Статья:

ЦИФРОВИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Конференция: LVII Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Экономика

Выходные данные
Шпакова К.А. ЦИФРОВИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. LVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 12(57). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/12(57).pdf (дата обращения: 27.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ЦИФРОВИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Шпакова Ксения Андреевна
студент, Институт Экономики и Управления, ФГАОУ ВО Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского, РФ, г. Симферополь
Федченко Светлана Сергеевна
научный руководитель, ассистент, Институт Экономики и Управления, ФГАОУ ВО Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского, РФ, г. Симферополь

 

В области цифровизации политика государства направлена на создание качественной основы для технологического развития и создание благоприятных условий для прогресса во всех сферах человеческой деятельности и граждан страны. Сегодня процесс цифровизации госуправления является одним из главных в контексте обостряющихся глобальных вызовов цифрового технологического развития. В то же время цифровизация государственного управления приобретает одно из важных значений в контексте возросших социально-экономических рисков [1, с. 46-48].

Понятия "Открытое правительство", "Цифровое правительство", "Цифровая трансформация" стали одними из ключевых элементов дискурса государственного управления в XXI веке.. Это идеал, за который борются современные политические лидеры, и стандарт, который журналисты, граждане и организации гражданского общества используют для борьбы с коррумпированными лидерами и латентными институтами. Как и многие другие популярные концепции государственного управления, термин "оцифровка" может иметь различные значения. Иногда это предназначено только для того, чтобы облегчить поток информации для государственных граждан; замена старых закрытых процедур принятия решений системой, в которой граждане имеют право знать, что делают их лидеры.

Некоторые исследователи изучают современные методы и модели цифрового государственного управления. Ю.И. Трещевский отмечает, что цифровизация развития территориальных социально-экономических систем имеет фундаментальное значение, Е.II. Это связано с трансформацией организационных, производственных и технологических связей в различных подсистемах [2, с. 103-114].

Ю.И. Грибанов отмечает, что одной из стратегических задач и национальных приоритетов для большинства современных стран является внедрение информационно-коммуникационных технологий и развитие элементов информационного общества [3, с. 95-114].

А.И. Левин и В.И. Шошина указывают, что в условиях информатизации основные тенденции развития государственного управления постулируются такими понятиями, как административная направляемость и системная адаптируемость [4, с. 5-10].

В условиях цифровизации общества процесс взаимодействия органов власти и населения происходит по следующим направлениям: предоставление населению достоверной и полной информации о деятельности государственных органов в соответствии с определенными принципами, такими как ответственность и открытость, а также доступ к программам социального и экономического развития общество; усиление роли модерна; расширение сферы доступа граждан к электронным ресурсам для получения клиентоориентированных услуг [5].

Цифровая среда создает новые экономические возможности для граждан и организаций. Во всем мире, в регионах, городах и странах, большая прозрачность и более широкий доступ к информации стимулируют экономический рост, развивают секторы и стимулируют инновации.

Роль цифровой трансформации напрямую влияет на самих государственных служащих. Цифровизация предъявляет новые требования к навыкам государственных служащих, и они должны своевременно реагировать на этот спрос.

Сторонники цифровой трансформации говорят, что новые возможности для онлайн-общения позволяют гражданам более активно участвовать в принятии демократических решений и государственном управлении, чем когда-либо прежде. Новые онлайн-платформы позволяют гражданам выражать свои взгляды и сотрудничать с правительственными учреждениями и политическими лидерами. Кроме того, эти платформы также могут оптимизировать процесс принятия политических решений, поскольку граждане лучше понимают, кто и сколько людей поддерживают это решение. Инициативы открытого правительства также могут повысить доверие общественности к правительству.

Использование цифровых инициатив также может улучшить процесс внедрения и результаты политики. Эти улучшенные результаты могут включать более высокий уровень административных услуг или совершенно новые подходы к решению основных социальных проблем, таких как глобальное потепление или безработица.

Таким образом, формирование электронного правительства позволяет решить ряд наиболее актуальных задач: 

сокращение трудовых и финансовых ресурсов в государственных структурах с целью обмена информацией между различными ведомствами;

  • улучшение качества услуг, оказываемых органами власти населению;
  • значительное сокращение времени на получение государственных услуг гражданами за счет использования ИТК, т.е. путем повышения скорости предоставляемых услуг; 
  • усовершенствование механизмов управления и эффективности самой системы; 
  • увеличение диапазона возможностей контроля за деятельностью органов власти со стороны граждан за счет открытости и прозрачности самой системы управления; 
  • снижение административной нагрузки на органы власти за счет уменьшения числа обращений традиционным путем, т.е. в бумажной форме [3].

Современные цифровые технологии оказывают положительное влияние на качество и скорость предоставления государственных услуг. Упрощается процесс взаимодействия граждан и юридических лиц с органами исполнительной власти, что делает их более привлекательными и менее трудоемкими. Благосостояние населения и экономическое развитие страны зависят от степени цифровизации процесса государственного управления. Кроме того, повышается информационная открытость государственных органов.

Следует отметить, что в настоящее время необходимо разработать стандарты в области цифровизации государственного управления с обязательным отчетом об удовлетворенности населения работой органов государственной власти. Все это позволит повысить качество работы государственных органов и, соответственно, качество жизни.

 

Список литературы:
1. Королева Е.Л. Цифровизация государственного управления в Смоленской области: проблемы и перспективы // Цифровая трансформация государственного и муниципального управления: сборник материалов Всерос. науч. конф. (Чебоксары, 1 июля 2021 г.) / ред. кол.: Н.В. Морозова [и др.] – Чебоксары: ИД «Среда», 2021. – С. 46-48. 
2. Трещевский Ю.И., Праченко А.А. Угрозы развитию цифровой экономики в России // Цифровая экономика и онлайн-обучение: Европейский опыт, 2020, с. 103-114.
3. Грибанов Ю.И. Перспективная модель государственного управления для формирования эффективного механизма взаимодействия экономических субъектов в условиях цифровизации экономики // Шумпетеровские чтения Пермского национального исследовательского политехнического университета, 2018, с. 95-114. 
4. Левин А.И., Шошина В.И. Тенденции развития государственного управления в условиях цифровизации экономики // Государство и общество: вчера, сегодня, завтра, 2019, no. 2, с. 5-10.
5. Гаджиметов Б.Э., Щукин О.С., Яковлева И.К. Внедрение цифровых технологий в процесс государственного управления регионом. Современная экономика: проблемы и решения. https://journals.vsu.ru/meps/article/view/7239