвестиционный климат, налогообложение, пошлины и ограничения экспорта и импорта сырья и товаров. Так в некоторых отраслях государство предоставляет льготные условия, создает дополнительные налоговые послабления для инвесторов. В результате происходит значительный рост реинвестиций фондов именно по этим направлениям.

Налоговая политика так же в свою очередь выступает одним из основных способов поощрения инвесторов для стимулирования развития как отдельных отраслей промышленности и экономики, так и целых регионов.

Правовая среда – внешний фактор, включающий в себя защиту прав и интересов инвесторов, вопросы экспортно-импортных операций, а так же трудовое право. Государство регулирует инвестиционную деятельность с точки зрения налогообложения, а именно предоставляет возможность воспользоваться дифференциацией налоговых ставок и льгот.  Оно также стимулирует развитие отдельных регионов, отраслей путем предоставления субсидий, бюджетных ссуд, дополнительно финансирует и кредитует.  В государственную правовую сферу контроля входит соблюдение норм и стандартов, определение условий инвестирования и кредитования, регулирование ставок рефинансирования.

Немаловажным внешним фактором проекта в современном мире становится желание снизить загрязнение регионов, в которых сосредоточено промышленное производство. Поэтому, принимая во внимание государственную политику касательно местоположения проектов и их целевого направление есть возможность учесть различные льготы и стимулы, а также схемы финансового стимулирования.

Одним из важных внешних факторов являются правовые вопросы. Для воплощения проекта в жизнь требуется получить множество специальных разрешений и решений от различных министерств и ведомств. Иногда на это уходит мало времени, но, как правило, разработчики затрачивают значительные усилия для подготовки именно предпроектных согласований. В этом факторе заложены как плюсы, так и минусы.  С одной стороны, это дает дополнительное время, чтобы отсеять нежизнеспособные проекты. А с другой, напротив, некоторые полезные проекты из-за бюрократических проволочек так и не получают своей дальнейшей реализации. Следовательно, вышеупомянутый аспект должен быть учтен при определении сроков, времени подготовки предпроектной документации и материальных средств для проведения всех необходимых согласований.  

В настоящее время финансирование инвестиционных проектов в основном осуществляется за счет кредитов банков, собственных ресурсов предприятий и организаций, частных и иностранных вложений. Бюджетное же финансирование значительно сократилось. Это безусловно влияет на качество проектов – они становятся более эффективными, сроки проектирования сокращаются, а экономика становится устойчивее в таких непростых современных условиях.

 

Список литературы:
1. Агапкин В.М., Жоголева Е.Е. Эффективное управление сложными ин-вестиционными проектами. Практическое пособие. М.: Российская ака-демия сельскохозяйственных наук., 1995г.
2. Бирман Г., Шмидт С. Экономический анализ инвестиционных проек-тов. М., ЮНИТИ, 1997 г.
3. Холт С.Н., Барнес С.Б., Инвестиционный проект: методы подготовки и анализа. Учебно-справочное пособие. – М., БЕК, 1996 г.