Статья:

ЗНАЧЕНИЕ И РОЛЬ КОНТРОЛЛИНГА В ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ

Конференция: XLVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Рябиков С.Г. ЗНАЧЕНИЕ И РОЛЬ КОНТРОЛЛИНГА В ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XLVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2(47). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/2(47).pdf (дата обращения: 23.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ЗНАЧЕНИЕ И РОЛЬ КОНТРОЛЛИНГА В ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ

Рябиков Салават Газинурович
студент ТПИ им. Д.И. Менделеева (филиал ТюмГУ), РФ, г. Тобольск

 

THE MEANING AND ROLE OF CONTROLLING IN THE DIGITAL ECONOMY

 

Salavat Ryabikov

Student TPI them. D.I. Mendeleev (branch of Tyumen State University), Russia, Tobolsk

 

Одной из приоритетных национальных идей в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2018г. №204 является развитие технологической сферы РФ и внедрение высоких технологий в социально-экономическую жизнь страны [1]. Цифровая экономика - экономика данных, которые создаются, передаются, обобщаются, хранятся и самое главное анализируются. На базе этих данных принимают своевременные и стратегические управленческие решения, которые позволяют сделать деятельность организации результативной и продуктивной, что конечном итоге повышает качество жизни населения.

Потребность возникновения определения «контроллинг» можно объяснить несколькими факторами:

- непостоянство внешней среды выдвигает дополнительные условия к концепции управления;

- усложнение организационных структур управления требует механизм координации управленческих процедур внутри самой системы;

- наличие значительного числа информации не полностью обеспечивает принцип ее релевантности в ходе обеспечения принятия стратегических решений;

- имеется стремление к синтезу и интеграции разных сфер знаний и человеческой деятельности.

Контроллинг в условиях цифровой экономики необходимо расценивать как целую теорию саморегулирования управления организацией на базе встроенной информационной системы, которая обеспечивает методическую и инструментальную основу поддержки своевременного и продуманного управления. Это, по мнению многих ученых, полностью соответствует условиям цифровой экономике.

Можно выделить следующие тенденции контроллинга в цифровой экономике: планирование, организация, учет, контроль, анализ, регулирование. Информационная концепция планирования гарантирует процесс моделирования результатов при разных альтернативных маршрутах достижения оптимальных и стратегических целей, а кроме того выбор рациональных вариантов из всех возможных. В постановку планового задания, в их систематизацию вступает целеполагание и развитие стратегических и оперативных целей компании. К финансовым инструментам планирования относятся целевые комплексные программы и бюджеты. Отсюда следует, что информатизация планирования рассматривается в качестве поискового мониторинга вероятного состояния компании в ее взаимодействии с внешней средой в условиях цифровой экономики, в долгосрочной перспективе. Оперативный и стратегический план содержит в себе миссию и концепцию организации, список ее основных стратегий, оперативных, стратегических целей и направлений [3].

Информационная концепция организационной составляющей содержит в себе развитие информации о существующей организационной структуре управления, которая способна сконцентрировать внимание на сборе, обобщении, анализе, хранении, передаче данных, которые именуются как «big data».

При этом исполняя данные мощности, формируя инструменты для деятельности с огромным потоком информации, нужно вместе с этим решать проблемы, которые связанны с унификацией, использующихся в этом процессе. Это можно обеспечить в случае принятия решений касаемо перемен и исправлений в организационной структуре управления организации. Вопрос о перемене структуры управления довольно деликатен и непрост, по этой причине он должен быть решен с учетом объективных факторов, которые касаются внешней среды, диктующей условия и варианты вероятных перемен.[2]

Для реализации миссии, стратегических и оперативных целей проводится анализ внешней и внутренней среды. Хозяйствующее лицо регулярно пребывает в состоянии обмена с внешней средой, обеспечивая себе этим возможность выжить. Исследования внутренней среды компании ориентирован на помощь менеджменту подробно разобраться в задачах ее работы, понять, оправданы ли стратегии, которые применяются в компании, определить эффективность использования ресурсов для поддержания данных стратегий в условиях цифровой экономики.

Контроль состоит в установке оценочных характеристик, в измерении достигнутых результатов и их отклонении от определенных норм, в отслеживании хода исполнения принятых управленческих решений и оценки достигнутых результатов в ходе их выполнения. Данным условиям значительно соответствует сбалансированная система показателей. При развитии сбалансированных показателей достижение ожидаемого результата от применения всех возможных источников информации потребует их надлежащей систематизации и обработки, в первую очередь отталкиваясь от преследуемых целей. Подобным способом, становится очевидной потребность системного представления внешних и внутренних информационных источников в этом процессе.

Существенную роль в концепции управления организацией в условиях цифровой экономики отводится учетно-информационному обеспечению маркетинга, включающее в себя выход за границы внутренней среды и получение информации о внешней среде, рынках, конкурентах и т.д. Также оно включает в себя определение зависимости между выбранной миссией и реализацией методологии учета для развития учетных данных. На сегодняшний день довольно часто стали говорить о стратегическом управленческом учете. Формирование анализа, планирования, контроля значительно зависит от состояния учета, от его информационных способностей. Информация для целей управления должна поступать вовремя и быть высококачественной, правильно отображать положение объекта управления [9].

Содействие высшего маркетинга в осуществлении стратегии, достижении целей заключается в том, что он способен проводить переоценку плана реализации стратегии в случае, если этого потребуют обстоятельства. Стратегический и оперативный план должны подвергаться модификации при особых условиях. Переоценка характеристик контроля, стратегических и оперативных целей, стратегий и направлений в условиях цифровой экономики реализуется при помощи информатизации концепции контроллинга, именуемым «регулирование». Регулирование напрямую сопряжено с контролем. Контроль и регулирование осуществляют роли гибких инструментов корректировки параметров контроля, при помощи которых ход бизнес-процессов постоянно вводится в жесткие рамки, установленные проектом.

Таким образом, в процессе информатизации контроллинга планирование, организация, анализ, учет, контроль и регулирование довольно тесно переплетены, и это усложняет определение четкой их стадийности. В заключении следует отметить, что переход на цифровую экономику предполагает собой высшую степень учетной, контрольной и аналитической системы управления организацией, что обеспечивает введение в практику экономических субъектов концепции контроллинга.

 

Список литературы:
1. Указ Президента РФ от 07.05.2018 №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // Собрание законодательства РФ, 14.05.2018, №20, ст. 2817
2. Азарова Л.В., Коновалова А.С. Контроллинг стратегического управления // Вестник Тверского государственного университета. Серия «Экономика и управление». 2017. № 2. С. 96-103. 
3. Власов А.Н., Петров Б.Ю. Системы управления процессами: Учебное пособие - М.: МГУ, 2018. - 209 с.
4. Волкова А.А., Плотников В.А., Рукинов М.В. Цифровая экономика: сущность явления, проблемы и риски формирования и развития // Управленческое консультирование. 2019. № 4 (124). С. 38-49.
5. Круглова И.С. Оперативный и стратегический контроллинг как результат эволюции национальных систем // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. 2014. № 14. С. 139-143.
6. Трюшникова Е.С., Разнова Н.В. Стратегический контроллинг как инновационный способ управления конкурентоспособностью и развитием бизнеса организации // Наука и Мир. 2017. Т. 3, № 3 (43). С. 33-36.