Статья:

ОСОБЕННОСТИ ВВЕДЕНИЯ ЕДИНОГО НАЛОГА НА НЕДВИЖИМОСТЬ В РОССИИ

Конференция: II Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: 11. Экономика

Выходные данные
Лисицкий Д.С. ОСОБЕННОСТИ ВВЕДЕНИЯ ЕДИНОГО НАЛОГА НА НЕДВИЖИМОСТЬ В РОССИИ // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. II междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2. URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/2(2).pdf (дата обращения: 11.08.2022)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ОСОБЕННОСТИ ВВЕДЕНИЯ ЕДИНОГО НАЛОГА НА НЕДВИЖИМОСТЬ В РОССИИ

Лисицкий Дмитрий Сергеевич
бакалавр экономического факультета по профилю «Налоги и налогообложение, (НИУ БелГУ), г. Белгород
Соловьева Наталья Евгеньевна
научный руководитель, канд. эконом. наук, старший преподаватель кафедры «Налоги и налогообложения», Белгородского национального исследовательского государственного университета, (НИУ БелГУ), г. Белгород

 

На современном этапе развития рыночных отношений, проявляется весомая значимость налогового института, вследствие чего возникает необходимость в реформировании налоговой системы в целом. Данное направление модернизации диктуется инновационными тенденциями развития рынка и общества, тем самым способствует реализации мероприятий, направленных на изменения в налоговой системе Российской Федерации. На сегодняшний день в России действует реформа, улучшающая технологию и процесс исчисления и взимания налогов, а также качество и достоверность официальной отчетности доходов и имущества. Следует отметить, что наиболее активно проявляется внедрение единого налога на недвижимость по всей территории РФ. Анализируя результаты исследования целесообразности и эффективности применения единого налога на недвижимость в стране, можно выявить ряд рекомендаций в теоретическом и практическом аспектах. В соответствии со статьей 132 Конституции РФ, местное самоуправление обладает полномочиями самостоятельно утверждать и исполнять местный бюджет, а также устанавливать и местные налоги и сборы [1]. Регионы, обладающие достаточно устойчивой материально-финансовой базой, имеют преимущества в выполнении своих основных функций, однако следует учесть влияние мирового кризиса 2008 года на экономику России, в результате которого снизились доходы местных бюджетов, что привело к «стагнации» в развитии всех сфер жизнедеятельности. Основная часть консолидированного бюджета субъекта РФ приходится на налоговые доходы, среди которых следует выделить: налог на прибыль физических лиц, акцизы, налог на имущество организаций и налог на добычу полезных ископаемых. Рассматривая налог на имущество организаций, были выявлены недостатки: в плане неполного учёта и недостоверной оценки недвижимости, неразвитости унифицированной формы налогообложения объектов недвижимости, что и сказывается на утрате фискальной значимости недвижимого имущества.

Разработка и первое чтение законопроекта о налоге на недвижимость были осуществлены в 2004 году. На протяжении восьми лет была проведена колоссальная доработка единого налога на недвижимость по её рыночной стоимости, в ходе которой применялись методы научного эксперимента. Так, в 2012 году в качестве налогового эксперимента был введён единый налог на имущество в некоторых регионах страны.

На сегодняшний день, существует масса результатов практического применения данного налога, среди которых необходимо выбрать наиболее эффективный вариант и способ становления системы налогообложения недвижимости. Однако практическое применение налога выявило множество недочётов в сфере недвижимости, в частности, слаборазвитой взаимосвязи между государственными органами, что проявляется в обмене информацией о налогоплательщиках, также узко применимая методика расчёта в реальных условиях. Исследуя внутреннюю структуру налога на недвижимость, следует отметить, что налог на имущество физических лиц был введён в использование 9 декабря в 1991 году, который стал неотъемлемой частью муниципальных бюджетов. Объектом налогообложения, по данному налогу, стали как помещения и сооружения, так и доля в праве общей собственности. Налоговая база определяется с помощью инвентаризационной стоимости имущества, по состоянию на 1 января года, следующего после отчётного. Органы технического учёта и инвентаризации высчитывают данную инвентаризационную стоимость, которая определяется с учётом динамики роста цен на стройматериалы, также сюда включается восстановительная стоимость и износ строения на дату переоценки [2].

Налоговые льготы устанавливаются в соответствии с законодательством субъектов РФ, а налоговые ставки устанавливаются от 0,1 % до 2 %. Следующий элемент системы — это налог на землю. Варьирование налоговой ставки по данному налогу от 0,3 % до 1,5 % , однако, производимые расчёты строятся на основе кадастровой стоимости, которая в свою очередь зависит от количественных и качественных характеристик земельных участков, если он будет использоваться по назначению. Некой особенностью кадастровой оценки является то, что земля сельскохозяйственного назначения зачастую превышает её рыночную стоимость в 2—5 раз. Рассматривая данные налоги, которые схожи по своей структуре, нужно отметить, что исчисление по перечисленным налогам ведется как на твёрдых ставках, так и на адвалорных (для физических лиц применяется прогрессивный метод). Говоря о налоговых базах, следует заметить, что их подсчёт производится на основании различных стоимостных показателей, проблемой которых является неточность в отображении действительной цены недвижимости [4]. Анализируя перспективы введения единого налога на недвижимость на всей территории Российской Федерации, можно сделать вывод, о необходимости создать соответствующее правовое пространство, оформить реестр гражданских прав на недвижимость, эффективно осуществлять работу в государственном земельном кадастре, разработать методы профессиональной оценки недвижимости, учет возведенных и возводимых строений на подведомственной территории. Таким образом, субъекты РФ, которые реализуют все указанные критерии, смогут полноценно перейти на единый (консолидированный) налог на недвижимость, отказавшись от трёх отдельных налогов, что в свою очередь, упростит работу налоговых служащих, а также создаст благоприятный климат (справедливость и гласность) для налогоплательщиков. Так как налоговая ставка по консолидированному налогу на недвижимость будет удерживаться на уровне 0,1 % от рыночной стоимости объекта налогообложения, это создаёт положительный характер налоговых поступлений и кроме того не обременяет налогоплательщиков. Для лиц, доходы которых ниже прожиточного минимума, и для людей, обладающих жильем меньше 55 м2, Правительство РФ будет предоставлять льготы по уплате налога, и возможна ещё более снисходительное решение — это применение налоговой ставки в размере 0 %. На сегодняшний день остается лишь один не рассмотренный вопрос об имуществе, прилежащем к территории объекта налогообложения (спортивные площадки, подвалы, чердаки и т. д.), которое не учитывается при исчислении налога, однако на основании Жилищного кодекса РФ, который отражает пропорционально площади квартиры долевое участие жителей многоквартирных домов к имуществу, прилежащему к территории жилых домов [3]. В результате чего возникают спорные вопросы, решением которых станет лишь унификация метода налогообложения земельных участков и находящегося на них недвижимого имущества. В законодательстве Российской Федерации отсутствует стратегическая методология по формированию и оценке объектов недвижимости, что создает обязанность к устранению пробела в законодательстве страны. Таким образом, можно обобщить все результаты о проведённом анализе нововведения, причём выделяя положительную и отрицательную стороны. Положительный характер налога на недвижимость заключается в том, что слияние налогов на имущество и землю снизит затраты на администрирование налога, создание единой базы данных по объектам недвижимости, начнёт действовать постоянный и надежный источник налоговых поступлений в местные бюджеты, в основе которого кроется принцип справедливого налогового бремени. Кроме того, постоянные доходы местного бюджета стимулируют реализацию социально — экономических проектов, которые повысят уровень жизни населения. К отрицательной стороне введения налога на недвижимость можно отнести:

  • снижение спроса на недвижимость;
  • увеличение расходов на содержание жилья;
  • приостановка строительства, как многоквартирных домов, так и малоэтажных;
  • сокращение сделок аренды и купли-продажи;

Говоря о перечисленных выше отрицательных последствиях, следует выделить несколько вариантов снижения налогового риска, т. е. избежать негативного последствия при уплате налога на недвижимость. Во-первых, что необходимо заметить, это защищённость налога. Суть данной особенности заключается в непосредственном использовании жилья, т.е. уплата единого налога на недвижимость распространяется на тех лиц, которые оплачивают коммунальные услуги, поэтому результативно было бы включать сумму налога в расчёты энергосбыта, теплоэнерго, водоканала. Подобные действия широко применяются в практическом использовании налога на добавленную стоимость. Во-вторых, современная экономика делает упор на открытости и прозрачности действий государства, в частности в сфере налогообложения. Правительство РФ стремится создать условия, при которых налогоплательщики способны следить за целевым использованием денег, что исключит сомнения в целесообразности уплаты налога, а это в свою очередь сведет к минимуму социальную напряженность. В-третьих, объективной мерой для любой недвижимости является площадь, выраженная в квадратных метрах, все остальные показатели субъективны.

Подводя итоги, можно сказать, что единый налог на недвижимость повлияет на уровень жизни населения, благоустройство социально значимой недвижимости, однако для реализации поставленных целей нужно учитывать «комфортное» для населения введение налога. Под этим следует понимать методику исчисления налога, в которую включается платежеспособность, уровень доходов граждан, принципы открытости и справедливости в распределении налогового бремени. Благодаря этому сумма налога будет зависеть от площади жилья, чем больше она, тем, соответственно, выше сумма налога. Для социальной защиты определенных категорий граждан должны использоваться налоговые вычеты, которые обеспечат перенос налогового бремени с низкообеспеченного слоя населения на тех лиц, которые обладают дорогими объектами недвижимости. Исчисление налога на недвижимость будет установлено настоящим законом (Налоговым кодексом РФ), согласно которому максимальная ставка равна 0,1 % от кадастровой стоимости, однако в каждом субъекте РФ местные власти будут рассчитывать свою налоговую ставку, с учётом федеральной. Отсюда могут возникнуть разногласия в плане стоимости жилья, ведь установление высокой налоговой ставки повлечёт повышение цены за квадратный метр, вследствие чего, снизится спрос на жилье и повысится предложение на рынке недвижимости. Единый налог на недвижимость, введенный на всей территории России, окажет свое влияние на местные бюджеты, на развитие налогового управления, упрощение в уплате налога, в связи с унификацией платежей, обеспечение справедливого налогового бремени.

 

Список литературы:

  1. Конституция Российской Федерации [ Текст ]: офиц.текст. М.: Юристъ, 2012. 63 с.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации: Часть первая и вторая [Текст].офиц.текст. М.: Проспект, КноРус, 2012. 832 с.
  3. Налоговая политика. Теория и практика для магистрантов [Текст]: // под ред. И.А. Майбурова. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. 519 с.
  4. Does Tax Competition Raise Voter Welfare. Besley T., Smart M. [Text]. — London: London School of Economics, 2011. — 21 с.