Статья:

Планирование налоговых льгот и расходов бюджетов субъектов Российской Федерации

Конференция: XLI Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Секач М.С., Крючкова А.Ю. Планирование налоговых льгот и расходов бюджетов субъектов Российской Федерации // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XLI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 8(41). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/8(41).pdf (дата обращения: 25.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Планирование налоговых льгот и расходов бюджетов субъектов Российской Федерации

Секач Мария Сергеевна
магистрант, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, РФ, г. Санкт-Петербург
Крючкова Анна Юрьевна
магистрант, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, РФ, г. Санкт-Петербург
Кацюба Ирина Александра
научный руководитель, доцент, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, РФ, г. Санкт-Петербург
Федосов Виталий Анатольевич
научный руководитель, Санкт-Петербургский государственный экономический университет, РФ, г. Санкт-Петербург

 

Бюджетное планирование – это процесс, в рамках которого определяются бюджетные показатели, которые позволяют выявить наиболее эффективные методы государственного регулирования социально-экономических процессов в обществе. Применение налоговых льгот является одним из важных механизмов в российской экономике, который помогает поддерживать отрасли экономической деятельности, находящиеся на спаде, и, в то же время, осуществляет регулирование темпов развития бизнеса на российском рынке. Применение налоговых льгот также помогает поддерживать предпринимателей на стабильном уровне развития, сохранять им конкурентоспособность и увеличивает занятость. Но, с другой стороны, использование налоговых льгот негативно сказывается на доходах бюджета.

Целью исследования является оценка эффективности применения налоговых льгот при планировании бюджетов и разработка направлений совершенствования планирования расходов бюджета.

Бюджетное планирование — составляющая часть финансового планирования, позволяющая определить объем, источники и целенаправленное использование бюджетных ресурсов на каждом из уровней управления — федеральном, региональном, местном.

В настоящее время бюджетный процесс в России достаточно четко регламентирован БК РФ и НК РФ, а также другими законодательными актами, имеющими непосредственное отношение к бюджетной сфере. Это позволяет законодательным и представительным органам власти вовремя, до начала нового финансового года, утверждать бюджет, а исполнительной власти и органам местного самоуправления работать бесперебойно, постоянно имея для достижения целей и решения задач необходимые финансовые ресурсы.

Основные задачи бюджетного планирования:

  • определение объема доходов бюджета по каждому источнику поступлений и общему объему доходов бюджета;
  • определение расходов бюджета в разрезе кодов классификации доходов и общего объема расходов, установление приоритетных расходов;
  • обеспечение сбалансированности бюджета на основе разграничения доходов и расходных обязательств и использования различных форм межбюджетных трансфертов;
  • управление бюджетным дефицитом, обеспечение устойчивости бюджета путем создания бюджетных резервов.

В настоящее время существует два основных вида бюджетного планирования — программно-целевой метод и нормативный метод планирования расходов. В основе системы управления ресурсами (затратами) лежат следующие принципы: бюджет формируется путем индексации сложившихся расходов, существуют жесткие бюджетные ограничения; отсутствие обоснований ожидаемых результатов и сведение управления бюджетом с контролем соответствия фактических и плановых показателей.

Концепция управления результатами предполагает иные принципы и подходы к управлению бюджетными ресурсами такие, как: формирование бюджета исходя из целей и планируемых результатов социально-экономической политики, формирование общей суммы ассигнований на выполнение определенных функций программ и другие.

Помимо вышеперечисленных пунктов для грамотного составления бюджета в каждом субъекте Российской Федерации необходимо учитывать объем льгот на каждый период составления бюджета.

Налоговые льготы - это особое право налогоплательщика, предусмотренное законодательством Российской Федерации, дающее преимущество перед другими налогоплательщика в освобождении от уплаты налога или в значительном уменьшении суммы налога (ст. 56 НК РФ) [3].

Своим правом льгот могут воспользоваться определенные социальные слои российского населения, указанные в статье 407 Налогового Кодекса РФ, которые, по мнению органов власти РФ, являются наиболее уязвимыми в экономической сфере и некоторые категории таких граждан получают их за счет выслуги перед государством в качестве социальной поддержки:

  • герои Советского Союза и Герои Российской Федерации, а также лица, награжденные орденом Славы трех степеней;
  • инвалиды I и II групп инвалидности;
  • инвалиды с детства, дети-инвалиды;
  • участники гражданской войны, Великой Отечественной войны, других боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, и бывших партизан, а также ветераны боевых действий;
  • лица вольнонаемного состава Советской Армии, Военно-Морского Флота, органов внутренних дел и государственной безопасности, занимавшие штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, либо лица, находившиеся в этот период в городах, участие в обороне которых засчитывается этим лицам в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, установленных для военнослужащих частей действующей армии;
  • пострадавшие от катастрофы на Чернобыльской АЭС;
  • военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более;
  • лица, принимавшие непосредственное участие в составе подразделений особого риска в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;
  • пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, а также лица, достигшие возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которым в соответствии с законодательством Российской Федерации выплачивается ежемесячное пожизненное содержание
  • члены семей военнослужащих, потерявших кормильца, признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и т.д.

По данным, представленным на Интернет-ресурсе https://budget.gov.spb.ru, налоговые доходы бюджета города Санкт- Петербург за период с 2018 по 2020 гг. составили (табл. 1):

Таблица 1.

Налоговые доходы бюджета Санкт-Петербурга за период с 2018 по 2020 гг., тыс. руб.

Вид налога

2018

2019

2020

Налог на доходы физических лиц

256 869

276 363

300 687

Налог на прибыль организаций

160 339

188 695

175 661

 Налог на имущество физических лиц

3 117

3 655

4 293

Транспортный налог

10 751

11 569

12 085

Земельный налог

5 589

5 760

5 750

 

Также, в общей сложности, фактические налоговые доходы бюджета составили 521 352,9 тыс. рублей в 2018 г., в 2019 г. - 576 333,2 тыс. рублей, а в 2020 г. - 587 216 тыс. рублей. При этом имеются расхождения с плановыми данными (рис. 1).

 

Рисунок 1. Плановые и фактические показатели налоговых доходов бюджета Санкт- Петербурга, тыс. руб.

 

На рисунке 1 можно увидеть положительную динамику поступления налоговых доходов в бюджет Санкт- Петербурга. Превышение фактических показателей над плановыми говорит о том, что ФНС проводит достаточно большой комплекс налоговых мероприятий для увеличения доходов каждого субъекта Российской Федерации: создание личных кабинетов налогоплательщиков и проведение достаточно широкой информатизации каждого налогоплательщика. Помимо этого проводятся дополнительные мероприятия для выявления фактов ухода от налогообложения.

По данным, представленными УФНС РФ по Санкт- Петербургу, за период с 2018  по 2020 налоговые расходы бюджета имели следующий объем (табл. 2):

Таблица 2.

Объем налоговых льгот в Санкт- Петербурге с 2018  по 2020 гг., млн руб.

Вид налога

2018

2019

2020

Налог на прибыль организаций

7 326,4

6 544,6

6 000

Налог на имущество физических лиц

149

376,3

419,2

Транспортный налог

628,8

754,3

810,7

Земельный налог

1 377

623,9

600

 

Как видно из таблицы 2, за весь отчетный период увеличился объем льгот, предоставляемых по налогу на имущество физических лиц. Это обусловлено тем, что в соответствии с пунктом 6 статьи 3 Закона Санкт- Петербурга № 643-109 имущество физических лиц, которые не является жилым, а носит коммерческий или иной характер, имеет пониженные ставки при расчете суммы налога к уплате в бюджет. Также с 2019 года, что было описано выше в теоретической части данной работы, определенные льготы имеют граждане, проживающие или имеющие в собственности площадь в коммунальной квартире.

Сокращение объема льгот по земельному налогу связано с тем, что автономным, бюджетным и казенным учреждениям, созданным в Санкт- Петербурге, вели ограничение по данной преференции, в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 11-7-1 Закона Санкт- Петербурга № 81-11.

По данным Министерства Финансов РФ сумма налоговых расходов в федеральном бюджете следующая (табл. 3):

Таблица 3.

Налоговые расходы Федерального бюджета за период с 2018 по 2020 гг., млрд руб.

Вид налога

2018

2019

2020

Темп прироста

Налог на прибыль организаций

111,5

133,4

129,3

-4,1

Имущественные налоги физических лиц

241,3

327,6

336,7

94,4

Земельный и транспортный налоги

330,4

370,8

374,1

44,5

 

При проведении анализа налоговых расходов бюджетов различных уровней можно сделать вывод о том, что государство пытается оказать социальную поддержку своим гражданам, что обусловлено достаточно широкими введениями льгот для социально незащищенных слоев населения.

Но при этом, если рассматривать доходы бюджета Санкт- Петербурга за период с 2018 по 2020, то видно, что несмотря на большое количество социальных льгот, город все равно опережает поставленные показатели и получает гораздо больше запланированных поступлений.

Сокращение льгот налоговых льгот в Санкт-Петербурге в 2020 г. происходит из-за того, что отменили ЕНВД. Также с середины октября 2020 также был запущен проект «Самозанятые», который предполагает использование этой системы гражданам, который получает доход от своей профессиональной деятельности (бухгалтерские услуги, сдача помещений в аренду и т.д.). При использовании данного вида налогообложения, гражданин платит налог 4% с продажи при выполнении услуги для физического лица и 6% для оказания ряда услуг юридическому лицу.

Чтобы повысить результативность расходов бюджета с учетом ограниченного ресурса нужен был более эффективный метод. Соответствующее постановление Правительства РФ № 249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов» было принято в 2004 году. С принятием указанного постановления начался поэтапный переход от сметного планирования и финансирования расходов к бюджетному планированию, ориентированному на достижение конечных общественно значимых и измеримых результатов. В рамках концепции «управления результатами» бюджет формируется исходя из целей и планируемых результатов государственной политики. Бюджетные ассигнования имеют четкую привязку к функциям (услугам, видам деятельности), при их планировании основное внимание уделяется обоснованию конечных результатов в рамках бюджетных программ. [1]

В результате совершенствования организации бюджетного процесса в практику бюджетного планирования был введен метод бюджетирования, ориентированного на результат. Бюджетирование, ориентированное на результат — это система формирования и исполнения бюджета, которая отражает взаимосвязь между бюджетными расходами и достигнутыми результатами. При этом повышается ответственность и расширяется самостоятельность участников бюджетного процесса в рамках среднесрочных ориентиров. Важным направлением реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации было совершенствование среднесрочного финансового планирования. В режиме скользящей трехлетки на федеральном уровне бюджет начали формировать с 2007 года. Тогда же был принят закон «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» от 24.07.2007 года № 198-ФЗ. Этот документ являлся механизмом среднесрочного бюджетного планирования публично-правовых образований.

Тем не менее, методы бюджетирования, ориентированного на результат, не решили в полном объеме проблемы эффективного использования бюджетных средств. В 2010 году Правительство РФ утвердило программу по повышению эффективности бюджетных расходов до 2012 года. Ее главная цель — способствовать повышению эффективности деятельности публично-правовых образований по выполнению государственных (муниципальных) функций и обеспечению потребностей граждан и общества в государственных (муниципальных) услугах. Для реализации указанной цели в 2010–2012 годах предлагалось внедрение программно-целевых принципов организации деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления; применение в полном объеме всех норм бюджетного законодательства в части формирования 3-летнего бюджета; переход к утверждению «программного» бюджета. Основой разработки программ является реализация принципа программно-целевого формирования бюджетов, ориентированного на конечный результат. Минэкономразвития России совместно с Минфином России разработаны и утверждены приказом от 26 декабря 2012г. № 817 Методические указания по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации. Внедрение принципов формирования программного бюджета предполагает сохранение и усиление роли существующих инструментов бюджетного планирования: реестра расходных обязательств, адресной инвестиционной программы, обоснований бюджетных ассигнований.

Федеральным законом «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием бюджетного процесса» 07.05.2013 г. № 104-ФЗ был предусмотрен переход к формированию бюджетов в структуре государственных (муниципальных) программ. Впервые федеральный бюджет на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов был сформирован в структуре утвержденных государственных программ Российской Федерации. [4]

Перечень государственных программ Российской Федерации, состоящий из 44 программ, был утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2010г. № 1950-р (с изменениями на 31 января 2017 г.). Сущность программно-целевого метода состоит в отборе основных целей социально-экономического и научно-технического развития, разработке мероприятий по их достижению в намеченные сроки при сбалансированном обеспечении ресурсами и эффективном развитии производства. Переход на программный бюджет является важным шагом, однако необходимо также реально оценивать результаты осуществления бюджетных расходов. Поэтому в 2010 году Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2010г. № 588 был утвержден Порядок разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации. Важным шагом в совершенствовании планирования расходной части бюджета РФ являлось принятие федерального закона № 83 от 08.05.2010 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» изменившего правовой статус указанных учреждений. С принятием этого закона основными типами государственных, муниципальных учреждений признаются автономные, бюджетные и казенные учреждения. Изменился и порядок планирования и финансирования этих учреждений. Введен новый принцип планирования расходов бюджетов — на основе государственного (муниципального) задания.

Распоряжением Правительства РФ 30 декабря 2013 года № 2593-р была утверждена Программа повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года. Необходимость разработки и принятия указанной Программы связана с тем, что сохраняется ряд нерешенных проблем в области эффективного использования бюджетных средств. В частности отмечается, что отсутствует целостная система стратегического планирования; наблюдается незавершенность формирования и ограниченность практики использования государственных (муниципальных) программ в качестве основного инструмента для достижения целей государственной (муниципальной) политики и основы для бюджетного планирования; недостаточна действенность механизма среднесрочного бюджетного планирования. [2] При внедрении в практику бюджетного планирования государственных программ деятельность министерств и ведомств будет увязываться с общими приоритетами развития, а также достижениями стратегических целей. Таким образом, государственные (муниципальные) программы должны стать ключевым механизмом, с помощью которого увязываются стратегическое и бюджетное планирование. В настоящее время еще не сформирована однозначная позиция относительно внедрения программного бюджета на региональном и муниципальном уровнях бюджетной системы РФ. Многие экономисты связывают это с отсутствием методических рекомендаций по разработке и реализации государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ. В современных условиях развитие государственных (муниципальных) программ как основного инструмента планирования и повышения эффективности бюджетных расходов продолжается. В результате внедрения государственных программ на федеральный, региональный и муниципальный уровни возникнет необходимость дальнейшего совершенствования планирования расходов бюджетной системы РФ в части определения механизмов управления рисками государственных программ; срокам проведения оценки эффективности реализации государственных программ Российской Федерации и другим показателям. Таким образом, проблема совершенствования планирования расходов бюджета РФ и повышения эффективности бюджетных расходов остается актуальной для всех уровней бюджетной системы РФ.

 

Список литературы:
1. Постановление Правительства РФ от 22 мая 2004 г. N 249 "О мерах по повышению расходов» // http://www.consultant.ru/
2. Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2013 N 2593-р «Об утверждении Программы повышения эффективности управления общественными (государственными и муниципальными) финансами на период до 2018 года» // http://www.consultant.ru/
3. Статья 56 НК РФ. Установление и использование льгот по налогам и сборам // http://www.consultant.ru/
4. Федеральный закон «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием бюджетного процесса» 07.05.2013 г. № 104-ФЗ // kremlin.ru/